Место и роль таможенных органов сохранения культурных ценностей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:49, реферат

Краткое описание

Проблема охраны культурных ценностей в последнее время приобретает особую актуальность. Негативными тенденциями становятся увеличение масштабов нелегального рынка культурных ценностей и вовлечение недвижимых объектов в экономическую деятельность. Как пра-вило, культурные ценности попадают в нелегальный оборот посредством хищений из музеев и церквей, контрабанды, незаконных археологических раскопок. Угрозу для культурных ценностей представляют также неадекватная реконструкция недвижимых объектов и снос по соображениям экономической нецелесообразности их сохранения в искомом месте и состоянии, осуществляемый ввиду их невысокой имущественной (балансовой) стоимости без серьезных уголовно-правовых последствий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля ………… 5
1.1. Понятие и классификация объектов культурных ценностей ………… 5
1.2. Правовое регулирование перемещения культурных ценностей
через таможенную границу …………………………………………….
9
2. Таможенный контроль за ввозом и вывозом культурных ценностей… 12
2.1. Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей ………. 12
2.2. Таможенный контроль за ввозом и временным ввозом
культурных ценностей …………………………………………………..
19
Заключение ..............................................................................................…......... 22
Список использованных источников ..........................…................................... 23

Вложенные файлы: 1 файл

KUL_TURN_TsENNOSTI_20str.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………

3

1.

Культурные ценности как объекты таможенного контроля …………

5

1.1.

Понятие и классификация объектов культурных ценностей …………

5

1.2.

Правовое регулирование перемещения культурных ценностей

через таможенную границу …………………………………………….

 

9

2.

Таможенный контроль за ввозом и вывозом культурных ценностей…

12

2.1.

Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей ……….

12

2.2.

Таможенный контроль за ввозом  и временным ввозом

культурных ценностей …………………………………………………..

 

19

Заключение ..............................................................................................….........

22

Список использованных источников ..........................…...................................

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема охраны культурных ценностей в последнее время приобретает особую актуальность. Негативными тенденциями становятся увеличение масштабов нелегального рынка культурных ценностей и вовлечение недвижимых объектов в экономическую деятельность. Как правило, культурные ценности попадают в нелегальный оборот посредством хищений из музеев и церквей, контрабанды, незаконных археологических раскопок. Угрозу для культурных ценностей представляют также неадекватная реконструкция недвижимых объектов и снос по соображениям экономической нецелесообразности их сохранения в искомом месте и состоянии, осуществляемый ввиду их невысокой имущественной (балансовой) стоимости без серьезных уголовно-правовых последствий.

Между тем, общественная опасность такого рода деяний состоит в том, что культурные ценности являются уникальными предметами культурологического, а не имущественного характера, а посягательства на них могут повлечь их безвозвратную потерю.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей характеризуется определенной спецификой. Как особый вид товара они могут ввозиться в страну и вывозиться за ее пределы под строгим контролем со стороны государственных органов. Лица, заинтересованные в таком перемещении, вступают во взаимодействие с уполномоченными субъектами с целью получения специального разрешения.

Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с Министерством культуры РФ или его территориальными управлениями. Культурные ценности, являющиеся предметом деятельности таможенных органов, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, редких видов животных и растений и др.

В результате оценки ситуации противодействия указанным деяниям приходится констатировать, что таможенные органы являются последним рубежом, способным предотвратить контрабанду рассматриваемых предметов. В этой связи необходимо изыскать пути и средства повышения эффективности деятельности указанных органов, в том числе - с позиции правового обеспечения.

Объект исследования представляет собой деятельность таможенных органов в пределах своей компетенции по реализации правовых режимов, устанавливаемых для обеспечения охраны и защиты культурных ценностей от незаконного перемещения за пределы России.

Предметом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе перемещения через таможенную территорию Таможенного союза культурных ценностей, являющихся национальным культурным наследием России.

Целью настоящей работы является комплексное исследование порядка перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза и особенности их таможенного контроля.

Достижение указанной цели предполагается посредством решения следующих задач исследования:

  1. определить понятие культурных ценностей и провести классификацию объектов культурных ценностей;
  2. раскрыть правовые основы перемещения культурных ценностей через таможенную границу ТС;
  3. изучить порядок перемещения через таможенную границу РФ культурных ценностей.

 

 

 

  1. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТЫ

ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1. Понятие и классификация объектов культурных ценностей

 

В статье 3 Федерального Закона РФ от 23 июня 1999 г. № 115-ФЗ «Основы законодательства о культуре»1 культурные ценности определены как: «…нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко- культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Понятие «культурные ценности» охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т.д.

В статье 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»2 перечисляются категории предметов, подпадающие под действие данного Закона:

- исторические ценности, связанные  в том числе с историческими  событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

- предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

- художественные ценности, в том  числе картины и рисунки целиком  ручной работы, оригинальные скульптурные  произведения, оригинальные художественные композиции и монтажи, художественно оформленные предметы культового назначения (иконы и т.п.), гравюры, эстампы, литографии, произведения декоративно - прикладного искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов;

- составные части и фрагменты  архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

- старинные книги, издания, представляющие  особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный);

- редкие рукописи и документальные  памятники;

- архивы (в т.ч. фото-, фоно-, кино-, видеоархивы);

- уникальные и редкие музыкальные  инструменты;

- почтовые марки и иные филателистические  материалы;

- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

- редкие коллекции и образцы  флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

- другие движимые предметы, в  том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Следует учитывать, что действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Видится, что наиболее актуальный и полноценный вариант понятия «культурные ценности » закреплен в ст. 3 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»:  «Культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.»

В этой норме дефиниции, в отличие от всех предыдущих, к культурным ценностям относятся как материальные, так и нематериальные объекты, что прямо указывает на наличие противоречий и двойственности определений понятия «культурные ценности».

Итак, культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие «культурные ценности» охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.

Культурные ценности чаще всего фигурируют в качестве объекта (предмета) в гражданских и таможенных правоотношениях. В соответствии со ст. 128 ГК РФ их следует отнести к одному из видов вещей, обладающих особой социальной значимостью. Именно особая социальная значимость культурных ценностей порождает их специальный правовой режим, проявляющийся прежде всего в ограничении гражданского оборота и перемещения через таможенную границу.

Несмотря на то, что культурные ценности являются объектом гражданских прав, их определения в ГК РФ не содержится. Аналогичная ситуация существует и в таможенном законодательстве, хотя Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дает четко понять, что одной из разновидностей предмета (объекта) таможенного правоотношения выступают культурные ценности. Поэтому обыденные представления о культурных ценностях требуют формулирования научного определения, тем более что в законодательных актах этот термин используется в разных значениях.

Исследованные нами понятия «культурные ценности», представленные в национальном законодательстве, весьма размыты и содержат элементы тавтологии.

Таможенное законодательство Таможенного союза  (далее – ТС) не предполагает отнесение культурных ценностей к отдельной категории товаров с точки зрения таможенного оформления и, таким образом, с этой стороны – культурные ценности становятся товаром, как любым движимым имуществом, перемещаемым через таможенную границу ТС.

С 1 января 2010 года на основании Решения Межгосударственного совета Евразийского экономичесого сообщества № 18 от 27.11.09 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», вступила в силу Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД), в которой, как и в предшествующей ей ТН ВЭД России, культурным ценностям отведен отдельный раздел, куда входит группа 97 «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат». Законодатель предлагает классификацию культурных ценностей по шести товарным позициям, подробный перечень которых представлен в Приложении 1. Однако следует отметить, что такие товары классифицируются в других товарных позициях ЕТНВЭД, если они не соответствуют условиям, вытекающим из текстов примечаний или товарных позиций данной группы. Изделия, относящиеся к товарным позициям 9701 - 9705, остаются в этих товарных позициях, даже если их возраст превышает 100 лет.

Итак, в структуре таможенного правоотношения культурные ценности выступают в качестве предмета. Законодательные определения данной категории отличаются множественностью и разнообразием, что не способствует единому пониманию сущности культурных ценностей. К основным признакам, позволяющим отнести той или иной предмет к категории культурных ценностей, предлагается отнести: уникальность, значимость для общества, материальность, коммерческую ценность, охрану государством.

1.2. Правовое регулирование перемещения

культурных ценностей через таможенную границу

Основные нормативные правовые акты, регулирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования:

  • Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее – ТК ТС);
  • Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском;
  • Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
  • Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон № 4804-1).

Информация о работе Место и роль таможенных органов сохранения культурных ценностей России