Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:49, реферат
Проблема охраны культурных ценностей в последнее время приобретает особую актуальность. Негативными тенденциями становятся увеличение масштабов нелегального рынка культурных ценностей и вовлечение недвижимых объектов в экономическую деятельность. Как пра-вило, культурные ценности попадают в нелегальный оборот посредством хищений из музеев и церквей, контрабанды, незаконных археологических раскопок. Угрозу для культурных ценностей представляют также неадекватная реконструкция недвижимых объектов и снос по соображениям экономической нецелесообразности их сохранения в искомом месте и состоянии, осуществляемый ввиду их невысокой имущественной (балансовой) стоимости без серьезных уголовно-правовых последствий.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля ………… 5
1.1. Понятие и классификация объектов культурных ценностей ………… 5
1.2. Правовое регулирование перемещения культурных ценностей
через таможенную границу …………………………………………….
9
2. Таможенный контроль за ввозом и вывозом культурных ценностей… 12
2.1. Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей ………. 12
2.2. Таможенный контроль за ввозом и временным ввозом
культурных ценностей …………………………………………………..
19
Заключение ..............................................................................................…......... 22
Список использованных источников ..........................…................................... 23
Соблюдение мер государственного регулирования внешней торговли при перемещении грузов через таможенную границу основано на императивном методе правового регулирования. Иными словами, «действие административных инструментов - контингентирования, лицензирования, установления запретов на пропуск отдельных товаров через границу, предписаний санитарного и ветеринарного характера, технических стандартов и др. - основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности»3. Одним из методов государственного регулирования внешней торговли является разрешительная система, которая представляет собой соблюдение участниками таможенных правоотношений установленного порядка, основанного на получения специальных разрешений на перемещение отдельных категорий товаров. Такое запрещение означает, что они не могут ввозиться в страну и вывозиться из нее свободно, без каких бы то ни было ограничений. «Система выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдельных товаров является более либеральной по сравнению с лицензированием и основана ... на получении разрешений на перемещение через таможенную границу товаров в соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров»4. Запреты могут налагаться как на ввоз, так и на вывоз. Разделяем позицию О.Г. Анохиной, которая отмечает особенности запретов в области таможенного дела, среди которых: закрепление данных мер в законодательстве Таможенного союза и РФ; немедленный вывоз запрещенных товаров обратно за счет средств перевозчика; возможность применения к виновному лицу мер юридической ответственности5.
27.11.2009 Решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Комиссии таможенного союза № 132, а также Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 372 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений (далее - Единый перечень).
Пунктом 2.20 Единого перечня определен перечень культурных ценностей, а положением к пункту 2.20 о порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств - участников Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (далее - Положение) определен порядок получения разрешительных документов для осуществления перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.
В соответствии с п. 2 Положения оно распространяется, в том числе, на физических лиц, перемещающих культурные ценности для личного пользования.
В соответствии с п. 4 Единого перечня физические лица осуществляют вывоз культурных ценностей для личного пользования (в некоммерческих целях) при наличии разрешительного документа, выдаваемого уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза.
При решении вопроса об отнесении заявленных физическим лицом товаров к культурным ценностям таможенные органы руководствуются Перечнем культурных ценностей, подпадающих под действие Закона № 4804-1.
Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Закон основывается на принципе единого таможенного пространства и устанавливает единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории Российской Федерации. Этот порядок применяется ко всем культурным ценностям, независимо от формы собственности (ст. 3). Действие Закона распространяется на всех субъектов собственности на культурные ценности. В Законе прямо предусмотрено, что его положения обязательны для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации (ст. 4).
Особенностью действующих в России нормативных актов является то, что в них проводится различие между культурными ценностями, в отношении которых необходимо получение разрешения на вывоз, и предметами культурного назначения, в отношении которых получение такого разрешения не требуется.
Таким образом, правовые основы перемещения через таможенную границу РФ культурных ценностей содержатся в различных источниках таможенного права.
2.ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВВОЗОМ И ВЫВОЗОМ
КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1. Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей
Таможенное оформление культурных ценностей является одним из элементов системы деятельности таможенных органов по отношению к ввозу и вывозу культурных ценностей, о чем свидетельствуют права таможенных органов по оформлению культурных ценностей, а также перечень процедур таможенного оформления, обязательных в отношении культурных ценностей.
При вывозе культурных ценностей из Российской Федерации Законом № 4804-1 установлены следующие правила:
Процедура оформления разрешительных документов и проведение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу с территории РФ осуществляется на основании Закона РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и Постановления Правительства РФот 27. 04. 2001г. № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».
Вывоз культурных ценностей, за исключением, не подлежащих вывозу, осуществляется только после проведения специальной экспертизы и получения свидетельства на право вывоза культурных ценностей в соответствующем территориальном органе Минкультуры России.
Основным и единственным документом, на основании которого осуществляется пропуск через таможенную границу культурных ценностей, является свидетельство на право вывоза, форма которого утверждается правительством Российской Федерации6.
Решение о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, а также о продлении сроков временного вывоза культурных ценностей, принимается заместителем руководителя Министерства культуры и оформляется распоряжением, в котором указывается должностное лицо, ответственное за оформление и выдачу свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации7.
После принятия решения о возможности вывоза культурных ценностей заявителю выдается 2 экземпляра свидетельства установленного образца на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации. «Экземпляр для таможни» и «Экземпляр для заявителя», каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культуры или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатью список и 2 фотографии размером не менее 8х12 см. разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица и являются неотъемлемой частью свидетельства. При вывозе архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.
Согласно пп. 6 п. 2 ТК ТС культурные ценности, вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию при перемещении их через таможенную границу. При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший, указываются в пассажирской таможенной декларации в п. 4.1.
При заполнении грузовой таможенной декларации номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза культурных ценностей указывается в графе 44 «Дополнительная информация / Представляемые документы / Сертификаты и разрешения» под номером 6.
Таким образом, лицо, вывозящее культурные ценности, должно предъявить таможенному органу:
1. заграничный паспорт;
2. предметы, относящиеся к культурным ценностям;
3. 2 экземпляра свидетельства на право вывоза;
4. список вывозимых предметов культурных ценностей;
5. 2 фотографии на каждый предмет;
6. таможенную декларацию;
7. при необходимости документы, подтверждающие соблюдение авторских прав.
В процессе перемещения через таможенную границу культурных ценностей должностные лица таможенных органов, как правило, используют две формы контроля: проверку документов и таможенный досмотр (ст.110 ТК ТС).
Проверка документов на культурные ценности заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру культурных ценностей. После принятия таможенной декларации должностное лицо таможенного органа осуществляет таможенный досмотр вывозимых культурных ценностей. Цель таможенного досмотра - идентифицировать вывозимые культурные ценности с информацией, содержащейся в свидетельстве. Должностное лицо таможенного органа должно проверить подлинность предоставленных документов, на обоих экземплярах свидетельства в графе «Отметка таможни» проставить штамп «Выпуск разрешен» и оттиск личной номерной печати, или произвести запись «Вывоз разрешен» с проставлением даты и личной номерной печати. В случае, если таможенное оформление производится во внутренней таможне, инспектор таможни делает следующую запись: «Оформлено», с проставлением даты и личной номерной печати, а отметки в свидетельстве проставляются в таможне на границе.
«Экземпляр для заявителя» свидетельства передается лицу, прошедшему таможенный контроль. «Экземпляр для таможни» свидетельства с прилагаемыми к нему документами остается в делах таможенного органа.
В случаях, когда не представляется возможным точно идентифицировать культурную ценность (предмет культурного назначения) с данными, указанными в соответствующих документах, или подлинность оформленных документов вызывает сомнение, должностные лица таможенного органа могут обратиться в Министерство культуры или его территориальные органы или пригласить эксперта для проведения экспертизы.
На основе реализации данных форм могут быть выявлены преступления и иные нарушения актов таможенного законодательства. Кроме того, таможенный контроль выполняет и превентивные цели, выражающиеся в предупреждении неправомерных деяний, как со стороны самого участника таможенных правоотношений, так и со стороны неопределенного круга лиц.
При вывозе культурных ценностей, оформленных в соответствии с установленным порядком, экспортная таможенная пошлина не взимается. Кроме того, культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе.
Финансовое обременение, связанное с вывозом культурных ценностей за пределы таможенной территории России, связано, прежде всего, с необходимостью оплаты проведения экспертизы для получения свидетельства. За совершение уполномоченными органами действий, связанных с выдачей свидетельства на вывоз культурных ценностей, предусмотрена государственная пошлина. В соответствии с НК РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах8:
а) за право вывоза:
- культурных ценностей, созданных более 50 лет назад,- 10% от их стоимости;
- культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее,- 5% от их стоимости;
- предметов коллекционирования по палеонтологии,- 10 % от их стоимости;
- предметов коллекционирования по минералогии,- 5% от их стоимости;
б) за право временного вывоза культурных ценностей - 0,01% страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами: для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной или иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях.
Решение о возможности временного вывоза принимается уполномоченными органами Министерства культуры РФ. Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после официального приема ходатайства.
Сроки временного вывоза устанавливаются таможенными органами РФ на основании сведений указанных в свидетельстве. В случае принятия по ходатайству лица, временно вывозящего культурные ценности, решения о продлении срока временного вывоза Министерство культуры РФ или его территориальный орган извещают о принятом решении таможенный орган, производивший таможенное оформление временного вывоза. Культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию после их временного вывоза, подлежат обязательной экспертизе.
Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенными органами при их обратном ввозе. Временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.
Информация о работе Место и роль таможенных органов сохранения культурных ценностей России