Методология таможенной статистики внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 20:14, реферат

Краткое описание

Таможенная статистика - составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др. Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Вложенные файлы: 1 файл

Ведение таможенной статистики.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Задачи статистики внешнеэкономических связей заключаются в представлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. В статистике внешнеэкономических связей объектами учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции.

 

Переход на международную методологию учета внешнеэкономических операций потребовал изменения организации статистики внешней торговли России, т.е. переход от внутригосударственной отчетности к использованию надгосударственной системы таможенного учета стран-членов Таможенного союза.

 

Таможенная статистика - составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др. Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

 

Правовой основой перехода на таможенную статистику Таможенного союза является Таможенный кодекс Таможенного союза, который определяет цели ее ведения, а также механизм ведения таможенной статистики внешней торговли. Более подробно таможенную статистику внешней торговли регламентирует Методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, принятая Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными правовыми актами, действующими на территории ТС, например, Решение Межгоссовета ЕврАзЭС «О международном договоре по реализации основных положений Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г.».

 

Методология определяет следующие вопросы:

- общие положения;

- основные термины;

- источники формирования исходных данных;

- сфера охвата данных;

- границы сферы статистического  наблюдения;

- система учета импорта  и экспорта;

- товары, подлежащие учету;

- классификация товаров;

- основные показатели  для формирования статистики;

- стоимостная оценка товаров;

- количественный учет  товаров;

- страны-партнеры;

- распространение данных;

- конфиденциальность информации;

- обеспечение сопоставимости  данных.

 

Переход на новый уровень таможенной статистики внешней торговли - процесс методологически сложны, несущий с собой ряд определенных проблем, некоторые из которых уже решены принятием с закреплением в соответствующих нормативных актах. Таможенного союза, предпринимаются активные действия по разрешению еще существующих на сегодняшний день трудностей. Также совершенствуется и единая методология таможенной статистики внешней торговли участниц СНГ.

 

1. Методология  таможенной статистики внешней  торговли

 

1.1 Основы  таможенной статистики внешней  торговли

8 декабря 2011 года состоялось  заседание объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза, а 9 декабря в столице Казахстана прошло заседание Совета руководителей таможенных служб государств- участников СНГ, а также заседание совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.

 

В ходе этих мероприятий рассмотрено более 10 вопросов, касающихся проведения согласованной политики по таможенному делу, гармонизации национальных таможенных законодательств и углубления взаимного сотрудничества. В числе обсуждаемых были и вопросы о внесении изменений в действующую редакцию Методологии таможенной статистики внешней торговли государств-членов Таможенного союза, а также Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-членов СНГ. Это свидетельствует о том, что таможенная статистика внешней торговли Таможенного союза активно совершенствуется.

 

На текущий момент с главой 5 ТКТС в рамках Таможенного союза ведется статистика взаимной торговли государств - членов ТС. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательствами государств - членов ТС.

 

Цели таможенной статистики:

- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых  потоков;

- анализ результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;

- разработка и принятие  решений в области внешнеторговой  политики;

- контроль поступления  таможенных платежей в бюджеты  государств - членов ТС;

- разработка платежного  баланса и системы национальных счетов;

- прогнозирование макроэкономических  показателей;

- расчет индексов физического  объема, средних цен и стоимостного  объема;

- содействие развитию  ВЭД, расширению внешнеторговых  связей;

- решение иных задач, обусловленных  таможенной политикой ТС.

 

В соответствии со ст. 3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза») государства - члены ТС определяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли.

 

На основании ст. 47 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением КТС (Решение КТС от 26.11.2009 №31).

 

Методология определяет следующие вопросы:

- общие положения;

- основные термины;

- источники формирования  исходных данных;

- сфера охвата данных;

- границы сферы статистического  наблюдения;

- система учета импорта  и экспорта;

- товары, подлежащие учету;

- классификация товаров;

- основные показатели для формирования статистики;

- стоимостная оценка товаров;

- количественный учет  товаров;

- страны-партнеры;

- распространение данных;

- конфиденциальность информации;

- обеспечение сопоставимости  данных.

 

Уполномоченные органы государств - членов ТС обеспечивают КТС данными статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, порядок передачи которых определяется отдельным Протоколом о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 11 декабря 2009 г. №31 «О международном договоре по реализации основных положений Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г.»).

 

В Российской Федерации определено, что уполномоченным органом в области ведения статистики внешней торговли является ФТС России, а уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат.

 

В целях ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли в составе КТС образуется Центр таможенной статистики, статус которого определяется отдельным Протоколом (Решение КТС от 26.11.2009 N 31).

 

Центр таможенной статистики обеспечивает:

- получение данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от органов, ответственных за предоставление данных;

- формирование данных  статистики внешней торговли  и статистики взаимной торговли;

- предоставление органам  ТС данных статистики внешней  торговли и статистики взаимной торговли;

- опубликование данных  статистики внешней торговли  и статистики взаимной торговли.

 

ФТС России предложен альтернативный вариант учета данных о взаимной торговле между государствами - членами ТС, который заключается в подаче статистической декларации таможенным органам.

 

Передаваемые уполномоченными органами в Центр статистические данные должны содержать следующие сведения:

 

по внешней торговле:

- код товара согласно  единой ТН ВЭД ТС (10 знаков);

- направление перемещения;

- период (месяц);

- статистическая стоимость (в долларах США);

- вес нетто (кг);

- код дополнительной единицы  измерения согласно единой ТН  ВЭД ТС;

- количество товара в  дополнительной единице измерения;

- страна назначения;

- страна происхождения;

- страна отправления;

- торгующая страна;

- вид транспорта на  границе;

 

по взаимной торговле:

- код товара согласно  единой ТН ВЭД ТС;

- направление перемещения;

- период (месяц);

- стоимость (в долларах  США и в национальных валютах);

- вес нетто (кг);

- код дополнительной единицы измерения согласно единой ТН ВЭД ТС;

- количество товара в  дополнительной единице измерения;

- страна назначения;

- страна происхождения;

- страна отправления;

 торгующая страна.

 

На основании п. 2 ст. 49 ТКТС на сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения ст. 8 Кодекса: таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов ТС доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным Кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов ТС.

 

1.2 Методология  таможенной статистики внешней  торговли

Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки унифицированной «Методологии таможенной статистики внешней торговли Таможенного союза» (в дальнейшем - Методология).

 

Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.

 

Правила и процедуры, изложенные в Методологии, базируются на положениях Таможенного кодекса Таможенного союза и прочих нормативных документов, принятых Комиссией Таможенного союза.

 

Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили также рекомендации Статистической комиссии ООН («Статистика международной торговли. Концепция и определения», ООН, 1982 г.) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли», разработанном Евростатом (изд. 3, 1990 г.).

 

В Методологии используются следующие основные термины:

 

1. «внешняя торговля Таможенного  союза» - торговля государств - членов  Таможенного союза с третьими  странами;

2. «взаимная торговля  Таможенного союза» - торговля между  государствами - членами Таможенного  сюза;

3. «статистическая территория» - территория государства - члена Таможенного союза, в отношении которой осуществляется сбор статистических данных. При этом границей статистической территории выступает государственная граница государства - члена Таможенного союза;

4. «импорт товаров» - ввоз  на территорию государства - члена  Таможенного союза товаров, которые  добавляются к запасам материальных  ресурсов государства - члена Таможенного  союза;

5. «экспорт товаров» - вывоз  с территории государства - члена  Таможенного союза товаров, которые уменьшают запасы материальных ресурсов государства - члена Таможенного союза;

6. «уполномоченные органы  государств - членов Таможенного  союза» - органы государственного  управления государств - членов Таможенного  союза, на которые возложены функции по ведению и предоставлению в Секретариат Комиссии Таможенного союза и Сторонам таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.

 

Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется используемыми в таможенной практике таможенными процедурами. В таможенную статистику включаются товары 12 таможенных процедур из 17 (кроме процедур транзита, временного ввоза и вывоза товаров, уничтожения, а также отказа в пользу государства при экспорте).

Информация о работе Методология таможенной статистики внешней торговли