Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 20:14, реферат
Таможенная статистика - составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др. Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
Опыт стран Европейского союза
В соответствии с согласованной законодательной базой Евросоюза в области торговли товарами национальная статистика организует два информационных потока, известных как «статистика торговли за пределами ЕС» (Экстрастат), и «статистика внутренней торговли ЕС» (Интрастат). Сведения о внешней торговле ЕС в системе Экстрастата собираются странами-участницами из статистических копий таможенных деклараций. Ряд стран использует электронные декларации, что упрощает процедуру сбора статистики. Данные об экспортных и импортных операциях с контрагентами из ЕС за предшествующий месяц предприятия - участники внешнеэкономической деятельности напрямую сообщают в электронном виде в соответствующие органы государственного управления своих стран. Форма представления данных принимается каждым государством самостоятельно: хотя есть формы, рекомендованные Евростатом, Франция и Италия, например, используют собственный вариант формы, служащей как статистическим, так и налоговым целям. Ключевая идея методологии сбора информации в системе Интрастат заключается в том, что все товарные потоки внутри ЕС измеряются участниками дважды - как отправленные страной-экспортером и как полученные страной-импортером.
Сбор, контроль качества, обработка и ежемесячное представление информации пользователям относятся к компетенции национальных служб. Сводные национальные данные представляют собой систему сведений Интрастата и Экстрастата.
В итоге многолетней активной работы Евростата над совершенствованием нормативно-правовой, методологической и организационной базы статистики международной торговли расхождение данных «зеркальной статистики» между экспортом ЕС в страны ЕС и импортом странами ЕС из ЕС составляет 3%, а в предыдущие годы варьировалось в пределах 8 - 10%.
Российско-белорусский опыт
Согласованный совместный учет двусторонней внешней торговли России и Республики Беларусь начат в 1998 г. Первоначально предполагалось, что статистический орган каждой страны обеспечит организацию наблюдений за экспортом товаров в страну партнера. Дополнительно белорусские статистики будут также вести учет импорта товаров из России. Информационная база основывалась на ежемесячных сведениях предприятий - участников двусторонней внешнеэкономической деятельности. Одобренные двумя сторонами формы статистического наблюдения по набору показателей были аналогичны грузовой таможенной декларации (ГТД). После внедрения в 1999 г. согласованной системы учета обнаружились существенные различия в оценке товарного потока из России в Белоруссию: импорт в Белоруссию по данным ее статистики превысил на треть экспорт из России, оцененный российской стороной. Причинами такого значительного расхождения являлись неполный охват российских предприятий-поставщиков (в первую очередь, из-за отсутствия у статистических органов сведений о предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с Республикой Беларусь), низкая отчетная дисциплина, отсутствие рычагов административного воздействия и ряд других.
Текущая ситуация в двусторонней статистике торговли товарами России и Республики Беларусь такова: с 2000 г. статистика в полном объеме ведется только белорусской стороной, российская статистика использует данные партнера. При этом Таможенный комитет Республики Беларусь собирает сведения от белорусских предприятий - участников внешнеэкономической деятельности с Россией об экспорте и импорте товаров. Предприятия, демонстрируя высокий уровень отчетной дисциплины, в порядке сплошного учета заполняют формы статистической декларации. Первичная база ежемесячно передается для обработки Министерству статистики Республики Беларусь, которое отвечает за разработку, представление и публикацию данных внешнеторговой статистики. Сводные отчетные данные корректируются Минстатом на досчеты объемов нерегистрируемой торговли (примерно на 1%). Минстат Республики Беларусь ежемесячно направляет в Росстат полный объем данных о двусторонней торговле за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года по 10-12 знакам ТНВЭД.
Росстат, в свою очередь, признавая надлежащее качество полученной информации, предоставляет ее всем пользователям в России, включая Федеральную таможенную службу России и Банк России.
Росстат также собирает данные от российских предприятий-экспортеров в Республику Беларусь по форме статистического наблюдения №1-ТС (вывоз) и сопоставляет с полученной от белорусской стороны импортной статистикой. Данные разработки по форме №1-ТС (вывоз) Росстатом не публикуются, но предоставляются заинтересованным пользователям. В текущем году расхождения в данных (разница в пользу статистики импортера) не превышают 10%. Положительная динамика «зеркальных расхождений» бесспорна, однако масштабы несовпадения не позволяют пока еще отказаться от вынужденной зависимости, хотя бы в учете экспорта товаров из России в Белоруссию. Уязвимость безальтернативной статистики особенно ощутима в случае возникновения спорных ситуаций в торговых отношениях между партнерами.
Опыт Канады и США
Мировая статистическая практика знает и иные примеры двустороннего статистического сотрудничества. Так, на основе подписанного в 1990 г. Меморандума о взаимопонимании и обмене данными между статистическими и таможенными службами Канады и США предусмотрено, что каждая из сторон организует сбор, формирование и обмен статистической информацией об импорте товаров из страны-партнера. Последняя принимает эти данные в качестве официальных итогов своего экспорта. Таким образом, импорт Канады из США является официальным экспортом США в Канаду, и импорт США из Канады является официальным экспортом Канады в США. При этом ни одна из сторон не отказывается от сбора и разработки собственных данных об экспорте товаров партнеру, поскольку, именно располагая этими сведениями, можно объективно согласовывать включение или исключение отдельных компонентов.
В целях реализации данного соглашения таможенные службы двух стран организуют сбор, обработку и передачу данных об импорте товаров из страны партнера в статистические службы своих стран. Исходными данными для формирования таможенной статистики являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях, заполняемых участниками внешнеэкономической деятельности. Попадая в руки статистиков, эти данные подвергаются необходимому повторному контролю качества. Только после этого они направляются в статистические службы страны-партнера. Статистики принимающей стороны, в свою очередь, также могут осуществлять дополнительную корректировку полученной информации. Например, импорт в Канаду товаров, произведенных в США, из третьей страны не может включаться в экспорт США в Канаду, поскольку он уже учтен в американской статистике как экспорт в третью страну.
При составлении статистики внешней торговли обе стороны применяют единые методологические рекомендации Статистической комиссии ООН (Статистика международной торговли товарами. Концепции и определения), используют общую систему учета торговли с незначительными методологическими различиями и товарную номенклатуру, гармонизированную на уровне 8-значных товарных позиций.
Публикации и распространение данных по статистике внешней торговли между Канадой и США осуществляются статистическими службами стран в обычном порядке.
Иными словами, гарантией качества информации в этой модели служит трехступенчатая система ее проверки независимыми специалистами, а результаты достигаются путем серьезной и постоянной работы, координированного взаимодействия уполномоченных ведомств на межгосударственном уровне.
Таможенный союз Россия - Казахстан - Белоруссия
Реформирование организации статистического наблюдения за внешней торговлей связано в первую очередь с открытием таможенных границ между Россией и Казахстаном, поэтому нелишне напомнить, насколько интенсивно ведутся операции товарообмена между государствами сегодня. Доля Казахстана в российском внешнеторговом обороте составляет в последние годы 2,5 - 3%, что определяет его постоянное место в двадцатке лидеров. Россия в свою очередь является крупнейшим партнером Казахстана, и ее вклад в торговые операции этой страны достигает 18 - 20%.
Расхождения статистических показателей сторон, отнесенные к российским данным, в 2010 г. не превышали 3,5% экспорта и 2,4% импорта. Этот качественный уровень информации двух стран отмечается не впервые, поскольку последние три года «зеркальные» несоответствия стабильно не превышали порога статистической погрешности.
Система сбора первичных сведений о ввозе и вывозе товаров, действующая почти 20 лет, по существу представляет собой «информационный налог», который участник внешнеэкономической деятельности «оплачивает» при пересечении границы. И, если исключить имеющую место такую контрабанду, как сбрасывание тюков с китайским ширпотребом на ходу с поездов, следующих из Казахстана в Россию, то можно говорить о достижении полноты охвата статистической совокупности, с одной стороны, и позитивных изменениях в отчетной дисциплине и ответственности, с другой.
Не надо быть скептиком, чтобы предвидеть утрату, по крайней мере, части этих достижений.
Отмена таможенных формальностей на границе России и Республики Казахстан в результате создания Таможенного союза чревата информационными проблемами для всех государств-участников. Замена хорошо работающей системы внешнеторговой информации на новую потребует продолжительного переходного периода, в течение которого придется мириться с недостаточным качеством статистических данных.
В трехстороннем формате Россия - Белоруссия - Казахстан неизбежно обозначится ряд дополнительных проблем, в том числе в учете внутреннего и внешнего транзита (для России - это поток китайских товаров, для Республики Казахстан - товары из Европы и морских портов России и т. п.). На российско-белорусской границе в настоящее время транзитные для Белоруссии грузы, пропускаемые в Россию, регистрируются и досматриваются российскими таможенными постами.
Кроме того, из-за наличия большого количества микропредприятий и индивидуальных предпринимателей - участников внешнеэкономической деятельности, возникнут серьезные осложнения в обеспечении полноты охвата. Эта проблема даст себя знать уже на стадии формирования реестра субъектов статистического обследования.
Отдавая должное политической и экономической значимости грядущих преобразований в области таможенной политики, хотелось бы избежать чрезмерных издержек, связанных с обустройством в широком смысле инфраструктуры Таможенного союза. С этих позиций наиболее целесообразным видится путь, при котором удастся:
- сохранить сложившийся
порядок наблюдения за
- сохранить инструментарий статистического обследования в форме действующего с 2007 г. «Единого административного документа» (вместо ГТД), передаваемого в электронном виде. Это обеспечит порядок направления участниками внешнеэкономической деятельности сведений только в один привычный адрес и в привычной форме (и будет, в известной степени, способствовать поддержанию дисциплины с отчетностью), а также не приведет к увеличению служебной нагрузки при неизменности ее характера на таможенные органы.
Еще одно существенное преимущество предлагаемого подхода состоит в том, что он не потребует дополнительных бюджетных затрат на обучение персонала иных государственных служб. Более того, квалифицированный персонал таможенных ведомств на этапе становления Таможенного союза - неоценимый ресурс поддержания качества внешнеторговой информации.
Информация о работе Методология таможенной статистики внешней торговли