Механизм применения общей системы преференций в Европейском союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить механизм применения ОСП в Европейском Союзе, посредством анализа опыта ЕЭС и ЕС.
Задачами данной работы являются:
1) Изучение информации, касающейся создания и развития общей системы преференций.
2) Изучение принципов определения страны происхождения товаров в Европейском Союзе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Создание и развитие системы преференций. Общая система преференций…………………………………….………………………….…4
Глава 2. Определение страны происхождения товаров..….…………..…..19
2.1. Непреференциальное происхождение……………………………..19
2.2. Преференциальное происхождение………...……….……………...24
Глава 3. Анализ опыта таможенного регулирования в ЕС……...………..27
Заключение………………….…………………………………………….37
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 65.93 Кб (Скачать файл)

 

2 . Определение страны происхождения товаров.

В настоящее время одной из важнейших  задач таможенных органов является осуществление контроля за правильным заявлением страны происхождения товаров  участниками внешнеэкономической  деятельности.

Правильное указание СПТ позволяет  применять правильные ставки таможенных пошлин, предоставлять преференции  на товары, происходящие из развивающихся  и наименее развитых стран. Нередки  случаи, когда декларант заявляет неверные сведения, с целью уклонения  от уплаты пошлин, либо ввоза товаров, запрещенных для ввоза на таможенную территорию либо транзита через нее, происходящих из определенной страны.

Для решение этих задач таможенным органам необходимо развивать сотрудничество с другими странами и пользоваться уже не только национальным таможенным законодательством, но и международными правовыми актами (соглашениями) в  сфере таможенного дела.

Таможенный кодекс Европейского Сообщества различает непреференциальное и преференциальное происхождение. Смысл данного разграничения заключается в формулировании критериев, позволяющих распространить на какой-либо товар льготные (благоприятные) тарифные меры.[14]  
 
                                2.1 Непреференциальное происхождение

Целью определения происхождения  товара является решение вопроса:

а) о распространении на товар  Таможенного тарифа ЕС без применения односторонних и конвенциональных льготных мер в отношении отдельных  третьих стран (групп стран, территорий);  
б) о распространении на торговлю отдельными категориями товаров нетарифных мер (в т. ч. количественных ограничений);  
в) о необходимости для данного товара сертификата происхождения.  
Статья 23 Таможенного кодекса ЕС определяет, что “товаром, происходящим из какой-либо страны”, является товар, полностью добытый или произведенный в этой стране. Кодекс поясняет, что под понятием “страна” понимаются и государственная территория и территориальные воды. К товарам, полностью добытым в своей стране происхождения, относятся:  
- минеральные продукты, добываемые на территории данной страны;  
- плодовые продукты, выращенные на территории данной страны;  
- живые животные, рожденные и выращенные на территории данной страны;  
- продукты, происходящие от выращенных на территории данной страны живых животных;  
- продукты охоты и рыболовства, полученные на территории данной страны;  
- морские продукты, полученные за пределами территориальных вод данной страны при помощи судов, зарегистрированных в данной стране и плавающих под ее флагом;  
- продукты, произведенные на плавучих рыбоперерабатывающих предприятиях из продуктов, указанных в предыдущем пункте, при условии, что данные предприятия расположены на судах, зарегистрированных в данной стране и плавающих под ее флагом;  
- продукты, полученные с морского дна или шельфа за пределами территориальных вод при условии, что добывающая их страна обладает исключительным правом на разработку данного участка морского дна или шельфа;  
- промышленные отходы или мусор, собранные на территории данной страны для переработки в сырьевые материалы;  
- товары, произведенные на территории данной страны исключительно из продуктов, указанных в предыдущих пунктах или их производных, на любой стадии производства.

В реальной жизни круг товаров, соответствующих  определению полностью 

добытых или произведенных в  какой-либо стране, достаточно узок. Поэтому  статья 24 Таможенного кодекса ЕС регламентирует происхождение товаров, процесс производства которых охватывает несколько стран. В таком случае товар считается происходящим из той страны, где он подвергся окончательной, существенной, экономически оправданной  обработке на предприятии, специально для этого предназначенном; эта  обработка должна представлять собой  производство нового продукта либо важную часть такого производства (критерий достаточной переработки). Данный принцип  таможенного права ЕС воспроизводит  положение Киотской конвенции. На практике в Сообществе для определения  происхождения того или иного  товара используется следующая последовательность методов:  
- промышленный метод: определение достаточности произведенных над продуктом операций для подтверждения его происхождения в данной стране;  
- экономический метод: оценка добавленной при переработке товара стоимости;  
- метод тарифной классификации: происходит ли изменение товарной позиции в таможенном тарифе при переработке товара. 

Иногда методы сочетаются. Известен также четвертый метод, так называемый абстрактный метод: достаточной  считается последняя существенная переработка, которая экономически оправдана и представляет собой  производство нового товара или важную часть такого производства. В этом случае решение вопроса о происхождении  производится в административном или  судебном порядке. Известен также кумулятивный метод, применяемый к товарам, происходящим на территории таможенных союзов или  зон свободной торговли, по отношению  к которым в Сообществе действует  единый импортный режим независимо от конкретной страны происхождения. 

Кодекс запрещает проведение над  товаром таких действий, целью  которых является создание ложных оснований  для льготного таможенного обложения товара. Особые правила определения происхождения товаров предусмотрены для:

а) текстиля и других продуктов, содержащихся в XI разделе Комбинированной номенклатуры;

б) запасных частей.

Происхождение товара не играет роли в случаях:  
- если продукт свободно обращается внутри ЕС или таможенного союза (например, между ЕС и Турцией); при этом товары, импортированные из третьих стран, должны пройти все импортные формальности; не должно быть возврата уплаченных импортных пошлин;  
- если в отношении импортного продукта действует режим наибольшего благоприятствования без каких-либо ограничительных или защитных мер (антидемпинговые пошлины, эмбарго, квоты и т. п.);  
- если при импорте товаров взимается пошлина по усредненной ставке;  
- если товары освобождаются от уплаты пошлины (привилегированные операции);  
- если товар экспортируется из ЕС без экспортных возмещений. 

В случаях, когда вопрос происхождения  товара существенен для исчисления таможенной пошлины, Кодекс устанавливает  необходимость предоставления документа, подтверждающего происхождение  товара – сертификата происхождения. Кроме этого, таможенные органы, независимо от наличия сертификата, вправе требовать  дополнительные доказательства происхождения  товара в случае появления у них  серьезных сомнений на этот счет.   

Имплементационный кодекс (Регламент 2454/93) детализирует правила Сообщества в отношении сертификатов происхождения. Различаются универсальные сертификаты  происхождения и сертификаты  для сельскохозяйственной продукции.

Универсальный сертификат происхождения должен удовлетворять следующим условиям:

выдается соответствующим органом  государственной власти или агентством, должным образом уполномоченным властями страны выдачи;  
содержит все данные, необходимые для идентификации продукта, на который он выдан, а именно:

-вид продукта;

-количество упаковок, их тип, нумерация и маркировка;  
-вес продукта нетто и брутто, либо количество (объем) продукта (если вес продукта трудно точно определить либо если продукт обычно измеряется не по весу);

-отправитель продукта;

-недвусмысленно указывает страну происхождения товара, в отношении которого он выдан.

Если товар происходит из страны-члена  Сообщества, сертификат должен указывать  на то, что товар происходит из Сообщества, и только в необходимых случаях  указывается государство-член. Если производство товара охватывает несколько  стран ЕС, то товар в любом случае сертифицируется как происходящий из Сообщества. Сертификат происхождения  ЕС выдается по письменному обращению  экспортера (исключение делается для  экспортеров, ведущих регулярные экспортные операции с товарами одинакового  происхождения). С целью предотвращения подделок сертификатов подробно регламентируются их форма, размеры, вид и плотность  бумаги, фон и способ печати, нумерация.  
Сертификаты для сельскохозяйственных продуктов - необходимы для продуктов, происходящих из третьих стран, с которыми заключены специальные соглашения об условиях импорта. Такие сертификаты выдаются уполномоченными органами власти страны -экспортера и содержат, помимо необходимых данных о товаре, ссылку на соответствующее соглашение. Как правило, они действительны в течение 10 месяцев со дня выдачи. Предусматривается процедура взаимного признания сертификатов: власти стран-экспортеров направляют в Комиссию наименования и адреса органов, уполномоченных на выдачу сертификатов, образцы их печатей, а также наименования и адреса правительственных учреждений, рассматривающих запросы о подтверждении подлинности сертификатов.  
Образцы сертификатов обоих видов даны в виде специальных приложений к Регламенту 2454/93. [15]

 
2.2. Преференциальное происхождение

Под преференциальным происхождением товара понимается его происхождение  в стране (территории), в торговле с которой применяются автономные или конвенциональные тарифные льготы Сообщества. Условия, позволяющие распространить на тот или иной товар тарифные преференции, должны быть сформулированы:

а) в случае конвенциональной (международно-правовой) природы преференций - в соответствующих  соглашениях Сообщества с третьими странами;  
б) в случае одностороннего (автономного) принятия льгот - в соответствии с процедурой, предусмотренной институтами Сообщества. 

В настоящее время Сообщество применяет  тарифные преференции по отношению  к более чем 200 странам и территориям  для укрепления экономических связей и поддержки развивающихся стран. Среди членов ВТО только восемь стран  не пользуются преференциями в ЕС (Австралия, Канада, Гонконг, Япония, Новая  Зеландия, Сингапур, Южная Корея, США).  
Законодательство ЕС не содержит детальной регламентации правил определения преференциального (или непреференциального) происхождения товаров. Однако Сообщество является стороной в Соглашении о правилах происхождения, принятого по итогам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. В соответствии с решениями Уругвайского раунда в 1994 г. были внесены изменения в Регламент о применении Кодекса (2454/93), касающиеся преференциального происхождения. 

Правила определения происхождения  для товаров, полностью произведенных  в странах и территориях, пользующихся преференциями Сообщества («страны-бенефициары»), аналогичны правилам определения непреференциального  происхождения. Для товаров, в производстве которых участвует несколько  стран (территорий), применяются более  строгие правила. В частности, не используется абстрактный критерий, поскольку возникает риск различного толкования в различных странах-бенефициарах. Если при производстве товара используется не более 10% непреференциальных компонентов, их можно не учитывать при определении  происхождения; однако данное правило  не действует в отношении текстильных  товаров. Энергия, топливо, оборудование и инструменты для производства товаров не принимаются во внимание при определении их происхождения. 

Если товар производится группой  стран-бенефициаров, действует принцип  региональной кумуляции, то есть товар  рассматривается как происходящий с единой таможенной территории. Принцип  региональной кумуляции применяется, в частности, в отношении следующих  регионов:  
- АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам);

- Центральноамериканский общий  рынок (Коста-Рика, Гондурас, Гватемала,  Никарагуа, Панама, Сальвадор);

- Андское Сообщество (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла);  
- Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка).  
Кумуляция допускается также для стран группы АКТ (Азия, Карибский бассейн, Тихий Океан) и «заморских стран и территорий».  
В случае, когда страны-бенефициары заключают преференциальные соглашения (соглашения о свободной торговле) между собой, также возможна так называемая полная кумуляция. Такие соглашения в настоящее время действуют между ЕС и странами-кандидатами на вступление в Евросоюз (Болгарией, Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Румынией, Литвой, Латвией, Эстонией, Словенией, а также Турцией), а также между ЕС и странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕФТА) (Исландией, Норвегией, Швейцарией, Лихтенштейном).  
Для товаров, происходящих из разных льготных групп стран, предусмотрены различные формы сертификатов происхождения: форма “А” для стран-бенефициаров автономных преференций Сообщества в соответствие с Общей системой преференций; форма “EUR 1” для так называемых «оккупированных территорий» (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и некоторых других регионов.

Регламент 2454/93 распространяет действие правил о преференциальном происхождении  товаров в отношении испанских  островов Сеута и Мелилья, не входящих в таможенную территорию ЕС. Ответственность  за применение или неприменение этих правил для указанных территорий лежит на таможенных властях Испании.  
В настоящее время в общем импорте ЕС доля товаров, происходящих из стран, пользующихся теми или иными тарифными преференциями, превосходит долю товаров непреференциального происхождения. Предоставление товарам, происходящим в определенных странах, различного рода тарифных (а также нетарифных) льгот является одним из основных инструментов регулирования внешней торговли и в Европейском Союзе, и в других экономически развитых странах. Соответственно, правила определения происхождения товаров требуют все более детальной правовой регламентации, а также соответствия международно-правовым нормам и стандартам. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ  опыта таможенного регулирования в ЕС

Развитие международной торговли объективно предполагает совершенствование  таможенно-тарифного регулирования  ввоза и вывоза товаров на региональном уровне. Наибольший интерес представляет политика и практика в этой области  Европейского Союза, являющегося крупнейшим интеграционным объединением в мире. Таможенно-тарифная деятельность ЕС осуществляется в рамках таможенного союза. Поэтому  целесообразно остановиться на некоторых  особенностях создания таможенного  союза ЕС,  формирование  которого происходило в течение относительно длительного периода времени  и на первых порах носило секторальный характер, т.е. затрагивало лишь некоторые  секторы экономики.

Информация о работе Механизм применения общей системы преференций в Европейском союзе