Механизм применения общей системы преференций в Европейском союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить механизм применения ОСП в Европейском Союзе, посредством анализа опыта ЕЭС и ЕС.
Задачами данной работы являются:
1) Изучение информации, касающейся создания и развития общей системы преференций.
2) Изучение принципов определения страны происхождения товаров в Европейском Союзе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Создание и развитие системы преференций. Общая система преференций…………………………………….………………………….…4
Глава 2. Определение страны происхождения товаров..….…………..…..19
2.1. Непреференциальное происхождение……………………………..19
2.2. Преференциальное происхождение………...……….……………...24
Глава 3. Анализ опыта таможенного регулирования в ЕС……...………..27
Заключение………………….…………………………………………….37
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 65.93 Кб (Скачать файл)

Истоки таможенного союза ЕС относятся к началу 1950-х годов. Отдельные его элементы содержатся в Договоре о Европейском объединении  угля и стали (ЕОУС, 1951 г.). Таможенные пошлины во взаимной торговле шести  стран-учредителей (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) были отменены с февраля 1953 г. для угля, железной руды и железного лома, а с мая  того же года – и для стали. Тогда  же были унифицированы ставки таможенных пошлин на товары номенклатуры ЕОУС, ввозимые из третьих стран. Договор о Европейском  сообществе по атомной энергии (Евратом, 1957 г.) отменял с 1 января 1959 г. все  таможенные пошлины и другие сборы  с импорта и экспорта, а также  количественные ограничения в торговле стран членов друг с другом товарами ядерного цикла. И только Римский  договор 1957 г. о Европейском экономическом  сообществе (с 1992 г. официальное название - Европейское сообщество) ставил целью создание полного таможенного союза, охватывающего всю торговлю товарами. Договор предусматривал отказ от импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов во взаимной торговле стран-членов, а также замену национальных тарифов единым таможенным тарифом и проведение общей торговой политики в отношениях с третьими странами. По условиям Римского договора переход полному таможенному союзу намечалось осуществить в несколько этапов: с 1 января 1958г. по 1 января 1970 г.; в тексте договора указаны сроки начала каждого этапа и его цели. Фактически переход был завершен на полтора года раньше – к 1июля 1968 г., что объясняется благоприятной экономической обстановкой в ЕС, а также общей заинтересованностью участников в создании такого союза.[2]

Образованием таможенного союза  страны-учредители ЕС намеревались укрепить Сообщество, обеспечить прочную базу для дальнейшего развития интеграции (в настоящее время, помимо таможенного, создан экономический и валютный союз), а также обрести эффективные  инструменты для защиты своих  внутренних рынков (с 1992 г. функционирует  единый внутренний рынок ЕС) и для  расширения экспансии на рынки третьих  стран. Среди таких инструментов важнейшим, на наш взгляд, остается единый таможенный тариф ЕС. Он позволяет  странам-членам проводить общую  тарифную политику. С 1975 г. доходы от взимания пошлин ЕТТ поступают в бюджет Сообщества, являясь одним из источников финансирования деятельности этого  интеграционного объединения, в  том числе в сфере внешнеэкономических  связей.

При формировании ЕТТ возникли трудности, связанные с существенными различиями в таможенных тарифах стран-учредителей. Согласно положениям Римского договора, ставки ЕТТ устанавливались, как  правило, путем простого усреднения национальных ставок, применявшихся  на 1 января 1957 г., но в ряде случаев  участники ЕС в целях усиления защиты своих внутренних рынков существенно завысили (против среднеарифметических значений) пошлины ЕТТ. В целом это означало сни-

жение тарифных ставок для Франции  и Италии – стран с традиционно  высоким уровнем импортных пошлин и их повышение для ФРГ и  стран Бенилюкса. Достичь соглашения удалось с помощью сложного компромисса: в обмен на согласие Франции понизить уровень таможенного обложения  промышленных товаров ФРГ пошла  на серьезные уступки в вопросах общей

сельскохозяйственной политики, не относящейся к сфере первоочередных интересов этой страны. ЕТТ является юридически обязательным для всех участников ЕС, в том числе для стран, вступивших в это объединение в последующие  годы. Важно отметить, что введение единого таможенного тарифа привело  к существенному расширению компетенции  ЕС в вопросах

тарифной политики. С 1968 г. любое  решение по тарифным вопросам, даже если оно касается интересов только одной страны-члена, может быть принято  лишь органами ЕС. Изменение пошлин ЕТТ или временное прекращение  их действия производятся решением Совета, принимаемым квалифицированным  большинством голосов по предложению  Европейской комиссии. Компетенция  в области тарифных переговоров  с третьими странами, в том числе  в рамках международных организаций (прежде всего ГАТТ/ВТО), также полностью  перешла к органам Сообщества. Еврокомиссия представляет  Совету рекомендации относительно таких переговоров  и проводит их с разрешения Совета и в соответствии с его директивами. Таким образом, обе формы изменения  ЕТТ: автономная (односторонняя) и договорная (являющаяся результатом переговоров  с третьими странами), входят в  компетенцию  органов ЕС и не могут осуществляться отдельными странами-членами. Заслуживает  внимания и тот факт, что введение единого тарифа повлекло за собой  разработку и последующее совершенствование  единых норм и правил, прежде всего  в отношении таможенной оценки товаров  и правил определения страны их происхождения. Без этого практически невозможно обеспечить единообразное применение ЕТТ всеми странами ЕС. Сводом таких норм и правил, основанных на положениях одноименных соглашений ВТО, является Таможенный кодекс ЕС, принятый в 1993 г. В 2006 г. Еврокомиссия представила Совету ЕС проект нового кодекса, отражающего изменения в международной торговле, связанные с глобализацией и внедрением новых информационно-коммуникационных технологий. За истекшие годы тарифная номенклатура, структура и уровень ставок единого таможенного тарифа неоднократно пересматривались. Современный ЕТТ построен на базе так называемой Комбинированной номенклатуры ЕС (Combined nomenclature), предназначенной для таможенных и статистических целей и в целом соответствующей принятой в мире Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), разработанной Советом таможенного сотрудничества. К шести унифицированным знакам цифрового кода ГС добавлены еще два, что позволяет учитывать специфические торговые интересы ЕС. От восьмизначного цифрового кода Комбинированной номенклатуры ЕС зависит уровень таможенного обложения того или иного товара.  Например, ставка пошлины на кордовую ткань для шин из нейлона, пропитанную резиой (код 59021010), составляет 5,5%, а не пропитанную (код 59021090) – 7,8%. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются пошлиной в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. ЕТТ состоит из 21 раздела, 99 групп, примерно 1300 тарифных позиций и более 5000 субпозиций, которые в свою очередь подраз

деляются на еще более мелкие подпозиции. По состоянию на 2006 г., ЕТТ  насчитывает в общей сложности 9843 тарифных линии (tariff lines), что означает высокую степень детализации  таможенного обложения. Это позволяет  ЕС при необходимости выборочно  снижать или повышать пошлины (например, в ответ на дискриминационные  действия других участников ВТО и с ее разрешения) на конкретные, важные для данной страны товары, не затрагивая при этом интересы других стран.  В первой колонке приводится код товара по Комбинированной номенклатуре ЕС; во второй – его описание; в третьей – договорные (conventional) ставки пошлин, согласованные в ходе Уругвайского раунда многосторонних тарифных переговоров в рамках ВТО; в четвертой – единицы измерения.

Применяются несколько видов таможенных пошлин: адвалорные, исчисляемые в  процентах от импортной стоимости  товара и наиболее распространенные (на них приходится 90% общего числа  ставок); специфические, фиксируемые  в евро за единицу продукции (6,4%); сме-шанные, представляющие собой комбинацию адвалорных и специфических пошлин (2%);альтернативные, дающие возможность  выбора между ними (0,7%), и изменяемые, например, сезонные (0,9%).Ставки пошлин по всем тарифным линиям являются связанными, т. е. ЕС не вправе их увеличивать по своему усмотрению. По подавляющему большинству  из них применяемые

ставки совпадают со связанными, что свидетельствует о выполнении ЕС взятых обязательств. Более трети  тарифных линий предусматривают  беспошлинный ввоз или обложение  ввозимых товаров по ставкам, не превышающим 2%. Нулевые ставки применяются преимущественно  к промышленной продукции, в частности, к фармацевтическим товарам, древесной  массе, изделиям из олова, книжной продукции  и газетам, произведениям искусства, гражданским самолетам. Четыре пятых  тарифных линий имеют ставку ниже 10%. На долю относительно высоких пошлин (от 10% до 20%) приходится 11,6% Наиболее высокими тарифами облагается продукция аграрного  сектора, включая переработанные пищевые  товары. Максимальные ставки установлены  для некоторых видов хлебопекарной  муки и грибов, замороженной говядины и мясных отходов, ананасового сока, живой домашней птицы. В целях  повышения своего престижа в развивающихся  странах ЕС одним из первых доноров  начал применять Общую систему  преференций ООН - с 1971 г. (в Канаде - с 1974 г., в США - с 1976 г.). Схема ЕС охватывает промышленные товары, указанные в главах 25-97 Комбинированной товарной номенклатуры. за исключением свыше 100 преимущественно сырьевых позиций, а также некоторые, в основном переработанные сельскохозяйственные продукты. Получателями общих преференций ЕС в начале 2000-х годов являлись около 140 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая, как отмечалось, Россию и другие страны СНГ (с 1993 г.). другие страны СНГ (с 1993 г.).На протяжении всего периода функционирования европейская схема ОСП неоднократно пересматривалась в соответствии с целями внешнеэкономической политики ЕС, а также требованиями развивающихся стран по ее улучшению. По этому вопросу Евросоюз с самого начала занимает противоречивую позицию: с одной стороны, он заинтересован в повышении значимости предоставляемых на основе ОСП тарифных льгот для укрепления своего влияния в развивающихся странах, а, с другой стороны, под давлением местных производителей стремится избежать слишком сильного ослабления защиты своего внутреннего рынка, особенно сельскохозяйственного. Поэтому изменения в схеме общих преференций, наряду с расширением льгот для наименее развитых стран, элементами упрощения и большей предсказуемости, обычно предусматривают разного рода оговорки, дающие возможность не распространять преференциальный режим на конкурентоспособные товары и отдельные развивающиеся страны. Согласно действующей схеме, все импортные товары, на которые распространяется ОСП, подразделяются, в зависимости от влияния иностранной конкуренции на местных производителей аналогичной продукции, на две группы: чувствительные и нечувствительные.

Предусматривается три вида льгот.

1. Преференции, доступные для  всех стран-бенефициаров ОСП.  Имеется в виду полная отмена  таможенного обложения по нечувствительным, в основном промышленным товарам,  и снижение ставок ЕТТ на  чувствительные товары, к которым  отнесено большинство сельскохозяйственных продуктов. При этом адвалорные пошлины снижаются незначительно - на 3,5% (на текстиль и одежду – на20%), а специфические - на 30% (на денатурированный этиловый спирт – на 15%). В случае смешанных пошлин сокращению подлежит только адвалорный компонент. «Пороговая» величина, ниже которой тарифы не снижаются, осталась прежней: 1% для адвалорных и 2 евро для специфических пошлин.

2. Специальные преференции для  стимулирования устойчивого роста  и улучшения управления экономикой, включая социальные и экологические  меры и борьбу с нелегальным  производством и распространением  наркотиков (т. н. ОСП+). Предоставляются  дополнительно к вышеуказанным  льготам в виде отмены адвалорных  и специфических пошлин (за исключением  специфического компонента смешанных  пошлин). Специальные льготы предназначены  для развивающихся стран и  стран с переходной экономикой, характеризующихся узкой специализацией  хозяйства, относительно слабой  интеграцией в мировую торговую  систему и невысокими, по квалификации  Всемирного банка, доходами на  душу населения на протяжении  последних трех лет. В добавок,  претенденты на получение таких  льгот должны ратифицировать  и эффективно выполнять положения  международных соглашений, перечисленных  в Приложении к Регламенту  Совета ЕС №980/2005 от 27 июня2005 г., в  частности, стандартов трудовых  отношений, принятых Международной  организацией по труду, а также  Киотский протокол к Рамочной  конвенции ООН об изменении  климата и ряд других международных  соглашений по защите окружающей  среды. Европейская комиссия проверяет  соответствие стран-претендентов  на получение дополнительны преференций  и осуществляет систематический  мониторинг за соблюдением взятых  ими в этой области обязательств.

3. Преференции для наименее развитых  стран. Предусматривают отмену  пошлин ЕТТ на все товары, за  исключением товаров военного  назначения («Все, кроме вооружений»). По нескольким товарам (рис,  бананы, белый

сахар) в качестве переходной меры возможно применение тарифных квот с  нулевой ставкой. Список наименее развитых стран составляется и периодически корректируется ООН. В случае удаления какой-либо страны из этого списка, она теряет право на получение  специальных преференций от ЕС (обычно для восстановления пошлин устанавливается  переходный период продолжительностью не менее трех лет). За исключением  наименее развитых стран, другие страны-бенефициары  могут по разным причинам, частично или полностью, лишиться преференций  в течение срока действия данной схемы. Наиболее часто льготы отзываются в случаях, когда та или иная страна, по мнению Еврокомиссии, серьезно и  систематически нарушает условия указанных  выше международных конвенций, занимается нечестной торговой практикой, наркоторговлей и «отмыванием» денег; экспортирует товары, произведенные с использованием труда заключенных. Поводом для  приостановки преференций по отдельным  тарифным позициям могут стать

обход правил происхождения товаров  или нежелание страны-бенефициара  сотрудничать с Еврокомиссией в  обмене информацией по этим вопросам.

ЕС также прибегает к отзыву тарифных льгот при значительном повышении доли импорта какого-либо товара из данной страны в его совокупном импорте в ЕС из всех стран-бенефициаров. При нанесении серьезного ущерба или угрозы такого ущерба для местных  производителей возможно использование  защитных оговорок, предусмотренных  правилами ВТО. Наконец, страна может  быть исключена из списка получателей  преференций, если Всемирный банк сочтет возможным перевести ее в разряд стран с высокими доходами на душу населения. На протяжении последних  лет Евросоюз ведет активную деятельность по заключению двусторонних преференциальных соглашений с развитыми и особенно с развивающимися странами. Речь идет о формировании вокруг европейского ядра обширной сети зон преференциальной торговли (preferential trade areas, PTA’s) с разной степенью тарифной либерализации. Заключение таких соглашений рассматривается  как содействие развитию мировой  торговой системы на многосторонней основе и, по утверждению ЕС, практикуется преимущественно, когда либерализация в рамках международных организаций (например ВТО), по каким-либо причинам застопоривается или на региональном уровне можно пойти дальше достигнутых многосторонних договоренностей. В ходе переговоров о создании зон преференциальной торговли ЕС предпочитает иметь дело не с отдельными развивающимися странами или даже группами таких стран, а с их региональными объединениями (например, с  Меркосур, с Советом сотрудничества стран

Персидского залива). В цели таких  соглашений обычно включаются положения  о содействии развитию региональной интеграции между самими развивающимися странами. Официально свою позицию  ЕС аргументирует тем, что экономически многие такие страны слишком слабы, чтобы вести переговоры от своего имени и, кроме того, торгуют преимущественно  с ЕС, а не друг с другом, что  ведет к конкуренции между  ними и осложняет переговорный процесс. Можно предположить, что не последнюю  роль играет и стремление ЕС на перспективу  обеспечить свое влияние в этом регионе.

Преференциальные соглашения ЕС как  правило  предусматривают асимметричное  по товарной структуре и темпам снижение или отмену пошлин в пользу развивающихся  стран; либерализация в большинстве  случаев распространяется на сельскохозяйственные продукты. Соглашения охватывают торговлю услугами, гармонизацию технических  требований и стандартов; охрану прав интеллектуальной собственности; движение капиталов и инвестиций; сотрудничество в области конкурентной политики, правительственных закупок; механизм разрешения споров. Большое внимание уделяется социальным и экологическим  проблемам как факторам обеспечения  устойчивого роста экономики  участвующих стран.[2]

Информация о работе Механизм применения общей системы преференций в Европейском союзе