Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа
Все звенья таможенной системы представляют собой органы федеральной власти. Это обусловлено тем, что они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.
Введение.
Глава 1. Общая характеристика систем.
1.1 Понятие системы и ее свойства.
1.2 Классификация систем.
1.3 Организация, как система.
Глава 2. Признаки, характеризующие таможенные органы как систему.
Глава3. Характеристика системы таможенных органов России
Заключение.
Список литературы.
1. Функциональная общность таможенных органов
Функциональная общность таможенных органов состоит в том, что все они осуществляют таможенное дело, проводят в жизнь единую таможенную политику. Между таможенными органами различных уровней есть существенные различия, что естественно, учитывая характер и место, занимаемое соответствующим таможенным органом в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов - один из наиболее характерных признаков всей таможенной системы.
Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый «набор» функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполненим важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.
Функции таможенных органов:
1) участвуют в разработке
таможенной политики
2) обеспечивают соблюдение
законодательства, контроль за исполнением
которого возложен на
3) обеспечивают в пределах
своей компетенции
4) защищают экономические интересы Российской Федерации;
5) применяют средства
таможенного регулирования
6) взимают таможенные
пошлины, налоги и иные
7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;
8) обеспечивают соблюдение
разрешительного порядка
9) ведут борьбу с
контрабандой, нарушениями таможенных
правил и налогового
10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;
11) ведут таможенную
статистику внешней торговли
и специальную таможенную
12) ведут Товарную номенклатуру
внешнеэкономической
13) содействуют развитию
внешнеэкономических связей
14) содействуют осуществлению
мер по защите государственной
безопасности, общественного порядка,
нравственности населения,
15) осуществляют контроль
за вывозом стратегических и
других жизненно важных для
интересов Российской
16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
17) обеспечивают выполнение
международных обязательств
18) проводят научно-
19) обеспечивают в установленном
порядке Верховный Совет
20) реализуют единую
финансово-хозяйственную
2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов.
Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов предполагают, что каждый орган взаимосвязан с другими выше- и нижестоящими таможенными органами, что все они функционируют сообща, ведь только в тесном взаимодействии с другими звеньями возможно выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия.
Специфика управленческой деятельности в таможенных органах предопределена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, и объединенных общностью задач, функций и методов.
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее. Управление – это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.
Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субьекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.
К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т.е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.
В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.
3. Единство системы таможенных органов.
Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.
Эта система имеет четыре звена: ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. В то же время, четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление.
Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.
Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).
Деятельность таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ, если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Целостность таможенных органов.
Понятие целостность уже по определению является системным. В то же время это понятие, с точки зрения системного подхода имеет многозначный смысл. С точки зрения системного подхода существует фундаментальная пара признаков, которыми должен обладать Объект, явление или их отдельные грани.
Эта пара признаков отражает целостности и членимость целого на части. С одной стороны, система рассматривается как единое целое, а, с другой стороны, она представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, часто разнокачественных, но совместимых.
При этом всегда, когда возникает вопрос о степени целостности того или иного элемента системы, мы используем относительную оценку, в долях от целого (единичного). И эта оценка может быть использована в любых целостных системах, и не только для материальных, но и духовных систем.
Следовательно,
в любой системе существует единственный
целостный элемент с
Целостность таможенных органов заключается в том, что каждый из таможенных органов - это не автономная единица, а неразрывная составная часть целостного организма, которым является система таможенных органов. Целостность в этой связи означает не нечто искусственное,навязанное, а свойство, обусловленное собственно характером таможенного дела.
Глава 3. Система таможенных органов в России.
Специфика управленческой
деятельности в таможенных органах
предопределена строгой системой взаимосвязанных
и взаимообусловленных
Каждый таможенный орган взаимосвязан с другим вышестоящими и нижестоящими органами системы, функционирует в тесном взаимодействии с другими звеньями и способен выполнять свои функции и полномочия.
В целях организации эффективности управления системой в целом и ее отдельными элементами ( составными частями, подсистемами), она должна быть структурирована. То есть для формирования и реализации руководящего ( управляющего) воздействия непременным условием должно быть наличие субъекта управления (руководитель, управленец, начальник) и объекта управления ( управляемого, подчиненного), а также канала передачи управляющего воздействия и канала получения информации о результатах этого воздействия на объект управления.
Управление в таможенных органах как структура носит ступенчатый, иерархический, субординационный характер.
Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком – системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: