Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ уровня социальной защищенности и уровня оплаты сотрудников и должностных лиц таможенных органов. Также при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие социальной защиты сотрудников таможенных органов;
- изучить систему нормативных правовых актов о социальной защите сотрудников таможенных органов;
- провести анализ правовых вопросов денежного довольствия сотрудников таможенных органов;
Введение
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов.
Тем временем, образуют таможенные органы люди - государственные служащие. Поэтому их социальная защищенность, забота об оплате их труда и материально - бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности.
Целью курсовой работы является анализ уровня социальной защищенности и уровня оплаты сотрудников и должностных лиц таможенных органов. Также при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие социальной защиты сотрудников таможенных органов;
- изучить систему нормативных правовых актов о социальной защите сотрудников таможенных органов;
- провести анализ правовых вопросов денежного довольствия сотрудников таможенных органов;
- выявить основные особенности
социальной поддержки сотрудников,
- рассмотреть актуальную проблему
сокращения должностных лиц связанную
со становлением Таможенного союза.
1 Понятие и принципы службы в таможенных органах
Понятие «таможенная служба» употребляется в различных значениях. Нередко под таможенной службой подразумевают всю совокупность таможенных органов, учреждений, организаций либо структурное подразделение таможенных органов. В других случаях таможенной службой обозначают организацию государственной службы в таможенных органах.
Некоторые авторы предлагают употреблять это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой имеют в виду совокупность таможенных органов, звенья и структуры, непосредственно участвующие в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия приема на государственную службу в таможенных органах. Таможенная служба в узком смысле слова - это вид государственной службы, порядок и условия ее прохождения в учреждениях таможенного профиля. [12]
Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения соответствующих полномочий лицами, находящимися на должностях в таможенных органах.
Сущность полномочий таможенных органов заключается в их праве принимать общеобязательные решения. Властные полномочия таможенных органов воплощаются в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной соответствующим нормативным правовым актом.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов закреплены в Федеральном Законе от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.[11]
Одним из основных принципов службы в таможенных органах является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В конечном счете, данный принцип определяет смысл и содержание служебной деятельности сотрудников таможенных органов.
Деятельность по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов требует высокой квалификации. Вот почему один из принципов таможенной службы принцип профессионализма и компетентности сотрудников. Этот принцип обязывает сотрудников владеть правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обязанности, активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями.
К числу основных принципов государственной службы относятся демократизм, профессионализм, социально - правовая защита служащих. Их и можно считать основными принципами государственной таможенной службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и подотчетности служащих.
Принцип профессионализма, компетентности является ведущим началом при организации и функционировании государственной таможенной службы. Это не только общедемократическое условие формирования и деятельности корпуса таможенных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в таможенной сфере.
Остановимся вначале на самом понимании и содержании принципа профессионализма применительно к таможенной службе и к таможенным служащим. Учитывая сложный характер таможенного дела, важно подчеркнуть обязательность как общей, так и специальной подготовки служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений, наиболее близко к ним примыкающих, без помощи которых деятельность таможенных органов не может быть эффективной.
Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в соответствующем правовом материале.
Под прохождением государственной таможенной службы следует понимать совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение государственных таможенных служащих и его динамику. К таким фактам относится: поступление на таможенную службу, назначение на должность, присвоение специального звания, заключение контракта, служебная аттестация, перемещение по службе и др.
Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах: временном и содержательном. Временной аспект прохождения службы охватывает период времени, начинающийся с момента поступления на таможенную службу и заканчивающийся прекращением служебных отношений, т. е. оставлением службы. Содержательный аспект прохождения службы характеризует динамику служебно-правового положения таможенного служащего в указанный временной период, иными словами -- этапы прохождения таможенной службы. Причем каждый этап прохождения службы должен быть тщательно регламентирован в нормативных актах. Иначе не возможно будет обеспечить высокий уровень организации таможенной службы и ее эффективность. [10]
Правом поступления на государственную таможенную службу обладают граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состояния здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.
При поступлении на государственную таможенную службу и при ее прохождении не допускается установление, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и ряда иных обстоятельств.
Гражданин не может быть принят на государственную таможенную службу и находиться на ней лишь в следующих строго оговоренных в законе случаях:
1. Признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
2. Наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также лишения его судом права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
3. Наличия у него заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий;
4. Наличия у него близкого родства или свойства с государственным таможенным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;
5. Отказа от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет непосредственно связана с использованием таких сведений;
6. Отказа от предоставлении в органы Государственной налоговой службы РФ сведений о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на правах частной собственности и являющегося объектом налогообложения.
Прохождение государственной таможенной службы осуществляется на контрактной основе. Контракт о службе заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом (организацией таможенной службы) в лице его начальника с соблюдением установленных требований. В ряде случаев контракт заключается с вышестоящими таможенными органами. [13]
Замещение должностей государственной таможенной службы осуществляется путем назначения на должность, либо по результатам конкурса.
Назначение на должность государственной таможенной службы -- это юридический акт компетентного должностного лица, определяющий момент официального возложения на государственного таможенного служащего осуществление функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Путем назначения замещаются практически все должности государственной таможенной службы, за исключением тех из них, которые замещаются по результатам конкурса. Конкурс представляет собой форму замещения должностей, включающий элементы выборности. Он имеет целью отбор высококвалифицированных кадров и комплектование ими таможенных органов и организаций таможенной службы.
При поступлении гражданина на государственную таможенную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. Цель испытания -- проверка профессиональной пригодности. В этом случае гражданин назначается на должность стажером без присвоения ему специального звания. Продолжительность испытательного срока указывается в контракте и приказе о назначение на должность. По решению начальника таможенного органа испытательный срок может быть сокращен.
Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами таможенного служащего в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.
В ст. 9, ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» говорится об испытании при приеме на службу в таможенные органы:
1. Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания.
2. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность. Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
3. Для выпускников образовательных учреждений Государственного таможенного комитета Российской Федерации, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.
4. Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения (далее врачебная комиссия), возмещаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.[13]
Уровень образования является необходимым условием принятия на работу гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего успешного выполнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов.
В связи с усложнением таких задач в сфере таможенного дела повышается роль экономической и правовой подготовки преобладающей части должностных лиц. Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои функции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов -- от руководителей ГТК и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных таможенных управлений, таможен, их структурных подразделений и таможенных постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и повышения уровня образования для такой категории таможенных служащих, как специалисты -- экономисты, юрисконсульты, товароведы, бухгалтеры, инженеры, эксперты, специалисты по таможенному оформлению.
Информация о работе Оплата труда и социальное обеспеченье должностных лиц таможенных органов