Организация и деятельность таможенных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Темой данной курсовой работы является организация и деятельность таможенных органов РФ. Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими около десяти лет назад, изменились приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической политики. В силу этих перемен усложнились функции и задачи таможенных органов, изменилась их структура. В своей работе я преследую цель описать нынешнее состояние таможенных органов. Основные направления их деятельности и их организацию.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование современной системы таможенных органов
Глава 2. Понятие таможенных органов
Глава 3. Организация и деятельность таможенных органов: принципы, полномочия, функции
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая таможенное дело - копия.docx

— 95.36 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа по Таможенному  праву на тему: Организация и деятельность таможенных органов РФ

План работы

 

Введение

Глава 1. Формирование современной системы таможенных органов

Глава 2. Понятие таможенных органов

Глава 3. Организация и деятельность таможенных органов: принципы, полномочия, функции

Список использованной литературы

Введение.

Темой данной курсовой работы является организация  и деятельность таможенных органов  РФ. Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи  с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими около десяти лет  назад, изменились приоритеты, цели и  задачи внешнеэкономической политики. В силу этих перемен усложнились  функции и задачи таможенных органов, изменилась их структура. В своей  работе я преследую цель описать  нынешнее состояние таможенных органов. Основные направления их деятельности и их организацию.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании  внешнеторгового  оборота  и  осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный  бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

В новых  рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  " открытой ",  а  государственные  границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ",  гораздо более  сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства.

Руководствуясь  Указом Президента Российской Федерации "  О  неотложных мерах  по организации  таможенного контроля в Российской Федерации " и Постановлением Правительства  Российской Федерации " О неотложных мерах  по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации ",  Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание  таможенной инфраструктуры, способной  обеспечить выполнение главной  задачи,  поставленной перед таможенной  службой; 

- обеспечение  экономической основы суверенитета  и государственной безопасности  страны, защита интересов народа  Российской Федерации; 

- пополнение  федерального бюджета путем взимания  пошлин, сборов и некоторых видов    налогов; 

- участие  в осуществлении таможенно-банковского  валютного контроля, в первую  очередь за своевременной полной  репатриации платежей, причитающихся   российским  экспортерам за экспортированные  ими товары;

- формирование,  ведение и представление (официальной  публикации) таможенной статистики  внешней торговли России;

- создание  правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной  службы.

За  прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить  и принять такие основополагающие  для  таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской Федерации  и Закон Российской Федерации  о " Таможенном тарифе ".

Нормы и положения,  содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым.  Следовательно, создана  правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления  внешнеэкономической деятельности,  интегрирования России в мировое  хозяйство,  ее участие в развитии международной производственной кооперации.

Возросла  роль  Государственного  таможенного  комитета России как ведомства, активно  участвующего в разработке таможенной политики Российского государства.  Внедрение  новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления , организация  контроля  за  их  поступлением в полном объеме в федеральный  бюджет позволили добиться весомых  экономических результатов.

  Система таможенных  органов   позволяет  осуществлять  свои  функции на всей территории  России.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной  службы  России, как  это определено в разработанной и ныне действующей  программе, были и остаются:  осуществление  фискальной и правоохранительной  функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного  контроля.

В настоящее  время организация и деятельность таможенных органов регулируется следующими основными нормативными актами: Конституции  РФ от 12 декабря 1993 г. (ст.8).

Таможенный  кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I (с изм. и доп. от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г., 10 февраля 1999 г.)

Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (с изм. и доп. от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа 2001 г.).

Приказ  ГТК РФ от 10 января 1996 г. N 12 "Об утверждении  общих положений о таможенных органах Российской Федерации" (с  изм. и доп. от 29 декабря 2000 г.)

Решение коллегии ГТК РФ от 31 января 1997 г. "О  концепции модернизации таможенной службы Российской Федерации"  

Глава 1. Формирование современной  системы таможенных органов.

 

 Изначально, если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы в дореволюционной России, речь может  идти преимущественно об организации  таможенно-пошлинного обложения. Оно  было известно давным-давно, еще в  древней Руси. О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку  лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного  государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление  и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. Это  был сложный и длительный процесс, и он требует Самостоятельного анализа. Опираясь на литературные источники', выделим только основные моменты  возникновения и развития таможенного  дела и таможенной службы в дореволюционной  России.

  От слова «тамга» был образован  глагол «тамжить», т. е. облагать  товар пошлиной, а место, где  товар «тамжили», стало называться таможней. Служилый человек, в прошлом называвшийся мытником, стал называться таможником или таможенником. В обиход вошли словосочетания «таможенный голова» (старший таможенник), «таможенная грамота» (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину)1[1].

Можно говорить о создании к концу XVII века в России довольно разветвленной  и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных и кабацких доходов  к 1680 г. был сосредоточен в Приказе  Большой казны. К этому времени  в Москве существовали также Большая  таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению  пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а  также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили  первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался  ущерб. Помимо целовальников купцам помогали дьяки и подьячие, которые  работали по найму и записывали в  таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сборов.

Постепенно  совершенствовалась организация таможенного  дела в России. Управление таможенными  сборами с 1718 г. начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (они назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г.— обер-цольнерами) получали годовое денежное содержание как служащие.

Охрана  российских границ не была сосредоточена  в руках одного государственного органа. В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде «особой таможенной пограничной  цепи и стражи для отвращения потайного  провоза товаров»2 Она состояла из таможенных надзирателей — по одному на каждые десять верст, которые несли  дозоры на своем участке. Если надзиратель  или находившиеся под его началом  объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они  должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям. Поиск  контрабанды стимулировался: часть  товаров передавалась в пользу задержателей. .

  Систему таможенных учреждений  середины XIX века можно представить  по Таможенному уставу 1857 г. Таможни  и таможенные заставы учреждались  по внешней сухопутной и морской  границе империи и царства  Польского, а на северо-западе  — по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций  таможни делились на крупнейшие  — таможни первого класса (Архангельская,  Санкт-Петербургская, Московская  и др.), средние — таможни второго  класса (Евпаторийская и др.) и  малые — таможни третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые  филиалы. Например, в Санкт-Петербурге  форпостом была Кронштадтская  таможня. В некоторых таможнях  имелись передовые посты, называвшиеся  заставами. Кроме таможен и  застав создавались переходные  таможенные пункты. Таможни одного  региона группировались в таможенные  округа: Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский  и др. В дополнение к линии  таможен и застав «для отвращения»  тайного провоза товаров учреждалась  пограничная стража.

   Таможенный устав 1904 г. установил  новую структуру таможенных органов.  Теперь таможенная система России  состояла из Департамента таможенных  сборов, окружных и участковых  таможенных управлений, таможен,  застав, постов и пунктов. Каждая  таможня и таможенная застава  находилась под гласным надзором  управляющего и состояла из  таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков  и служителей. Новым в Таможенном  уставе 1904г. был раздел «О привозе  товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство  железных дорог в России и,  как следствие, адаптацию таможенных  операций к этому виду транспорта. Несмотря на то, что в начале XX века в России были самые  высокие пошлины, экспорт русских  товаров (в основном хлеба и  сырья) в 1900—1913 гг. увеличился  на 212%.

Ко  времени Октябрьской революции  таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р. Менжинского2[2].

В начале 1918 г. возобновил работу Департамент  таможенных сборов при Наркомате  финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет "О разграничении прав Центральной  и местных Советских властей  по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений". Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти (ст. 1 Декрета). Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти и управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен (ст. 4, 5 Декрета). Местные Советы имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в распорядительную и административную части работы. Советы могли назначать при таможенных учреждениях комиссаров, которые не имели функций распорядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен (ст. 6, 7 Декрета). В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент  таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в соответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области управления таможенным делом. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим постановлением Главное таможенное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможенные округа стали органами НКВТ на территории СССР.

Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных  таможенных учреждениях, согласно которому Наркомат внешней торговли составлял перечень таможенных округов по согласованию с Наркоматом финансов. Начальники округов подчинялись исключительно НКВТ, а руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 г. ГТУ объединяло 283 местных таможенных учреждения (134 таможни, 149 таможенных постов), входивших в состав восьми округов — Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков — Петрозаводского и Крымского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК  СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой3[3].

Главное таможенное управление разрабатывало  планы всех таможенных мероприятий  общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывала и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления; ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. Такие отделения учреждались распоряжением НКВТ по представлению уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик (ст. 7). Отделения ГТУ создавались по федеративному принципу. Границы деятельности отделения совпадали с территорией союзной республики. В 1925 г. отделения ГТУ были созданы в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии. Каждое отделение действовало на основании положения. Так, например, Положение об Отделении ГТУ в УССР, утвержденное приказом НКВТ от 10 марта 1925 г., устанавливало, что Отделение действует под прямым руководством ГТУ НКВТ СССР. Начальник отделения и его заместители назначались НКВТ по согласованию с СНК УССР.

Информация о работе Организация и деятельность таможенных органов РФ