Основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса эволюции и особенностей системы управления таможенных органов.
Для достижения данной цели автором курсовой работы ставятся следующие задачи:
раскрыть вопросы эволюции управленческой системы в таможенном деле;
рассмотреть особенности управления в таможенных органах;
проанализировать актуальные проблемы и пути их решения в совершенствовании управления в таможенных органах.

Содержание

Введение 3
1. Менеджмент в таможенном деле 5
1.1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле 5
1.2. Особенности управленческой деятельности в таможенных органах 12
2. Основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле 22
2.1. Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах 22
2.2. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов 26
Заключение 37
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Эволюция менеджмента.docx

— 161.13 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс развития управленческой мысли  можно условно разделить на пять этапов: первый этап характеризуют появившиеся ритуалы, символы, письменность и числа, которые послужили основными элементами государственной системы регулирования внешней торговли; этап правового становления государств и появления законов регулирующих торговые отношения; этап перехода к рыночным отношениям и появления пограничных сборов; этап от эпохи раннего капитализма вплоть до промышленного капитализма, в котором шел процесс по дифференциации всех основных элементов, составляющих таможенное дело; этап (с 80-х годов по сегодняшний день) развития информационной сферы.

К этому  времени стало понятно, что в  такой важной области, как таможенное дело, где весьма высок удельный вес организационно-управленческих проблем, постоянно требуются изучение и систематизация вопросов управления как самостоятельной сферы научного знания и практической специализации.

    1. Особенности управленческой деятельности в таможенных органах

Специфика управленческой деятельности в таможенных органах  предопределена строгой системой взаимосвязанных  и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов (рис.1.1).

 

 

Рис. 1.1. Особенности управления в таможенных органах

 

Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные  звания, профессиональный праздник. Права и обязанности сотрудников таможенных органов регламентированы Федеральным Законом РФ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

Сущность  управления и ее специфика в таможенных органах предопределяется условиями, в которых протекает этот динамический процесс. Поэтому целесообразно  представить основные факторы, влияющие на управление всей сложной системой элементов таможенного дела (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Факторы, влияющие на управление в таможенных органах

 

Внутреннюю  среду организации составляют такие  элементы, как миссия, цели и задачи, материально-технические ресурсы, структура, технология и люди.

Миссия  – это основная цель существования, предназначение организации. Миссия является основой для выработки целей и стратегии организации, влияет на организационную культуру, т.к. персонал организации должен разделять основную цель, создавать и вносить вклад в ее достижение, разделять ценности и принципы, отраженные в миссии организации.

Цели  организации – это желаемые результаты, на достижение которых направлены усилия организации. На основе миссии определяются цели организации, которые отражают разнообразные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долго-, средне- и краткосрочные цели, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение.

Задачи  – предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи формулируются на основе разделения труда. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Материально-технические  ресурсы – это сырье, материалы, оборудование, транспортные средства. От качества сырья, мощности и надежности оборудования зависит качество конечной продукции и услуг.

Технология  – это способ преобразования сырья. В качестве сырья могут выступать физические материалы, информация для принятия решений. Применение различных технологических процессов от простых, стандартных до высоких технологий отражается на структуре организации и профессионализме персонала.

Структура организаций – это конструкция организации, состоящая из сочетания уровней управления и функциональных областей. В каждой организации существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда основывается на иерархии уровней управления, горизонтальное – на разделении работ на небольшие специфические задачи на основе специализации, делении организации на подразделения, службы и отделы.

Люди  – главный внутренний фактор, от способностей, потребностей, умений, творческих навыков, квалификации и интеллектуального уровня работников зависит успех организации.

Внешняя среда организации оказывает  разнообразное влияние, предоставляя благоприятные условия и возможности  для эффективной деятельности, либо создавая угрозы для ее существования. Внешняя среда подразделяется на среду косвенного воздействия (макросреду) и среду прямого воздействия (микросреду).

Макросреда  является общей средой для деятельности всех организаций, ее можно разделить на следующие факторы.

Экономика как фактор внешней среды имеет основные параметры: размер валового национального продукта, темп инфляции, размер процентной ставки банка, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и т.д.

Политико-правовой фактор, представленный органами государственной власти, а также партиями, блоками и другими общественными организациями, определяет цели, направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях. Организация должна иметь четкое представление, насколько стабильна политическая ситуация, какова программа правящей партии, какие отрасли экономики она будет поддерживать, какие законы устанавливать.

Социально-культурный фактор включает в себя существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, вкусы, психологию потребителей, социальную структуру общества, а также его демографическую характеристику, например, уровень рождаемости, образования, среднюю продолжительность жизни и т.д.

Научно-технический  прогресс определяет уровень технологий, применяемых при производстве продукции и оказании услуг. Развитие новых информационных технологий, средств коммуникации, появление новых приборов, поиск новых энергоресурсов - реалии сегодняшнего научно-технического прогресса.

Природно-географический фактор связан с климатическими условиями, географическим расположением, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой, влияющими на деятельность организации. Сегодня требуют соблюдения экологических стандартов при производстве и потреблении продукции, осуществлении экспортно-импортных операций.

Компоненты  внешней среды очень тесно  взаимосвязаны, изменение одного фактора  вызывает изменение другого.

В среду  прямого воздействия (микросреду) входят потребители продукции и услуг, поставщики сырья, материалов и энергии, конкуренты, государственные и муниципальные органы, общественные организации. В отличие от макросреды организация имеет большую степень воздействия на микросреду.

Во взаимоотношениях с внешней средой у организации  возникают проблемы взаимодействия и адаптации. Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых товаров и услуг, появление большого количества организаций, возрастание  требований покупателей – все  эти и другие изменения усиливают  влияние и зависимость организаций  от внешних условий, вынуждают их искать лучшие способы взаимодействия и адаптации. Для адаптации организации  во внешней среде необходимо изменять ее внутреннюю среду.

В настоящее  время таможня - это не просто структура  по взиманию таможенных платежей, "очистке" товаров или проверке документов. В современном обществе таможня  занимается самыми разными видами операций. Она не только организует таможенное пространство и регулирует перемещение  через таможенную границу товаров  и транспортных средств, но именно через нее осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД, оказываются таможенные услуги, осуществляются таможенный контроль и статистика внешней торговли. Представители таможни выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении и принятии внешнеэкономических и технологических программ, участвуют в общественно-культурной жизни государства. В последнее время стала расширяться таможенная инфраструктура.

Сущность  таможни означает то, под чем подразумеваются  все ее внешние проявления, т.е. реальная действительность, явление само по себе. Вместе с тем сущность таможенного  дела проявляется как совокупность всех необходимых сторон и связей, свойственных таможне, как особый вид  человеческой деятельности, свойственной этому делу.

Результаты  системного исследования показали, что  основой описательной матрицы таможенного  дела являются четыре познавательных компонента: экономика, организация, право  и психология. Именно с этих позиций  и строятся различные подходы  к современному представлению о  таможне.

Таможня как учреждение

Представление о таможне как об экономической  структуре наиболее емко проявляется  в ее понятии как учреждении. Таможенное учреждение — довольно расхожий термин еще с XVIII в. Как теперь известно, в то время главной задачей создаваемых таможен являлся сбор таможенных пошлин. Поэтому учреждение (образование, основание) таможен для осуществления фискальной деятельности в рамках государства и стало причиной появления термина "таможенное учреждение". В СССР, а затем в Российской Федерации под таможенным учреждением понимается вид государственной организации, образованной для обеспечения функции экономической безопасности и внешнеэкономической деятельности страны, сборов таможенных платежей, штрафов, пени, оказания таможенных услуг.

Понятие государственного учреждения включает: аппарат ФТС России; региональные таможенные учреждения; аппарат управления таможен и отдельных таможенных постов; таможенные структуры, включающие вспомогательные и социально-культурные функции (санатории, пансионаты, учебные  заведения и т.д.). Таможенные учреждения пользуются правами юридического лица, состоят на государственном бюджете. Представление о таможне как  об учрежденческой структуре оказывается  близко к понятию ведомства, т.е. совокупности учреждений, обслуживающих  таможенное дело как сектор государственного управления.

В условиях рыночной экономики взаимоотношения  между таможней и участниками  ВЭД значительно развились и  усложнились. Это потребовало существенной перестройки таможенных учреждений и развития между клиентом и таможней не командно-директивных форм управления, а равноправного партнерства  во внешнеторговой деятельности. Благодаря  этому отношения между таможней и участниками ВЭД приобрели  подлинно нормативно-экономический  характер. Таможенные органы стали  сами учреждать инфратаможенную деятельность (склады временного хранения, таможенные брокеры и т. д.), т.е. передавать часть своих полномочий участникам ВЭД.

Как учреждения, оказывающие услуги участникам ВЭД  в области регулирования внешнеторговой деятельности, таможни содействуют  товарообменным процессам. Они оказывают  услуги по информационно-консультационным вопросам, хранению товаров, предварительным  решениям, сопровождению грузов на территории России и ряд других работ. Таможенные учреждения имеют возможность  через процедуру конфискации  или через таможенные режимы "отказ  в пользу государства" и "уничтожение  товара" заключить договоры через  посредство своей инфраструктуры, государственных  и других предприятий по реализации товаров. Вместе с тем на таможенные учреждения налагается ответственность  за разглашение коммерческих тайн клиентов и материальный ущерб, нанесенный в результате неоправданных действий.

В 1991 г. ГТК России поставил во главу угла своей деятельности разработку новой концепции и осуществление управления в таможенном деле. Суть ее в том, чтобы, во-первых, по-новому осмыслить предназначение таможни, переход ее от узкого пограничного контроля к активному воздействию на хозяйственную жизнь страны; во-вторых, трансформировать таможенное дело в регулятор внешнеэкономической деятельности; в-третьих, реанимировать функцию таможенных органов для ускорения экспортно-импортного товарооборота; в-четвертых, создавать новый тип таможен как таможня для участников ВЭД.

Таможня как организация

Понятие "организация" означает процесс  объединения людей, совместно реализующих  поставленные цели и действующих  на основе определенных правил и процедур. Таможенная организация представляет собой коллектив людей, объединенных общими целями, работой и интересами; интегрирование людей со своей специфической  организационной структурой и строгой  иерархией; сложную и разветвленную  организационную структуру как  вид особой системы.

Таможенные  организации в структурном и  функциональном отношении образуют единую целостную систему, которая  строится с учетом тех же принципов, что и все таможенное дело. Однако система таможенных организаций  имеет свои особенности, свою целенаправленность и целесообразность. Последние проявляются  в структуре таможенных организаций, определяющих специфику отношений, координации и субординации между  ними и внутреннюю организацию таможенной системы в целом.

Таможня как правоохранительный орган

Поскольку таможня выполняет определенные задачи государства в области  законодательства и выполняет правоохранительную функцию, то ее следует называть таможенным органом. Термин "орган" (греч. — орудие, инструмент) имеет и еще одно определение — часть чего-либо, имеющая определенное назначение. Государственный организм также нуждается в своих специальных органах, в том числе и правоохранительных.

Информация о работе Основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле