Основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса эволюции и особенностей системы управления таможенных органов.
Для достижения данной цели автором курсовой работы ставятся следующие задачи:
раскрыть вопросы эволюции управленческой системы в таможенном деле;
рассмотреть особенности управления в таможенных органах;
проанализировать актуальные проблемы и пути их решения в совершенствовании управления в таможенных органах.

Содержание

Введение 3
1. Менеджмент в таможенном деле 5
1.1. Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле 5
1.2. Особенности управленческой деятельности в таможенных органах 12
2. Основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле 22
2.1. Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах 22
2.2. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов 26
Заключение 37
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Эволюция менеджмента.docx

— 161.13 Кб (Скачать файл)

Правоохранительные  органы (ФТС России, МВД России, ФСБ  России и пр.) — организованная часть  государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих  перед государством.

Таможня как орган государственной власти также образует единую целостную  систему, которая строится с учетом единства законодательно-правовой базы, таможенной политики и других юридических  и информационно-правовых аспектов. ФТС России как федеральный орган  исполнительной власти осуществляет непосредственное руководство таможенными органами на всей территории Российской Федерации. ФТС России наделена юридическими полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений и таможен, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

ФТС России издает в пределах своей компетенции  приказы, нормативные акты по таможенному  делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и  иными государственными органами, предприятиями, учреждениями страны независимо от форм собственности и подотчетности, а также должностными лицами и  гражданами.

Таможня как служба

Как известно, таможенная деятельность появилась  на заре первых цивилизаций как одна из ветвей жреческих, а затем других религиозных служб, регулирующих не только человеческое поведение, но и  отношения между людьми, складывающиеся в процессе товарообмена. Религиозное  понятие "служба" и производные  от него "служение", "служилые люди" и т.д. очень близки к понятиям долга, чести, ответственности и  повседневной служебной обязанности  по защите интересов государства  и населения страны. Это понятие больше относится к психологической деятельности человека.

"Служивые  люди" — общее название лиц,  состоявших на военной, а также  административной службе в Российском  государстве в XV — XVII вв. В настоящее время понятие "служба" почти не изменилось. Так, например, согласно Федеральному закону РФ "О таможенной службе в таможенных органах Российской Федерации" говорится, что "служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов".

Обобщая современное представление о  таможенном деле, можно сказать, что  эта деятельность является весьма разнообразной  и обозначается разными терминами. Применяемые на практике термины "орган", "служба", "организация" и "учреждение" зависят от того, с каких позиций  мы рассматриваем эту деятельность, от конкретных познавательно-описательных компонентов таможенного дела, от целей, задач и функций анализируемого вопроса. Более широким понятием, включающим в себя все вышеперечисленные  термины, является термин "таможенная система".

 

 

  1. основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле
    1. Актуальные проблемы совершенствования управления в  таможенных органах

В условиях глобализации мировой экономики, решения  задачи присоединения России к Всемирной  торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного  регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Всемирная таможенная организация  считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

В результате проведения административной реформы  сформирована новая структура государственных  органов, осуществляющих регулирование  внешнеторговой деятельности, предполагающая комплексный подход к межведомственному  взаимодействию и обеспечению баланса  интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях  существенного упрощения и ускорения  процедуры таможенного оформления грузов введен проект "зеленый коридор", разработанный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и  Швеции. Проводится эксперимент по электронному декларированию товаров  и транспортных средств, в том  числе биоресурсов.

В рамках договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного  союза в 2009 году был разработан и введен Таможенный кодекс Таможенного союза.

В нем  закреплены основные принципы перемещения товаров через территорию Таможенного союза (по его территории), правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных процедур. Действуют единые условия транзита на всей территории союза.

Единую  территорию Таможенного союза составляют Белоруссия, Казахстан, Россия, исключительные экономические зоны и континентальные  шельфы государств, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты.

Представляется  важным выделить некоторые особенности.

По сравнению  с российским законодательством  до 4 месяцев увеличен срок оплаты таможенных пошлин. В нашей стране они вносятся в течение 15 суток.

Что касается декларации, предоставляется возможность  вносить в нее изменения до и после выпуска товаров.

Предусмотрен  щадящий режим таможенного контроля в отношении участников ВЭД, находящихся  под юрисдикцией государств-участников Таможенного союза.

Все это  создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации.

Недостаточно  эффективно реализуется потенциал  таможенного администрирования, представляющего  собой совокупность средств и  методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими  и юридическими лицами при перемещении  ими товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать  благоприятную конкурентную среду  в сфере внешнеторговой деятельности.

Острой  проблемой в таможенных органах  Российской Федерации остается вопрос занижения таможенной стоимости  товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

Не в  полной мере применяются международные  стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий.

Не развита  система информирования таможенных органов Российской Федерации о  ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

Таможенные  органы Российской Федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации (контроль на основе методов аудита).

Недостаточно  осуществляется информационно-аналитическое  обеспечение правоохранительной, в  том числе оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Остается  низким уровень взаимодействия оперативных  подразделений таможенных органов  Российской Федерации с другими  правоохранительными и контролирующими  органами.

Не в  достаточной степени развита  система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в  области управления и контроля.

Оплата  труда должностных лиц таможенных органов Российской Федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

Остается  высоким уровень коррупции в  таможенных органах Российской Федерации.

Наличие указанных проблем приводит к  снижению эффективности таможенного  администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных  импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

Необходимость дальнейшего совершенствования  программных документов развития таможенных органов обусловлена изменившимися  приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением Таможенного  кодекса ТС на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается в ряд прочих приоритетов.

Построение  эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности  страны, но и содействовать притоку  инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых  и средних предприятий.

Программа развития таможенных органов является средством построения новой таможенной системы России, соответствующей  требованиям XXI века. Программа имеет  долгосрочный потенциал динамичного  роста, что позволит существенно  модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и  рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного  администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации  в соответствии с мировыми стандартами.

Таким образом, в настоящее время можно указать  такие проблемы, оказывающих прямое воздействие на эффективность управления в таможенных органах, как: недостаточно эффективная реализация потенциала таможенного администрирования, несовершенство системы информирования, низкое развитие системы подготовки и переподготовки кадров и др. Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

 

    1. Основные направления  совершенствования деятельности таможенных органов

Определены  следующие основные направления  совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации.

1. Развитие  партнерских взаимоотношений с  участниками внешнеэкономической  деятельности и повышение эффективности  таможенного контроля.

Отказ от избыточного таможенного администрирования  является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в  России для создания благоприятных  условий в области внешнеэкономической  деятельности.

Достижение  положительных результатов в  этом направлении невозможно без  системного анализа эффективности  применяемых таможенных процедур, использования  современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами  управления рисками, использования  электронных средств передачи информации, координации работы с другими  ведомствами и организациями.

Ключевым  звеном в этой работе является переход  на новую систему организации  таможенного контроля и таможенного  оформления (далее - Система), применение которой позволит снизить затраты  времени на проведение таможенного  контроля, повысить его эффективность  и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и  транспортных средств, перемещаемых через  таможенную границу Российской Федерации. Работа в этом направлении будет  вестись на основе принципов, предусмотренных  в концепции управления рисками.

Основой Системы являются порядок и условия  проведения таможенного оформления и таможенного контроля, которые  должны быть максимально понятными  и "прозрачными", иметь единое информационное пространство, эффективное  информационно-техническое обеспечение, правоохранительную поддержку. Применение данной системы предусматривает:

- внедрение  информационных технологий в  процесс таможенного оформления  и таможенного контроля, в том  числе электронного документооборота  и электронного декларирования  товаров и транспортных средств; таможенный управление внешнеэкономический контроль

- чёткую  дифференциацию применения форм  таможенного контроля по субъектам  внешнеторговой деятельности и  категориям товаров;

- исключение  различного рода согласований  с вышестоящими таможенными органами  Российской Федерации при принятии  решения о выпуске товаров;

- минимизацию  таможенных формальностей в пограничных  таможенных органах Российской  Федерации и концентрацию основного  таможенного оформления во внутренних  таможенных органах РФ;

- использование  для таможенных целей в большем  объеме предварительной информации, получаемой из различных источников  до прибытия товаров;

Информация о работе Основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле