Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензи-руемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию а так же выявление проблем и перспектив применения лицензирования в системе запретов и ограничений.
Введение 4
1. Теоретические основы ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию 6
1.1. Сущность, цели и методы лицензирования ввоза и вывоза товаров в системе применения внешнеторговых ограничений. 6
1.2. Виды лицензий и порядок выдачи разрешения 8
1.3. Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством 12
2. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню 17
2.1. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню 17
2.2. Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 23
2.3. Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 28
3.Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений 31
Заключение 37
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Запреты и ограничения во внешнеторговой деятельности»
на тему: «Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза»
Выполнил: Ю. И. Диденко, студент 3-го
курса очной формы обучения факультета
таможенного дела, группа 131
Подпись ____________________________
Научный руководитель: А. Г. Немцов,
доцент кафедры экономической теории,
Оценка: ________________
Подпись________________
«___»____________2014 г.
Владивосток
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению особенностей перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе и через таможенную границу таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию а так же выявление проблем и перспектив применения лицензирования в системе запретов и ограничений.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование, как и другие виды запретов и ограничений, является инструментом не только экономического, но и политического воздействия. Так же, стоит отметить, что лицензирование внешней торговли преследует две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.
Лицензия и (или) разрешение - специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров;
В последнее время лицензирование товара приобрело особое практическое значение в связи с созданием таможенного союза, а так же, с развитием мировых экономических интеграционных процессов.
Таким образом, задачами данной работы являются:
Отсюда следует, что предметом исследования в данной работе является практика применения лицензирования в системе внешней торговли, а объектом – товар, подлежащий лицензированию, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Информационную базу работы составили Решения таможенного союза, Соглашения между странами – членами таможенного союза, Федеральные законы РФ, учебная литература, статистические сборники и бюллетени Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ) и Федеральной службы государственной статистики, а так же использовались материалы периодических изданий и Интернет-сайтов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВОЗА И ВЫВОЗА ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;
Запретов и ограничения необходимы, так как использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров. [5]
Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).
Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями — квотами на импорт и экспорт отдельных товаров.
В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых лицензий позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров. Объективными обстоятельствами, побуждающими к лицензированию внешнеторговых операций, являются необходимость рационального использования иностранной валюты, что позволяет достигать выравнивания внешнеторгового и платежного баланса, если отсутствуют таможенные пошлины или неэффективно их воздействие. Кроме того, к лицензированию прибегают с целью защиты внутреннего рынка, если не применяются таможенные пошлины или неэффективно их воздействие, а также для выторговывания встречных уступок и, наконец, в качестве дискриминационных действий. Лицензирование, являясь временной мерой, не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.[18]
Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством таможенного союза. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений.
Единый перечень состоит из товаров, запрещенных к перемещению через границу Таможенного союза, и товаров, ограниченных к перемещению через границу Таможенного союза (то есть лицензируемых).
В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.
Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.[3]
Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.
В соответствии с Соглашением «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами», уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-сторон таможенного союза выдаются следующие виды лицензий:
Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.
Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.
Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения страны-участницы таможенного союза и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.
Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии таможенного союза.
Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.
Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии таможенного союза в каждом конкретном случае.[17]
Действующий порядок выдачи лицензий, разрешений, оформления заявлений определен Соглашением «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами».
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств-сторон таможенного союза.
Уполномоченный орган (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:
Говоря о лицензиях, стоит сказать и о разрешении. Разрешение – специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров. [3]
Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:
1) процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;
2) разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;
3) заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;