Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензи-руемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию а так же выявление проблем и перспектив применения лицензирования в системе запретов и ограничений.
Введение 4
1. Теоретические основы ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию 6
1.1. Сущность, цели и методы лицензирования ввоза и вывоза товаров в системе применения внешнеторговых ограничений. 6
1.2. Виды лицензий и порядок выдачи разрешения 8
1.3. Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством 12
2. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню 17
2.1. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню 17
2.2. Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 23
2.3. Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 28
3.Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений 31
Заключение 37
Отсюда можно сделать вывод, что наиболее приемлемым вариантом регулирования ввоза и вывоза определенной продукции является установлении в отношении их других запретов и ограничений, в частности лицензирование.
Рассмотрев перемещение лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, можно прийти к выводу, что применений данных видов запретов и ограничений обязательно.
Через Владивостокскую таможню перемещаются товары, которые являются ограниченные к ввозу или вывозу, причем применение таких мер к этим товарам обоснованно. Например, вывоз морских живых биоресурсов и водорослей просто необходимо контролировать, что и осуществляется путем лицензирования данных товаров. Также и ввоз шин и покрышек, бывших в употреблении нужно ограничивать.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
Естественно, в таких случаях просто необходимо вмешательство государства во внешнюю торговлю. Тем более, лицензирование – это мера прямого воздействия, и там где нецелесообразно применить квотирование, лицензирование внешней торговли является приемлемой мерой.
Ограничивая круг лиц, которые могут перемещать определенный товар, и количество данного товара, государство тем самым осуществляет как экономические, так и политические интересы.
Исходя из всего вышесказанного, лицензирование – это необходимая мера государственного регулирования, которую можно использовать, реализую различные интересы государства.
Исходя из всех мероприятий, которые проводятся ДВТУ для улучшения контроля за перемещением некоторых лицензируемых товаров, можно прийти к выводу, что система контроля за перемещением лицензируемых товаров осуществляется в полной мере. Естественно, что провести сто процентный контроль всех товаров не представляется возможным. Об этом говорит статистика возбужденных уголовных и административных дел в отношении данного вопроса. Но все же, применение оперативного и централизованного контроля является обязательным.
Как показывает мировая практика применения лицензирования внешней торговли, использование данной меры достаточно эффективно. Осуществляя данную меру, государство не делает невозможным перемещение некоторых товаров, а лишь вводит свои требования (получить лицензию, разрешение) для реализации определенных интересов.
В отношении перемещения рассмотренных лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню применение лицензирования является обязательным. То есть экспорт и импорт данных товаров должен контролироваться, но ни в коем случае напрямую не запрещаться. Централизованный и оперативный контроль в отношении данных товаров осуществляется в соответствии с Приказом. Но такой контроль должен постоянно совершенствоваться, что и происходит в таможнях ДВТУ, в частности во Владивостокской таможне.
Таким образом, применение лицензирования определенных товаров во внешнеторговой деятельности является обоснованной и необходимой мерой. Ее применение дает достаточно много положительных моментов регулирования внешней торговли. Перемещение товаров, в отношении которых применяются ограничения, должно контролироваться, что и осуществляется таможенными органами, а также другими содействующими им государственные службы.
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами - это комплекс административных мер, устанавливающих порядок предоставления лицензий и (или) разрешений. Оно устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализации разрешительного порядка экспорта (импорта) отдельных видов товаров, предоставления исключительного права на экспорт и (импорта) отдельных видов товаров и выполнения международных обязательств. Лицензирование относится к категории ограничительных способов регулирования внешнеэкономической деятельности. Осуществляя лицензионную деятельность, государство обязано обеспечить соблюдение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение которого допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, акты исполнительной власти могут регулировать только процедурные вопросы реализации ограничительного характера, но не возможность самого ограничения.
Хотя механизм применения запретов и ограничений в Российской Федерации отлажен достаточно хорошо, все же существуют некоторые проблемы в части их применения, что касается в первую очередь лицензирования в сфере внешней торговли. Рассмотрим проблемы применения лицензирования и возможные пути их решения.
Таким образом, несмотря на уменьшение роли национальных институтов в условиях глобализации, лицензирование должно оставаться национальным институтом, т.к. цель его обеспечение национальных интересов.
В связи с созданием таможенного союза появились новые Соглашения и Решения Комиссии таможенного союза в части регулирования перемещения лицензируемых товаров, но при этом некоторые ФЗ Российской Федерации и постановления Правительства РФ в данной области продолжают действовать.
В связи с введением в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса таможенного союза выдача лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется в порядке, определенном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. [6]
Основные положения по данному вопросу также можно посмотреть в подпункт 6 пункта 2 статьи 13, статьи 24, 30 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 691
Особенности лицензирования ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, можно увидеть в Положениях о применении ограничений, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 19.
Большое количество НПА, регулирующих вопрос лицензирования, способствует к тому, что участники ВЭД часто нарушая таможенное законодательство, даже не догадываются об этом. Поэтому необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговли, которая бы действовала на всей территории таможенного союза.
Российские таможенники задерживают на границе партии комплектующих для сотовых телефонов, ведь список подлежащих проверке товаров достаточно неконкретен, в нем встречаются формулировки вроде «оборудование и его части». Тем самым у таможни появились подозрения что крышка от телефона может быть оснащена средствами криптографии.
Теперь эти средства — а возможностями шифрования оснащены многие виды техники — полагается «нотифицировать» в уполномоченном органе государственной власти соответствующей страны. В России около месяца в 2010 году разбирались, какая организация должна этим заниматься. В начале февраля 2010 года новые процедуры (теперь импортер техники, содержащей криптографию, подает нотификацию в ФСБ, это ведомство выдает заключение о возможности ввоза. Минпромторг выписывает лицензии на ввоз шифровальных средств) прописали в инструкциях, и затор на границе подобной техники постепенно исчез. [8]
Вот только список техники, ввоз которой на территорию Таможенного союза ограничен, составлен довольно расплывчато. В нем присутствуют формулировки вроде «телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования». К примеру, крышка от телефона — это ведь часть телекоммуникационного оборудования. А что в ней нет функций шифрования — это импортер еще должен доказать. У таможенников появился прекрасный повод задерживать товары и требовать все новые документы от их владельцев.
На некоторых таможенных постах стали требовать оформлять «нотификации» на динамики, корпуса телефонов, батарейки, зарядные устройства и даже соединительные кабели. Чтобы ввезти запчасти, импортерам приходится составлять подробные описания ввозимых запчастей и объяснительные записки о том, что эти детали не могут содержать шифры.
При отсутствии заключения от ФСБ, таможня требует заключения экспертов, подтверждающие невозможность создавать шифровки с помощью той или иной детали. А кто может быть экспертом в таком вопросе, в официальных документах не сказано. Специалистов ФСБ вряд ли хватит на все подобные случаи. Тем самым можно ожидать роста контрабанды на рынке электронной техники.
Для отсутствия подобных ситуаций необходимо четко и без возникновения двойного толкования прописывать список товаров, к которым применяются подобные ограничения. Законодательная база должна быть четкой и одинаково понятной как для участников ВЭД, так и для должностных лиц таможенных органов. [14]
Отсюда можно сделать вывод, что упрощение данных действий путем быстрого электронного обмена данными приведет минимизации затрат времени на осуществление данной деятельности. В этой связи, такие направления деятельности в области таможенного дела, как упрощение делопроизводства и документооборота во внешней торговле, в том числе осуществляемых при таможенном оформлении, посредством использования современных технологий при формировании документов, а также широкой компьютеризации таможенного дела; использование процедур заблаговременного и последующего таможенного оформления экспорта и импорта; повсеместное внедрение совместного приграничного и неприграничного таможенного оформления - могут способствовать, на наш взгляд, повышению эффективности деятельности как участников ВЭД, так и таможенных органов, то есть эффективности внешнеэкономической деятельности в целом.