Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:36, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензи-руемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию а так же выявление проблем и перспектив применения лицензирования в системе запретов и ограничений.
Введение 4
1. Теоретические основы ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию 6
1.1. Сущность, цели и методы лицензирования ввоза и вывоза товаров в системе применения внешнеторговых ограничений. 6
1.2. Виды лицензий и порядок выдачи разрешения 8
1.3. Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством 12
2. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню 17
2.1. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню 17
2.2. Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 23
2.3. Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 28
3.Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений 31
Заключение 37
Порядок перемещения данных товаров, особенно шин и покрышек, бывших в употреблении – это достаточно сложный вопрос для Приморского края. Из-за специфичности перемещения данным товаров в Приморском крае, рассмотрим динамику ввоза данных товаров за 2011-2013 года.
В таблице 2 и таблице 3 представлена динамика импорта рассматриваемых товаров за последние три года, перемещаемых через Владивостокскую таможню.
Таблица 2.2
Динамика импорта шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении через Владивостокскую таможню за 2011-2013года, в штуках. [15]
Код товара по ТН ВЭД ТС и наименование товара |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
количество в штуках |
количество в штуках |
количество в штуках | |
Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (код ТН ВЭД ТС 4012 20 000) |
84 325,000 |
80 845,00 |
75 555,00 |
Источник: Статистика внешней и взаимной
торговли [Электронный ресурс]. // Евразийская
экономическая комиссия – URL: http://www.eurasiancommission.
Таблица 2.3
Динамика импорта отходов, обрезков и скрапа резины (кроме твердой резины) через Владивостокскую таможню за 2010-2012года, в тоннах. [15]
Код товара по ТН ВЭД ТС и наименование товара |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
количество в тонн |
количество в тонн |
количество в тонн | |
Отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины) (код ТН ВЭД 4004000000) |
155,520 |
151,225 |
139,420 |
Статистика внешней и взаимной
торговли [Электронный ресурс]. // Евразийская
экономическая комиссия – URL: http://www.eurasiancommission.
Исходя из данных таблиц 2 и 3 можно сделать вывод ,что имеется тенденция к уменьшению импорта шин и покрышек б/у.
Резкий спад импорта шин и покрышек, бывших в употреблении – это ожидаемое явление, так как только в 2010 году введен порядок разрешительного ввоза данного товара. Особое внимание указывается на то, что в скором времени ожидается полный запрет их ввоза. При этом если шины находятся на дисках на автомобиле, то ввоз разрешен. На порядок импорта подержанных иномарок запрет никак не повлиял.
Введение ограничений на ввоз данной продукции привел и к судебным разбирательствам. Не очень понятным остался вопрос о том, какие именно шины признавать опасными, как определить степень износа шин. Нередко назначались экспертизы в ЭКС по данным вопросам.
Но главный плюс ожидающегося полного запрета на ввоз бывших в употреблении автопокрышек очевиден: со временем прекратится насыщение окружающей среды вредоносными веществами. Однако для усиления эффекта предстоит разработать систему сбора старых шин с последующей заводской переработкой, прецедент в России уже есть. Минус заключается в том, что покупательная способность населения многим не позволит такую роскошь, как новая резина. Люди начнут пренебрегать безопасностью, максимально эксплуатируя покрышки вплоть до полного их «облысения». Запрет на ввоз подержанной резины приведет к тому, что владивостокские таксисты будут ездить на одних лишь дисках.
Буквально весь Дальний Восток завален старыми японскими и корейскими шинами, которые после небольшого периода использования попадают на свалки, являясь высокотоксичными отходами, наносят прямой ущерб окружающей среде. В целом по России не налажен процесс утилизации отслуживших свой срок покрышек.
Можно сделать вывод, что через Владивостокскую таможню перемещается достаточно большое количество товаров, подлежащих лицензированию. В первую очередь, это вызвано спецификой расположения (на берегу Японского моря) и рода деятельности населения (ввоз автомашин и комплектующих).
Каждый из рассматриваемых товаров по-своему важен, поэтому и включен в перечень товаров, подлежащих лицензированию, а значит его экспорту и импорту, естественно, уделяется большое внимание со стороны государства. В лице таможенных органов.
2.2. Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни)
На примере экспорта и импорта рассмотренных лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, можно проанализировать систему контроля перемещений данных товаров.
Организация таможенного контроля импорта лицензируемых товаров на Владивостокской таможне, как и в других таможнях, осуществляется в соответствии с Приказом ГТК Российской Федерации от 15.12.2002г. № 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров".
Данным приказом утверждена Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, устанавливающая единый порядок регистрации и учета лицензий в таможенных органах Российской Федерации и таможенного контроля ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, в отношении которых российским законодательством установлено лицензирование.
Также в законе определены порядок заполнения лицензии и процедура представления оригинала и копии лицензии ее владельцем в уполномоченное подразделение таможни.
Действие приказа позволяет участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдая нормы права, обеспечить выполнение требований таможенных органов в части контроля за лицензируемыми товарами.
Таким образом, если четко следовать указанному приказу, то проблемных ситуаций с ввозом и вывозом лицензируемых товаров не должно возникать. Рассмотрим систему контроля во Владивостокской таможне на примере перемещения живой рыбы, ракообразных и моллюсков, а также на примере импорта шин и покрышек, бывших у употреблении.
Приоритетным направлением деятельности государства является создание благоприятных экономических условий, прежде всего, для развития российских перерабатывающих предприятий. Выгодные экономические условия должны способствовать переориентированию деятельности предприятий рыбной отрасли на производство готовой продукции и реализацию ее на внутреннем рынке России. Такой подход позволит свести к минимуму возможности браконьеров манипулировать законодательством Российской Федерации и игнорировать действующие таможенные правила.
Принимая во внимание приоритетные задачи, поставленные ФТС России по декриминализации рыбной отрасли, Дальневосточное таможенное управление активно проводит работу по совершенствованию механизма администрирования таможенного контроля водных биологических ресурсов, обобщает, анализирует и внедряет в свою деятельность передовой опыт.
Таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации водных биологических ресурсов, а также проводимые таможенными органами в пределах своей компетенции мероприятия не могут эффективно проводиться без всестороннего взаимодействия с другими государственными контрольными органами. В этих целях таможни ДВТУ проводят совместные мероприятия с пограничными управлениями береговой охраны и территориальными управлениями ФСБ России, МВД России, Россельхознадзора в ДФО, налажено информационное взаимодействие с территориальными органами Росрыболовства.
В январе 2013 года вступил в силу Приказ ФТС «О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза», в котором приказано осуществлять таможенные операции и таможенный контроль продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной российскими рыбопромысловыми судами при осуществлении промышленного рыболовства за пределами территориального моря Российской Федерации, ввозимой в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации; Не совершать таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла.[9]
В июле 2011 года подписано Соглашение о взаимодействии ДВТУ и Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, в сентябре 2011 года – Соглашение о взаимодействии ДВТУ и Ассоциации добытчиков минтая, которые предусматривают передачу информации о рынках крабовой продукции и продукции из минтая основных стран – импортеров, в том числе тенденции рынка, реальные объемы поставляемой российскими предприятиями продукции, средние цены с учетом сортности, размерности, вида разделки и иных ценообразующих факторов, а также иной информации, которая способствует более быстрому и эффективному таможенному оформлению и таможенному контролю.
С 15 июля 2011 года вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла морских живых ресурсов, которое реализуется при активном участии ДВТУ.
Отсюда можно сделать вывод, что вывоз указанной продукции является достаточно проблемным вопросом для Дальнего Востока, в частности для Владивостока. Все проводимые мероприятия по улучшению контроля за вывозом лицензируемых биоресурсов говорят о том, что действующая система контроля не идеальна. СМИ часто сообщают о задержании незаконного перемещения крабов, моллюсков, гребешка, а значит, что действующая система оперативного и централизованного контроля перемещения лицензируемых товаров должна подлежать дальнейшему совершенствованию. Необходимо поддерживать взаимодействие с другими государственными службами, а также с негосударственными предприятиями, ассоциациями и другими. Дальнейшее развитие заключения соглашений с другими странами в части контроля за перемещением лицензируемых товаров приведет к более высокому уровню эффективности контроля перемещения данной продукции.
Если Говорить об эффективности контроля перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, то стоит сказать, что его проведение является необходимой мерой. Только за 2011 год, в части перемещения лицензируемых товаров, было заведено более 50 дел об административных правонарушениях, и около 20 уголовных дел. Но все же случаи незаконного перемещения указанных товаров имеют место быть.[2]
Рассматривая ввоз шин и покрышек, бывших в употреблении, можно отметить, что их импорт на территорию таможенного союза является практически запрещенным, следовательно, контроль за ввозом данного товара должен быть особенно пристальным. Но и сейчас весь Приморский край забит шинами, бывшими в употреблении. Отсюда можно сделать вывод, что система контроля далека от совершенства и не позволяет на сто процентов отследить перемещение нужного товара.
Таким образом, Владивостокской таможней проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу, направленный на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров, запрещённых к такому ввозу, и вывозу товаров, запрещенных к такому вывозу. Такой контроль проводится в ходе осуществления предварительных операций, предшествующих основному совершению таможенных операций и помещению товаров под определенную таможенную процедуру.
Для улучшения качества контроля необходимо совершенствовать взаимодействие между таможнями и таможенными постами с ГНИВЦ ФТС России, который ведет основную базу данных по перемещению лицензируемых товаров. Также, возможно, необходимо законодательно отрегулировать взаимодействие Минпромторга с ФТС России в части контроля за лицензированием в сфере внешней торговли.
Естественно, если к определенным товарам запреты и ограничения, в частности лицензирование, то контроль за данной продукцией должен быть абсолютно отлажен. Случаи незаконного перемещения указанных товаров и судебная практика говорят о несовершенстве системы контроля на данный момент.
2.3. Оценка эффективности
оперативного контроля перемеще
Как известно, меры тарифного регулирования являются не очень эффективными в определенных ситуациях, а импорт и экспорт некоторого товара приходится контролировать.
В нашей стране квотирование применяется в отношении импорта сельскохозяйственной продукции (мясо птицы, свинины, КРС), а в отношении экспорта квоты не применяются. Квотирование осуществляется в отношении экспорта лома черных металлов и сахара-сырца, но только в Белоруссии и Казахстане.