Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель данной курсовой – изучение особенностей применения тарифных льгот во внешнеторговой деятельности таможенного союза.
Объекты исследования данной курсовой – тарифные преференции (льготы).
Введение ……………………………………………………………………………… 3
1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности ………. 4
1. 1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике .4
1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза …………………………………………………. 12
1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций …………………………………………………………………………..14
2. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации .17
2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России ……………………….....17
2. 2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам …………………………………………………………20
2. 3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот ……………………………………………………………………….23
3. Повышение эффективности использования тарифных льгот …………………..28
3. 1 Совершенствование единой системы преференций ……………………28
Заключение ……………………………………………………………………………33
Список использованных источников ………………………………………………..35
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Таможенно - тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость»
Студента
Группа 148 форма обучения очно-заочное
Факультета
На тему: «Оценка тарифных льгот
и преференций Таможенного союза как инструмента
регулирования внешнеторговой деятельности»
Руководитель: Сидорова В.И.
канд. экон. наук, профессор
Оценка _________________
Подпись ________________
Владивосток
2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Роль тарифных льгот в регулировании
1. 1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике .4
1. 2 Экономическая сущность
1. 3 Нормативно-правовая база
2. Влияние тарифных льгот на развитие
2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России ……………………….....17
2. 2 Анализ ввоза товаров на
2. 3 Оценка реализации целей
3. Повышение эффективности использования
3. 1 Совершенствование единой системы преференций ……………………28
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников
………………………………………………..35
Введение
Одним из методов таможенно-тарифного
регулирования
Цель данной курсовой – изучение особенностей применения тарифных льгот во внешнеторговой деятельности таможенного союза.
Объекты исследования данной курсовой – тарифные преференции (льготы).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и место таможенного
тарифа во внешнеторговой
- выявить виды, особенности и роль тарифных
льгот в регулировании
- изучить нормативно-правовую базу
- рассмотреть таможенные льготы по видам;
- проанализировать динамику внешнеторгового
- оценить реализацию целей таможенного
тарифа и предоставления
- указать основные направления усиления
тарифных льгот в реализации основных целей таможенного
1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности
1.1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике
Внешнеторговая деятельность (ВТД) является составной частью ВЭД. Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [17].
Торговая политика – составная часть
Основной документ, регламентирующий регулирование ВТД в РФ – это Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем же и указаны методы государственного регулирования ВТД: таможенно-тарифное регулирование; меры нетарифного регулирования; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД».
По своему характеру методы государственного регулирования ВЭД делятся на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) – экономические, нетарифные (прочие) – административные и паратарифные. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт [23].
К тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.
Важным инструментом
таможенно-тарифного
Основными целями ЕТТ являются [13]:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории ТС;
3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;
4) защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.
Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара (СПТ), пределы полномочий органов исполнительной власти.
Экспортный таможенный тариф представляет
собой инструмент регулирования экспорта.
Его применяют отдельные
Также необходимо рассмотреть таможенный тариф как неотъемлемую часть единой налоговой системы, что означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом. Это сделать довольно-таки трудно, т.к. необходимо учитывать нормативно-правовые акты ТС, а не только РФ.
Таможенный тариф имеет протекционистскую и фискальную функции. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.
К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года) – например, сезонные пошлины; лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства.
Одним из основных инструментов таможенно-тарифного регулирования являются тарифные льготы, способствующие увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций.
В соответствии со статьей 34 Закона «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики страны льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров [24].
Классификация тарифных льгот в зависимости от товарных групп и целей предоставления представлены в таблице 1.1 [24].
Таблица 1.1
Классификация тарифных льгот по товарным группам
Льготы |
Цель льгот |
Товарные группы |
Размер |
Возврат ранее уплаченных пошлин. |
Стимулирование экспорта. Поддержка отечественного производства. |
Готовая продукция отраслей, за исключением сырьевых товаров. |
0% 18% |
Освобождение от уплаты пошлины. |
Международная практика. |
Транспортные средства; товары для пользования представителями иностранных государств; валюта; ценные бумаги; гуманитарная помощь; товары, перемещаемые в режиме транзита, предназначенные для третьих стран; печатные издания; оборудование; товары, предназначенные не для коммерческих целей. |
0% |
Снижение ставки пошлины. |
Развитие экономики. Стимулирование экспорта. |
Товары, ввозимые в режимах. |
25% 100% |
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз с/х товаров. |
Защита отечественного товаропроизводителя. Стимулирование с/х производства. Обеспечение необходимого объема потребления с/х товаров на территории РФ. Содействие развитию международной торговли. |
Группы 1-24 по ТН ВЭД; эфирные масла; казеин; желатин; сорбит; шкуры; кожа; сырье пушно-меховое; шелк-сырец; шерсть животных; хлопок-сырец; отходы хлопка. |
Льгота в размере 25 % и 100% на поставку преференциальных товаров в пределах выделенных квот. |
В достижении целей тарифного регулирования таможенно-тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, таможенно-тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства [37].