Оценка тарифных льгот и преференций Таможенного союза как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой – изучение особенностей применения тарифных льгот во внешнеторговой деятельности таможенного союза.
Объекты исследования данной курсовой – тарифные преференции (льготы).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности ………. 4
1. 1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике .4
1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза …………………………………………………. 12
1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций …………………………………………………………………………..14
2. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации .17
2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России ……………………….....17
2. 2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам …………………………………………………………20
2. 3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот ……………………………………………………………………….23
3. Повышение эффективности использования тарифных льгот …………………..28
3. 1 Совершенствование единой системы преференций ……………………28
Заключение ……………………………………………………………………………33
Список использованных источников ………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка тарифных льгот и преференций Таможенного союза как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности.docx

— 75.92 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал  
  
 

Кафедра экономической теории  
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Таможенно - тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость» 

Студента                               Кулагина Павла Андреевича  

Группа            148        форма обучения       очно-заочное

Факультета                                             таможенного дела             

На тему: «Оценка тарифных льгот и преференций Таможенного союза как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности»  
  
 

Руководитель: Сидорова В.И.

канд. экон. наук, профессор 

Оценка _________________

Подпись ________________  
 

Владивосток

2011

 

 

 

 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………… 3

1. Роль тарифных  льгот в регулировании внешнеторговой  деятельности ………. 4      

1. 1 Сущность и место таможенного  тарифа во внешнеторговой политике .4      

1. 2 Экономическая сущность преференций,  особенности единой системы преференции Таможенного союза …………………………………………………. 12      

1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного  союза, касающаяся тарифных преференций …………………………………………………………………………..14

2. Влияние тарифных  льгот на развитие производства  в Российской Федерации .17      

2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России ……………………….....17      

2. 2 Анализ ввоза товаров на таможенную  территорию таможенного союза  по таможенным процедурам …………………………………………………………20       

2. 3 Оценка реализации целей таможенного  тарифа и предоставления тарифных льгот ……………………………………………………………………….23

3. Повышение  эффективности использования тарифных  льгот …………………..28      

3. 1 Совершенствование единой системы преференций ……………………28

Заключение ……………………………………………………………………………33

Список использованных источников ………………………………………………..35  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Введение      

Одним из методов таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также  данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся к товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.     

Цель  данной курсовой – изучение особенностей применения тарифных льгот во внешнеторговой деятельности таможенного союза.      

Объекты исследования данной курсовой – тарифные преференции (льготы).      

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить  сущность и место таможенного  тарифа во внешнеторговой политике;

- выявить  виды, особенности и роль тарифных  льгот в регулировании внешнеторговой  деятельности;

- изучить  нормативно-правовую базу Таможенного  союза и РФ, касающуюся тарифных преференций;

- рассмотреть  таможенные льготы по видам;

- проанализировать  динамику внешнеторгового оборота,  ввоз преференциальных товаров  из развивающихся стран;

- оценить  реализацию целей таможенного  тарифа и предоставления тарифных  льгот, их влияние на развитие производства в таможенном союзе;

- указать  основные направления усиления  тарифных льгот в реализации  основных целей таможенного тарифа, совершенствования единой системы  преференций.  
  
  
 

1. Роль тарифных  льгот в регулировании  внешнеторговой деятельности

1.1 Сущность и  место таможенного тарифа во  внешнеторговой политике     

Внешнеторговая  деятельность (ВТД) является составной  частью ВЭД. Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению  сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [17].     

Торговая  политика – составная часть экономической  деятельности государства. Цель торговой политики РФ – создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговую политику можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешнеторговая политика направлена на регулирование внешней торговли государства. Современная стратегия внешнеторговой политики РФ нацелена на интенсивную интеграцию страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ российской экономики, а также последовательное преодоление присущих ей трудностей и проблем [19].    

Основной  документ, регламентирующий регулирование  ВТД в РФ – это Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем же и указаны методы государственного регулирования ВТД: таможенно-тарифное регулирование; меры нетарифного регулирования; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД».     

По  своему характеру методы  государственного регулирования ВЭД делятся на тарифные (основанные на использовании  таможенного тарифа) – экономические, нетарифные (прочие) – административные и паратарифные. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт [23].    

К тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.        

 Важным инструментом  таможенно-тарифного регулирования  ВТД является таможенный тариф.  Таможенный тариф (ТТ) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в государствах-участницах ТС до установления Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой ВЭД [13].      

Основными целями ЕТТ являются [13]:     

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;     

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории ТС;      

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;     

4) защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;      

5) обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.     

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными  пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  и взимание пошлин, правила определения  страны происхождения товара (СПТ), пределы полномочий органов исполнительной власти.     

Экспортный  таможенный тариф представляет собой  инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством как средство ограничения вывоза определенных групп товаров [22].     

Также необходимо рассмотреть  таможенный тариф как неотъемлемую часть единой налоговой системы, что означает, что необходимо рассматривать  таможенные платежи в тесной взаимосвязи  с внутренними налогами, обеспечивая  оптимизацию уровня структуры налогов  в целом. Это сделать довольно-таки трудно, т.к. необходимо учитывать нормативно-правовые акты ТС, а не только РФ.     

Таможенный  тариф имеет протекционистскую  и фискальную функции. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.     

К другим средствам регулирования  ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года) – например, сезонные пошлины; лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства.    

Одним из основных инструментов таможенно-тарифного  регулирования являются тарифные льготы, способствующие увеличению объема ввоза  товаров, претендующих на предоставление преференций.     

В соответствии со статьей 34 Закона «О таможенном тарифе» под  тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке  при реализации торговой политики страны льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров [24].       

Классификация тарифных льгот в зависимости  от товарных групп и целей предоставления представлены в таблице 1.1 [24].        

 

 

       Таблица 1.1    

Классификация тарифных льгот по товарным группам

Льготы

Цель льгот

Товарные группы

Размер

Возврат ранее уплаченных пошлин.

Стимулирование  экспорта.

Поддержка отечественного производства.

Готовая продукция  отраслей, за исключением сырьевых товаров.

0%

18%

Освобождение  от уплаты пошлины.

Международная практика.

Транспортные  средства; товары для пользования представителями иностранных государств; валюта; ценные бумаги; гуманитарная помощь; товары, перемещаемые в режиме транзита, предназначенные для третьих стран; печатные издания; оборудование; товары, предназначенные не для коммерческих целей.

0%

Снижение  ставки пошлины.

Развитие экономики.

Стимулирование  экспорта.

Товары, ввозимые в режимах.

25%

100%

Установление  тарифных квот на преференциальный ввоз с/х товаров.

Защита отечественного товаропроизводителя. Стимулирование с/х производства. Обеспечение необходимого объема потребления с/х товаров на территории РФ. Содействие развитию международной торговли.

Группы 1-24 по ТН ВЭД; эфирные  масла; казеин; желатин; сорбит; шкуры; кожа; сырье пушно-меховое; шелк-сырец; шерсть животных; хлопок-сырец; отходы хлопка.

Льгота в  размере 25 % и 100% на поставку преференциальных товаров в пределах выделенных квот.


 

     

В достижении целей тарифного регулирования  таможенно-тарифные льготы выполняют  регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту  или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, таможенно-тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства [37].    

Информация о работе Оценка тарифных льгот и преференций Таможенного союза как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности