Оценка тарифных льгот и преференций Таможенного союза как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой – изучение особенностей применения тарифных льгот во внешнеторговой деятельности таможенного союза.
Объекты исследования данной курсовой – тарифные преференции (льготы).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности ………. 4
1. 1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике .4
1. 2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза …………………………………………………. 12
1. 3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций …………………………………………………………………………..14
2. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации .17
2. 1 Динамика внешнеторгового оборота в России ……………………….....17
2. 2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам …………………………………………………………20
2. 3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот ……………………………………………………………………….23
3. Повышение эффективности использования тарифных льгот …………………..28
3. 1 Совершенствование единой системы преференций ……………………28
Заключение ……………………………………………………………………………33
Список использованных источников ………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка тарифных льгот и преференций Таможенного союза как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности.docx

— 75.92 Кб (Скачать файл)

Понятия «таможенная льгота» и «тарифная  льгота» различаются, также как  и понятия «таможенные преференции» и «тарифные преференции» (таблица 1.2) [19].      

Таблица 1.2    

Различие  в определениях «льгота» и «преференция»

Понятия льготы

Понятия преференции

Льгота  – особое право, преимущество, частичное  освобождение от выполнения установленных  правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Преференция –  более благоприятный, чем обычно, торгово-политический режим, предоставляемый  какой-либо страной товарам, поступающим  из некоторых стран или групп  стран.

Таможенная  льгота – любые льготы, привилегии, преференции, касающиеся правил, установленных налоговым и таможенным законодательством.

Таможенные  преференции – тарифные преференции, льготы по таможенным сборам, косвенным  налогам и таможенным процедурам.

Тарифная  льгота – льготное налогообложение  в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе.

Тарифные преференции - одна из разновидностей тарифных льгот  и связаны с применением различного уровня ввозных пошлин таможенного  тарифа в зависимости от страны происхождения.


 

      

Таким образом, если рассматривать  по широте обобщения понятия, то сначала  стоит понятие льготы – преференция  – таможенная льгота – таможенные преференции – тарифная льгота –  тарифные преференции. Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции, тарифные льготы, льготы по уплате налогов, льготы по уплате таможенных сборов [16].      

Тарифные  льготы не могут носить индивидуальный характер. Тарифные льготы применяются при уплате таможенной пошлины.      

При ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС могут применяться  тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.      

Допускается предоставление тарифных льгот в  отношении товаров [13]:      

1) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;      

2) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя   
в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;      

3) ввозимых в рамках международного сотрудничества ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.         

 Полное освобождение  от уплаты таможенной пошлины  указано в статье 6 Соглашения  от 25 января 2008 г. и определяет, какие товары при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию ТС освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины. Также освобождение от уплаты пошлины устанавливается Решением Комиссии ТС от 15 июля 2011 г. № 728. От уплаты освобождаются преференциальные товары, товары из стран СНГ и ЕврАзЭс, из Беларуси, товары, перемещаемые под отдельными таможенными процедурами. Условное освобождение от уплаты таможенных пошлин связано с условным выпуском товаров. В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, применяется частичное условное освобождение от уплаты (согласно ст. 282 Таможенного кодекса ТС).           

 Освобождение от уплаты таможенной пошлины происходит на товары, ввозимых по таможенным процедурам: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля.         

 Частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин применяется при определении страны происхождения товаров, т.е. для развивающихся стран льготы будет составлять 25 %, для наименее развитых стран – 100 %, для развитых – 0 %.      

Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и преференций  имеет некоторые особенности [18]: подлежат возврату по решению таможенного  органа по заявлению плательщика; при  возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 ФЗ-311 таможенных пошлин проценты на сумму излишне  взысканных таможенных пошлин начисляются  со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата; излишне уплаченные пошлины не перечисляются на счет других платежей, но могут перечисляться в счет будущих оплат ввозных таможенных пошлин.      

Возврат ранее уплаченных пошлин используется при перемещении товаров под  таможенными процедурами реэкспорт и реимпорт.     

Вступивший  с 1 июля 2010 г. в силу ТК ТС предоставляет  участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами. Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию ТС, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт. Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами ТС.     

18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и  Белоруссия подписали соответствующие  соглашения по вопросам свободных  экономических зон и свободных складов. Применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего, это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран ТС товаров из третьих стран [35].     

Тарифная  квота – мера регулирования ввоза  на таможенной территории отдельных  видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товаров по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ. Устанавливаются на сельскохозяйственные товары, котрые производятся на территории ТС.     

Тарифные  квоты:     

- определяются Комиссией ТС как  разница между объемом потребления  и объемом производства на  территории ТС;     

- распределяются пропорционально  разницы между между объемом потребления и объемом производства;     

- ввоз по квотам осуществляется  по лицензиям;     

- выдача лицензий осуществляется  по заявлению участников ВТД;     

- устанавливаются на определенный  срок, информация о применении  квоты и сроке ее действия  опубликовывается в СМИ.     

Тарифные льготы необходимы для поддержки конкурентоспособности  экономики развивающихся и наименее развитых стран.      

Таким образом, делаем вывод:

- к тарифным методам  относят таможенную пошлину, таможенный  тариф, налоги, сборы, меры административного  характера, связанные с субсидированием,  льготным страхованием и т.д.;

- тарифные  льготы бывают в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины;

- существует  также полное, частичное освобождение  от уплаты таможенных пошлин, возврат ранее уплаченных таможенных пошлин и преференций;

- ЕТТ основывается на  Гармонизированной системе описания  и кодирования товаров, ЕТТ  определяет ставки ввозных таможенных  пошлин.     

1. 2 Экономическая сущность  преференций, особенности единой  системы преференции Таможенного  союза        

          

 Единая система тарифных  преференций таможенного союза  применяется в целях содействия  экономическому развитию развивающихся  и наименее развитых стран  (статья 7 Соглашения от 25.01.2008).     

В конце 2008 г. страны ТС подписали  Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется  с 1 января 2010 г. Тарифные преференции  дают право импортерам применять  нулевые либо сниженные ставки ввозной  таможенной пошлины в зависимости  от страны происхождения товаров [36]. Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой  к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.      

Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами ТС единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.     

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены: перечень развивающихся  стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%; перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины; перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).      

Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы  в России.     

Во-первых, это означает закупку товара у  лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.     

Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию ТС будет происходить без провоза  через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность  проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.      

В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.      

В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность  расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с  количеством, указанным в сертификате  происхождения товара.     

Основные  тарифные льготы (например, в отношении  гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные  перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008. Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 [13]. Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны ТС, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию РФ по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран ТС.     

Таким образом, основные нормативно-правовые акты, которые применяются при  единой системе преференций –  это Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130, Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза  от 12.12.2008, Соглашение от 12.04.1996 «О правилах определения происхождения товаров  развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей  системы преференций».  
 

1. 3 Нормативно-правовая  база Таможенного союза, касающаяся  тарифных преференций      

При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров  и транспортных средств через таможенную границу ТС посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.     

При  ввозе  товаров  на  единую  таможенную  территорию  ТС могут применяться  тарифные  льготы  и  тарифные  преференции. Правовые аспекты определения и применения   тарифных льгот, тарифных преференций на  единой  таможенной    территории  с    1  января  2010  года регулируются [26]: Решением  Комиссии  Межгосударственного  совета  ЕврАзЭс  от 27.11.2009 № 18; Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; Протоколом о предоставлении  тарифных льгот от 12 декабря 2008 года; Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 года; отдельными решениями Комиссии Таможенного союза.     

В таблице 1.3 указан перечень основных нормативно-правовых актов, которые  касаются тарифных льгот и преференций.      

Таблица 1.3     

Перечень  основных нормативно-правовых актов

Информация о работе Оценка тарифных льгот и преференций Таможенного союза как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности