Оценка эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении Российской Федерации. И для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности таможенного дела;
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности таможенного дела;
рассмотреть основные показатели эффективности таможенного дела;
исследовать структуру и основные показатели Сибирского таможенного управления России.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности таможенного дела 4

1.1.Понятие эффективности в ТД 4

1.2.Показатели эффективности в ТД 6

1.3.Факторы, влияющие на эффективность управления в ТД 12

Глава 2. Показатели эффективности ТД в УТУ 17

2.1.Краткая характеристика УТУ 17

2.2.Анализ внешнеторгового оборота в регионе деятельности

УТУ за 2011г 20

2.3.Коррупция как основной фактор снижения эффективности

деятельности в УТУ 24

Заключение 30

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТД - готовый.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение            3

Глава 1. Теоретические аспекты  оценки эффективности таможенного  дела 4

1.1.Понятие эффективности  в ТД        4

1.2.Показатели эффективности  в ТД                6

1.3.Факторы, влияющие на  эффективность управления в ТД          12

Глава 2. Показатели эффективности  ТД в УТУ             17

2.1.Краткая характеристика  УТУ               17

2.2.Анализ внешнеторгового  оборота в регионе деятельности 

УТУ за 2011г                   20                  

2.3.Коррупция как основной  фактор снижения эффективности 

деятельности в УТУ                 24

Заключение                  30

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интеграционные тенденции  последнего десятилетия привели  к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе.

Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров.

Актуальность данной темы в том, что традиционное управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки эффективности осуществления таможенного дела.

Цель данной работы заключается  в исследовании оценки эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении Российской Федерации. И для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие эффективности таможенного дела;
  • рассмотреть теоретические основы оценки эффективности таможенного дела;
  • рассмотреть основные показатели эффективности таможенного дела;
  • исследовать структуру и основные показатели Сибирского таможенного управления России.

Объектом данного исследования является деятельность Уральского таможенного управления Российской Федерации. Предметом является показатели эффективности таможенного дела.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  оценки эффективности таможенного  дела

1.1.Понятие эффективности  в ТД

Теория эффективности  четко разграничивает понятия эффекта  и эффективности, понимая под  первым результат мероприятия, а  под вторым - соотношение эффекта  и затрат, которые его вызвали.

Эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении. В частности, эффект может оцениваться объемом дополнительно производимых таможенных услуг. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.

Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение.

Экономический эффект в таможенном деле - выраженный в стоимостной (денежной) форме результат каких-либо действий (в частности, перечисленных выше таможенных мероприятий). Хотя по самому определению результат и эффект являются родственными понятиями (эффект - определенная форма результата), потребности  экономической практики вынуждают  в ряде случаев разграничивать указанные  термины. При этом под условным понятием экономический результат обычно подразумевают общий результат (в  частности, выручка, доход), а под  понятием экономический эффект – прибыль1.

Если результаты экономической  деятельности таможенных органов превышают  затраты, говорят о положительном  эффекте (в частности, таможенные органы получает прибыль), в противоположном  случае - об отрицательном эффекте (убытке, ущербе, пр.).

Социальная эффективность  — это соответствие результатов  хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень  удовлетворения всей совокупности потребностей. Экономическая и социальная эффективность  неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов.

Рассмотрение таможенного  дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком  подходе эффективность оценивается  как степень достижения поставленных целей (результативность).

Специалисты отмечают, что  под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей  и количественное соотношение результатов  и затрат, а также эффект «обратной  связи», т.е. отношение и оценка населением деятельности государственных служб2.

Методы оценки эффективности  таможенной деятельности - это специфические способы и приемы, применяемые для определения степени достижения результатов отдельными сотрудниками, таможенными постами, таможенными органами в процессе их деятельности.

Традиционные подходы  в государственном управлении концентрируют  основное внимание на вопросе о том, сколько потрачено государственных  средств, при этом измерение реального  результата остается незаметным.

Главной тенденцией современных  теорий оценки эффективности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов.

Ключевым аспектом повышения  эффективности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы  индикаторов, отражающих выполнение должностных  обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать  внимание сотрудников на основных приоритетах  органов власти. Для этих целей  широко используются всевозможные показатели эффективности.

 

 

1.2.Показатели эффективности  в ТД

Под показателем эффективности  понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат  деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели3.

Показатели эффективности  предназначены для количественного  измерения эффективности деятельности предприятия.

Система показателей эффективности  применяется на различных уровнях  организационной структуры предприятия: начиная со стратегического менеджмента  и заканчивая отдельными технологическими операциями.

Среди основных направлений  использования показателей эффективности  следует особо выделить:

  • Ежедневное принятие управленческих решений. При подготовке решения показатели эффективности позволяют сравнивать альтернативы.
  • Планирование совершенствования деловых процессов. Показатели эффективности позволяют увидеть, насколько улучшится эффективность делового процесса в результате реализации предлагаемых изменений.
  • Идентификация и устранение операций, не добавляющих стоимость. Показатели эффективности позволяют выявить операции в деловых процессах, у которых соотношение "эффективность - затраты" является неудовлетворительным.

Показатели эффективности  могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в  целом, так и для оценки деятельности сотрудников.

Основное направление  совершенствования систем показателей  эффективности в последнее десятилетие  в большинстве западных стран  было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей  для органов власти и гражданских  служащих и установления тесной взаимосвязи  между ними.

В настоящее время наиболее распространенным является подход, при  котором на уровне органов государственной  власти используются интегральные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры  его деятельности.

Одна из самых больших  трудностей при построении комплексных  систем показателей эффективности  состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом  эффекте, приводит к сложности определения  конечного вклада отдельно взятого  сотрудника таможенного органа в  достигнутый результат, а для  объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно  более четкие показатели.

Также показатели эффективности  во многом зависят и от внешних  эффектов, на которые государственный  служащий не может оказать значительного  влияния. На практике оказывается очень  трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета  воздействия внешних факторов.

Необходимо сформулировать и выбрать такие показатели эффективности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада»  конкретного сотрудника по отношению  к определенному фактору4.

Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки эффективности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности.

Если же, наоборот, показателей  недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят  все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут  измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях5.

Ключевым (интегральным) показателем  при оценке эффективности таможенного  администрирования и контроля является эффективность с точки зрения важнейших социально-экономических  потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни  и её деятельность должны оцениваться  исходя из того, какой вклад она  вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня  является частью системы народного  хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и  соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе  должны быть органично «встроены» в  цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.

Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов  оценки эффективности таможенных органов:

  • эффективность таможенной политики - позволяет осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.
  • эффективность таможенного администрирования - Агрегированный показатель эффективности таможенного администрирования должен ответить на вопрос, правильно ли выбраны цели таможенного администрирования и насколько правильно выбраны пути их достижения, насколько качественно осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного администрирования должны быть непротиворечивы и совместимы с целями таможенной политики.
  • эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы - «разложивает» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.
  • эффективность использования информационных таможенных ресурсов - позволяет сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.
  • эффективность использования материально-технической базы таможенных органов - должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета.
  • эффективность человеческого фактора таможни - должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать антикоррупционную среду6.

Информация о работе Оценка эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении