Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении Российской Федерации. И для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности таможенного дела;
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности таможенного дела;
рассмотреть основные показатели эффективности таможенного дела;
исследовать структуру и основные показатели Сибирского таможенного управления России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности таможенного дела 4
1.1.Понятие эффективности в ТД 4
1.2.Показатели эффективности в ТД 6
1.3.Факторы, влияющие на эффективность управления в ТД 12
Глава 2. Показатели эффективности ТД в УТУ 17
2.1.Краткая характеристика УТУ 17
2.2.Анализ внешнеторгового оборота в регионе деятельности
УТУ за 2011г 20
2.3.Коррупция как основной фактор снижения эффективности
деятельности в УТУ 24
Заключение 30
Список использованной литературы
В компетенцию
Если в целом общей задачей
таможенных органов является
обеспечение
2.2.Анализ внешнеторгового
оборота в регионе
В 2011 году (по данным деклараций на товары (ДТ), оформленных в таможнях Уральского таможенного управления) 4.1 тыс. юридических лиц осуществляло внешнюю торговлю. Ими было оформлено 160.5 тыс. ДТ по процедурам и особенностям перемещения товаров, учитываемым в таможенной статистике внешней торговли.
Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2011 году составил 24.7 млрд.долл.США. На страны дальнего зарубежья пришлось 88.8% от общего объема товарооборота (22.0 млрд.долл.США), а на страны СНГ - 11.2% (2.8 млрд.долл.США). Импорт составил 34.1% от внешнеторгового оборота (8.4 млрд.долл.США), соответственно на экспортные поставки пришлось 65.9% от всего товарооборота (16.3 млрд.долл.США)11.
По сравнению с прошлым годом товарооборот увеличился на 7.3%, грузооборот уменьшился на 58.4%, количество оформленных ДТ уменьшилось на 12.0%, количество участников ВЭД уменьшилось на 13.1%, количество стран экспортеров увеличилось на 0.8%. Доля товарооборота со странами дальнего зарубежья увеличилась на 9.0%, а со странами СНГ соответственно уменьшилась на 9.0%.
По таможням Уральского таможенного управления внешнеторговый оборот за 2011 год распределился следующим образом:
– 32.8% от общего товарооборота пришлось на Екатеринбургскую таможню (8.1 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 10.3%, но сокращение по весу на 22.7%),
– 18.2% - на Челябинскую таможню (4.5 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 8.1%, но сокращение по весу на 70.5%),
– 12.9% - на Магнитогорскую таможню (3.2 млрд.долл.США, сокращение по стоимости на 19.4% и по весу на 58.6%),
– 12.2% - на Нижнетагильскую таможню (3.0 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 3.5% и по весу на 5.1%),
– 10.3% - на Тюменскую таможню (2.5 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 61.6% и по весу на 27.4%),
– 5.5% - на Ханты-Мансийскую таможню (1.4 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 78.9%, но сокращение по весу на 48.0%),
– 3.1% - на Кольцовскую таможню (766.9 млн.долл.США, сокращение по стоимости на 38.1%, но увеличение по весу на 6.1%),
– 3.0% - на Курганскую таможню (744.0 млн.долл.США, увеличение по стоимости на 3.5%, но сокращение по весу на 98.1%),
– 1.9% - на Ямало-Ненецкую таможню (480.8 млн.долл.США, увеличение по стоимости на 38.5%, но сокращение по весу на 6.5%)
Товарооборот со странами СНГ уменьшился на 40.6% по сравнению с 2010 годом и составил 2.8 млрд.долл. США, а со странами дальнего зарубежья увеличился на 19.5% и составил 22.0 млрд.долл.США.
Уменьшение товарооборота
со странами СНГ произошло в связи
с вступлением в силу Таможенного
кодекса Таможенного союза (ТС) (с
01.07.2010 товары ТС, перемещаемые через
российско-казахстанскую
Увеличение товарооборота со странами дальнего зарубежья обусловлено ростом объемов экспорта в Бельгию на 21.5%, в Финляндию на 11.8%, в Исламскую Республику Иран на 26.8%, в Италию на 4.1%, в Нидерланды на 47.8%, в Польшу на 63.6%, в Соединенное Королевство в 2.3 раза и объемов импорта из Китая на 33.8%, из Франции на 2.3%, из Германии на 49.6%, из Италии в 2.3 раза, из Соединенных Штатов на 74.6%. Необходимо отметить, что при этом снизились объемы экспорта в Германию на 16.4%, в Индию на 56.9%, в Турцию на 7.8%, в Соединенные Штаты на 1.7%.
Ведущее место во внешней торговле в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2011 году занимали: Соединенные Штаты - 2.7 млрд.долл.США (10.8% от общего товарооборота), Германия - 1.9 млрд.долл.США (7.7%), Китай - 1.7 млрд.долл.США (6.9%), Турция - 1.7 млрд.долл.США (6.7%), Нидерланды - 1.6 млрд.долл.США (6.5%), Италия - 1.5 млрд.долл.США (6.0%), Украина - 1.4 млрд.долл.США (5.9%), Исламская Республика Иран - 1.3 млрд.долл.США (5.4%), Франция - 979.4 млн.долл.США (4.0%), Бельгия - 851.2 млн.долл.США (3.4%), Польша - 687.9 млн.долл.США (2.8%), Финляндия - 640.4 млн.долл.США (2.6%).
Положительное сальдо внешней торговли за этот период составило 7.9 млрд.долл.США. По сравнению с 2010 годом сальдо уменьшилось на 2.3%.
Экспорт в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2011 году составил 16.3 млрд.долл.США. На страны дальнего зарубежья пришлось 88.8% от стоимостного объема экспорта (14.5 млрд.долл.США), а на страны СНГ - 11.2% (1.8 млрд.долл.США). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года стоимостной объем экспорта вырос на 4.8% за счет увеличения поставок в страны дальнего зарубежья на 9.7%, хотя и уменьшились в страны СНГ на 22.6%. Увеличение экспорта получено за счет увеличения контрактных цен, хотя и уменьшился физический объем.
Физический объем экспорта в регионе деятельности Уральского таможенного управления за 2011 год составил 13.1 млн.тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 82.7% от весового объема экспорта (10.8 млн.тонн), а на страны СНГ - 17.3% (2.3 млн.тонн). По сравнению с аналогичным периодом 2010 года весовой объем экспорта сократился на 12.8% за счет уменьшения поставок в страны СНГ на 47.4%, хотя и увеличились в страны дальнего зарубежья на 1.1%.
Основные экспортные поставки в 2011 году были осуществлены в Соединенные Штаты - 1.6 млрд.долл.США (9.9% от общего объема экспорта), Турцию - 1.6 млрд.долл.США (9.6%), Нидерланды - 1.5 млрд.долл.США (9.3%), Исламскую Республику Иран - 1.3 млрд.долл.США (8.2%), Украину - 838.4 млн.долл.США (5.1%), Италию - 773.0 млн.долл.США (4.7%), Бельгию - 749.6 млн.долл.США (4.6%), Польшу - 618.1 млн.долл.США (3.8%), Германию - 562.7 млн.долл.США (3.5%), Финляндию - 516.7 млн.долл.США (3.2%), Соединенное Королевство - 470.7 млн.долл.США (2.9%).
Импорт в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2011 году составил 8.4 млрд.долл. США На страны дальнего зарубежья пришлось 88.9% от стоимостного объема импорта (7.5 млрд.долл.США), а на страны СНГ - 11.1% (939.5 млн.долл.США). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта вырос на 12.5% за счет увеличения поставок из стран дальнего зарубежья на 44.2%, хотя и уменьшились из стран СНГ на 59.2%.
Физический объем импорта в регионе деятельности Уральского таможенного управления за 2011 год составил 1.8 млн.тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 72.4% от весового объема импорта (1.3 млн.тонн), а на страны СНГ - 27.6% (507.5 тыс.тонн). По сравнению с 2010 годом весовой объем импорта сократился на 91.2% за счет уменьшения поставок из стран СНГ на 97.4%, хотя и увеличились из стран дальнего зарубежья на 28.5%.
Основные импортные поставки в 2011 году были осуществлены из Китая - 1.5 млрд.долл.США (17.6% от общего объема импорта), Германии - 1.3 млрд.долл.США (15.8%), Соединенных Штатов - 1.1 млрд.долл.США (12.7%), Италии - 719.0 млн.долл.США (8.5%), Франции - 643.9 млн.долл.США (7.6%), Украины - 610.6 млн.долл.США (7.2%), Узбекистана - 212.1 млн.долл.США (2.5%).
2.3.Коррупция как основной фактор снижения эффективности деятельности в УТУ
Сегодняшняя ситуация в сфере государственного и муниципального управления в России характеризуется высоким уровнем проблемности. Достижение стабильности и устойчивого развития российского общества во многом связано с созданием эффективной системы управления, но процессы формирования действенной власти в современной России проходят в сложных условиях, под воздействием различных факторов, как внутреннего, так и внешнего характера12. Для оптимального уяснения данного вопроса обратимся в целом к тем факторам, которые оказывают негативное влияние на достижение эффективности в деятельности таможенных органов.
Итак, это:
• Несовершенство законодательной базы.
Многие нормативно – правовые акты, в частности ФЗ-79 до сих пор не нашли полного применения норм, заложенных в законе, в отношении Таможенного Управления. Огромная доля находит двоякое толкование, что в свою очередь негативно сказывается при трансляции от Федеральной таможенной службы на уровень региональных управлений, в частности УТУ. На сегодняшний день определенную озадаченность вызывает введение нового Таможенного Кодекса, предусмотренное на 2010 год. Это обусловлено введением новых норм и требований к сотрудникам Уральского таможенного управления, при том, что «прежние реализованы менее чем на 50%» .
• Неэффективность, непродуманность
непосредственно самих
Примером тому служит «неоправданно
– высокий» показатель по количеству
заведенных административных правонарушений
в сфере таможенного
Коррупция (совокупность регулярных
и долговременных преступных социальных
практик использования
Таможенные службы часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития.
Итак, рассмотрим на примере Уральского Таможенного Управления виды коррупции, которые наибольшим образом получили распространение в данной структуре. Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, можно выделить следующие формы коррупционного поведения:
Трудность выявления данного
вида преступлений заключается в
их латентности и
Лишним подтверждением тезиса о том, что коррупция - есть основной фактор, снижающий эффективность деятельности ГУ служат и аналитические материалы. Доля уголовных дел коррупционной направленности составила 91,9 %. (2008 – 88,5 %).
За период 2011 года подразделениями
по противодействию коррупции
Так, в текущем году подразделениями Службы УТУ для проведения проверки и принятия решения в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ в следственные органы направлено 84 материала, по результатам рассмотрениях которых возбуждено 42 уголовных дела в отношении 8 должностных лиц таможенных органов Уральского таможенного управления.