Оценка эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении Российской Федерации. И для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности таможенного дела;
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности таможенного дела;
рассмотреть основные показатели эффективности таможенного дела;
исследовать структуру и основные показатели Сибирского таможенного управления России.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности таможенного дела 4

1.1.Понятие эффективности в ТД 4

1.2.Показатели эффективности в ТД 6

1.3.Факторы, влияющие на эффективность управления в ТД 12

Глава 2. Показатели эффективности ТД в УТУ 17

2.1.Краткая характеристика УТУ 17

2.2.Анализ внешнеторгового оборота в регионе деятельности

УТУ за 2011г 20

2.3.Коррупция как основной фактор снижения эффективности

деятельности в УТУ 24

Заключение 30

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТД - готовый.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

          В компетенцию специализированной  таможни входит:

  • разработка и реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности России в Уральском регионе;
  • борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; проведение дознания по делам о контрабанде; производство по делам о нарушениях таможенных правил; оперативно-розыскная деятельность;
  • обеспечение взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами.

           Если в целом общей задачей  таможенных органов является  обеспечение внешнеэкономической  безопасности государства, то  в сферу деятельности оперативных  таможен входят розыск, расследование,  дознание – традиционные составляющие  работы любых правоохранительных  органов. Уральский регион, включающий  в себя Свердловскую, Курганскую, Челябинскую, Тюменскую области,  Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий  автономный округа, является территорией  особой важности для таможенников. Нигде больше в России нет  такой концентрации промышленной  и сырьевой баз. Крупнейшие  машиностроительные, металлургические, горнодобывающие предприятия, до 90% запасов и производства нефти  и газа, мощная лесная и деревообрабатывающая  отрасль. Вместе с тем,  именно  поэтому Уральский федеральный  округ весьма неспокоен в криминальном  отношении. Бурная активность  внешнеэкономической деятельности  выводит правоохранительную работу  в системе таможенных органов  на первое место10.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Анализ внешнеторгового  оборота в регионе деятельности  УТУ за 2011г

В 2011 году (по данным деклараций на товары (ДТ), оформленных в таможнях Уральского таможенного управления) 4.1 тыс. юридических лиц осуществляло внешнюю торговлю. Ими было оформлено 160.5 тыс. ДТ по процедурам и особенностям перемещения товаров, учитываемым  в таможенной статистике внешней  торговли.

Внешнеторговый оборот в  регионе деятельности Уральского таможенного  управления в 2011 году составил 24.7 млрд.долл.США. На страны дальнего зарубежья пришлось 88.8% от общего объема товарооборота (22.0 млрд.долл.США), а на страны СНГ - 11.2% (2.8 млрд.долл.США). Импорт составил 34.1% от внешнеторгового оборота (8.4 млрд.долл.США), соответственно на экспортные поставки пришлось 65.9% от всего товарооборота (16.3 млрд.долл.США)11.

По сравнению с прошлым  годом товарооборот увеличился на 7.3%, грузооборот уменьшился на 58.4%, количество оформленных ДТ уменьшилось на 12.0%, количество участников ВЭД уменьшилось  на 13.1%, количество стран экспортеров  увеличилось на 0.8%. Доля товарооборота  со странами дальнего зарубежья увеличилась  на 9.0%, а со странами СНГ соответственно уменьшилась на 9.0%.

По таможням Уральского таможенного  управления внешнеторговый оборот за 2011 год распределился следующим  образом:

– 32.8% от общего товарооборота  пришлось на Екатеринбургскую таможню (8.1 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 10.3%, но сокращение по весу на 22.7%),

– 18.2% - на Челябинскую таможню (4.5 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 8.1%, но сокращение по весу на 70.5%),

– 12.9% - на Магнитогорскую таможню (3.2 млрд.долл.США, сокращение по стоимости на 19.4% и по весу на 58.6%),

– 12.2% - на Нижнетагильскую  таможню (3.0 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 3.5% и по весу на 5.1%),

– 10.3% - на Тюменскую таможню (2.5 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 61.6% и по весу на 27.4%),

– 5.5% - на Ханты-Мансийскую таможню (1.4 млрд.долл.США, увеличение по стоимости на 78.9%, но сокращение по весу на 48.0%),

– 3.1% - на Кольцовскую таможню (766.9 млн.долл.США, сокращение по стоимости на 38.1%, но увеличение по весу на 6.1%),

– 3.0% - на Курганскую таможню (744.0 млн.долл.США, увеличение по стоимости на 3.5%, но сокращение по весу на 98.1%),

– 1.9% - на Ямало-Ненецкую таможню (480.8 млн.долл.США, увеличение по стоимости на 38.5%, но сокращение по весу на 6.5%)

Товарооборот со странами СНГ уменьшился на 40.6% по сравнению  с 2010 годом и составил 2.8 млрд.долл. США, а со странами дальнего зарубежья увеличился на 19.5% и составил 22.0 млрд.долл.США.

Уменьшение товарооборота  со странами СНГ произошло в связи  с вступлением в силу Таможенного  кодекса Таможенного союза (ТС) (с 01.07.2010 товары ТС, перемещаемые через  российско-казахстанскую границу, не учитываются в таможенной статистике внешней торговли), а так же за счет уменьшения экспорта в Узбекистан на 32.5%, хотя и выросли объемы экспорта в Украину на 28.8% и импорта из Украины на 15.9%, из Узбекистана на 61.2%.

Увеличение товарооборота  со странами дальнего зарубежья обусловлено  ростом объемов экспорта в Бельгию  на 21.5%, в Финляндию на 11.8%, в Исламскую  Республику Иран на 26.8%, в Италию на 4.1%, в Нидерланды на 47.8%, в Польшу на 63.6%, в Соединенное Королевство  в 2.3 раза и объемов импорта из Китая на 33.8%, из Франции на 2.3%, из Германии на 49.6%, из Италии в 2.3 раза, из Соединенных Штатов на 74.6%. Необходимо отметить, что при этом снизились объемы экспорта в Германию на 16.4%, в Индию на 56.9%, в Турцию на 7.8%, в Соединенные Штаты на 1.7%.

Ведущее место во внешней  торговле в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2011 году занимали: Соединенные Штаты - 2.7 млрд.долл.США (10.8% от общего товарооборота), Германия - 1.9 млрд.долл.США (7.7%), Китай - 1.7 млрд.долл.США (6.9%), Турция - 1.7 млрд.долл.США (6.7%), Нидерланды - 1.6 млрд.долл.США (6.5%), Италия - 1.5 млрд.долл.США (6.0%), Украина - 1.4 млрд.долл.США (5.9%), Исламская Республика Иран - 1.3 млрд.долл.США (5.4%), Франция - 979.4 млн.долл.США (4.0%), Бельгия - 851.2 млн.долл.США (3.4%), Польша - 687.9 млн.долл.США (2.8%), Финляндия - 640.4 млн.долл.США (2.6%).

Положительное сальдо внешней  торговли за этот период составило 7.9 млрд.долл.США. По сравнению с 2010 годом сальдо уменьшилось на 2.3%.

Экспорт в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2011 году составил 16.3 млрд.долл.США. На страны дальнего зарубежья пришлось 88.8% от стоимостного объема экспорта (14.5 млрд.долл.США), а на страны СНГ - 11.2% (1.8 млрд.долл.США). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года стоимостной объем экспорта вырос на 4.8% за счет увеличения поставок в страны дальнего зарубежья на 9.7%, хотя и уменьшились в страны СНГ на 22.6%. Увеличение экспорта получено за счет увеличения контрактных цен, хотя и уменьшился физический объем.

Физический объем экспорта в регионе деятельности Уральского таможенного управления за 2011 год  составил 13.1 млн.тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 82.7% от весового объема экспорта (10.8 млн.тонн), а на страны СНГ - 17.3% (2.3 млн.тонн). По сравнению с аналогичным периодом 2010 года весовой объем экспорта сократился на 12.8% за счет уменьшения поставок в страны СНГ на 47.4%, хотя и увеличились в страны дальнего зарубежья на 1.1%.

Основные экспортные поставки в 2011 году были осуществлены в Соединенные  Штаты - 1.6 млрд.долл.США (9.9% от общего объема экспорта), Турцию - 1.6 млрд.долл.США (9.6%), Нидерланды - 1.5 млрд.долл.США (9.3%), Исламскую Республику Иран - 1.3 млрд.долл.США (8.2%), Украину - 838.4 млн.долл.США (5.1%), Италию - 773.0 млн.долл.США (4.7%), Бельгию - 749.6 млн.долл.США (4.6%), Польшу - 618.1 млн.долл.США (3.8%), Германию - 562.7 млн.долл.США (3.5%), Финляндию - 516.7 млн.долл.США (3.2%), Соединенное Королевство - 470.7 млн.долл.США (2.9%).

Импорт в регионе деятельности Уральского таможенного управления в 2011 году составил 8.4 млрд.долл. США На страны дальнего зарубежья пришлось 88.9% от стоимостного объема импорта (7.5 млрд.долл.США), а на страны СНГ - 11.1% (939.5 млн.долл.США). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта вырос на 12.5% за счет увеличения поставок из стран дальнего зарубежья на 44.2%, хотя и уменьшились из стран СНГ на 59.2%.

Физический объем импорта  в регионе деятельности Уральского таможенного управления за 2011 год  составил 1.8 млн.тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 72.4% от весового объема импорта (1.3 млн.тонн), а на страны СНГ - 27.6% (507.5 тыс.тонн). По сравнению с 2010 годом весовой объем импорта сократился на 91.2% за счет уменьшения поставок из стран СНГ на 97.4%, хотя и увеличились из стран дальнего зарубежья на 28.5%.

Основные импортные поставки в 2011 году были осуществлены из Китая - 1.5 млрд.долл.США (17.6% от общего объема импорта), Германии - 1.3 млрд.долл.США (15.8%), Соединенных Штатов - 1.1 млрд.долл.США (12.7%), Италии - 719.0 млн.долл.США (8.5%), Франции - 643.9 млн.долл.США (7.6%), Украины - 610.6 млн.долл.США (7.2%), Узбекистана - 212.1 млн.долл.США (2.5%).

 

2.3.Коррупция как основной  фактор снижения эффективности  деятельности в УТУ

Сегодняшняя ситуация в сфере  государственного и муниципального управления в России характеризуется  высоким уровнем проблемности. Достижение стабильности и устойчивого развития российского общества во многом связано с созданием эффективной системы управления, но процессы формирования действенной власти в современной России проходят в сложных условиях, под воздействием различных факторов, как внутреннего, так и внешнего характера12. Для оптимального уяснения данного вопроса обратимся в целом к тем факторам, которые оказывают негативное влияние на достижение эффективности в деятельности таможенных органов.

Итак, это:

• Несовершенство законодательной  базы.

Многие нормативно – правовые акты, в частности ФЗ-79 до сих пор не нашли полного применения норм, заложенных в законе, в отношении Таможенного Управления. Огромная доля находит двоякое толкование, что в свою очередь негативно сказывается при трансляции от Федеральной таможенной службы на уровень региональных управлений, в частности УТУ. На сегодняшний день определенную озадаченность вызывает введение нового Таможенного Кодекса, предусмотренное на 2010 год. Это обусловлено введением новых норм и требований к сотрудникам Уральского таможенного управления, при том, что «прежние реализованы менее чем на 50%» .

• Неэффективность, непродуманность  непосредственно самих показателей  эффективности, задаваемых вышестоящим  уровнем.

Примером тому служит «неоправданно  – высокий» показатель по количеству заведенных административных правонарушений в сфере таможенного делопроизводства. В свою очередь, за неимением таковых, сотрудник вынужден «искусственно вводить» данные правонарушения с целью обеспечения заданных показателей. 

Коррупция (совокупность регулярных и долговременных преступных социальных практик использования должностными лицами своих позиций, возможностей, ресурсов в государственном управлении или политических институтах в целях  личного обогащения или получения  иных благ). Данный фактор является наиболее «паразитирующим» эффективность системы  таможенных органов13.

Таможенные службы часто  приводят в качестве примера в  числе наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития.

Итак, рассмотрим на примере Уральского Таможенного Управления виды коррупции, которые наибольшим образом получили распространение в данной структуре. Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, можно выделить следующие формы коррупционного поведения:

  • непосредственное участие должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;
  • использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в "свои" коммерческие структуры и обналичивание денег;
  • предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;
  • злоупотребление служебным положением в процессе лицензирования, квотирования экономической деятельности и при осуществлении других форм ведения рыночной экономики.

Трудность выявления данного  вида преступлений заключается в  их латентности и незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в  ликвидации сложившихся между ними преступных связей14. Масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, ухудшение инвестиционного климата), на бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и на функционирование таможенной системы (подрывают правовые основы таможенного администрирования, ограничивают возможности решения правительственных задач, создают негативный морально-психологический климат в коллективах и отрицательно влияют на имидж таможенников в обществе).

Лишним подтверждением тезиса о том, что коррупция - есть основной фактор, снижающий эффективность  деятельности ГУ служат и аналитические  материалы. Доля уголовных дел коррупционной  направленности составила 91,9 %. (2008 – 88,5 %).

За период 2011 года подразделениями  по противодействию коррупции таможенных органов Уральского региона продолжена работа по предупреждению, выявлению  и пресечению преступлений коррупционной  направленности в таможенной сфере.

Так, в текущем году подразделениями  Службы УТУ для проведения проверки и принятия решения в порядке  ст. ст. 144-145 УПК РФ в следственные органы направлено 84 материала, по результатам  рассмотрениях которых возбуждено 42 уголовных дела в отношении 8 должностных лиц таможенных органов Уральского таможенного управления.

Информация о работе Оценка эффективности осуществления таможенного дела в Уральском таможенном управлении