Перспективы развития таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:53, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлено происходящими в Российской Федерации социально-экономическими и политическими изменениями, которые влекут необходимость осмысления и совершенствования наиболее важных ее государственных институтов. Одним из базовых институтов экономики является таможенная служба.
Таможенной службе, осуществляющей как правоохранительные, так и фискальные функции принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и таким образом способствует решению экономических проблем.

Содержание

Введение 3
1 Таможенные органы в РФ 4
1.1 Понятие и статус таможенных органов 4
1.2 Система таможенных органов РФ 4
2 Организация и деятельность таможенных органов РФ 6
2.1 Организационная структура таможенных органов 6
2.2 Принципы деятельности таможенных органов 6
2.3 Цели, задачи и функции таможенных органов 6
3 Перспективы развития таможенной службы 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1  Таможенные органы  в РФ 4

    1.1 Понятие и статус таможенных органов 4

    1.2  Система таможенных органов РФ 4

2  Организация и деятельность таможенных органов РФ 6

    2.1 Организационная структура таможенных органов 6

    2.2 Принципы деятельности таможенных органов 6

    2.3 Цели, задачи  и функции таможенных органов 6

3  Перспективы развития таможенной службы 8

Заключение 9

Список использованной литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлено происходящими в Российской Федерации социально-экономическими и политическими изменениями, которые влекут необходимость осмысления и совершенствования наиболее важных ее государственных институтов. Одним из базовых институтов экономики является  таможенная служба.

Таможенной службе, осуществляющей как правоохранительные, так  и фискальные функции принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и таким образом способствует решению экономических проблем.

Цель реферата состоит в исследовании организации таможенной службы и выявлении перспектив ее развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать систему таможенных органов с учетом произошедших изменений в структуре федеральных органов исполнительной;
  2. показать организационную структуру и принципы организации процессов управления данной системы;
  3. выявить и показать иерархию целей и задач таможенных органов в современных политико-правовых условиях, а также проанализировать возложенные на таможенные органы функции;
  4. показать основные направления совершенствования системы управления таможенными органами.

 

  1. Таможенные органы в РФ
    1. Понятие и статус таможенных органов

Таможенный орган - это государственный орган, регулирующий правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Таможенные органы, это органы исполнительной власти. Основным в деятельности таможенных органов является выполнение своих функций и полномочий в сфере организации: перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Таможенные органы занимают в системе исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. Выполнение возложенных задач, в свою очередь, обуславливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.

Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертам:

  1. Они действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ. (Ст. 7.ТК РФ). Будучи самостоятельной составной частью системы органов исполнительной власти РФ, таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело;
  2. Таможенные органы обладают строго определённой компетенцией в области таможенного дела. Никакие государственные органы кроме Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность;
  3. Деятельность таможенных органов по своему юридическому содержанию является распорядительной. В целом таможенные органы наделены широкими полномочиями самостоятельного нормотворчества, правоприменения и правоохраны (ст. 10, 11, 13 и др. ТК РФ);
  4. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;
  5. Предельная численность работников аппарата ФТС России определяется Правительством РФ. Структура и штатное расписание центрального аппарата ФТС России, а также положения о его структурных подразделениях утверждаются председателем ФТС России.

Очень важной отличительной чертой таможенных органов является то, что они являются правоохранительными органами. ТК РФ 2003 г. в отличие ТК РФ1993 г. не содержит такой нормы. Однако правоохранительный характер деятельности таможенных органов вытекает из выполняемых ими функций (в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, кроме того, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие).

    1. Структура таможенных органов Российской Федерации

 

Таможенные органы составляют единую централизованную систему. 
      Единство системы таможенных органов обусловлено единством цели и задач таможенных органов (ст. 1 ТК РФ), единством таможенной территории (п. 1 ст. 2 ТК РФ), а также единством выполняемых функций (ст. 403 ТК РФ). 
       В соответствии со ст. 402 ТК РФ Таможенными органами являются: 
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 
 
2)региональные таможенные управления; 
 
3)таможни; 
 
4)таможенные посты. 
       В числе наиболее важных НПА, содержащих предписания о таможенных органах, можно выделить ТК (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 "О ФТС" и некоторые другие акты. 
Всякий раз, когда в нормативном правовом акте используется термин "таможенные органы", следует иметь в виду все четыре уровня системы таможенных органов. Когда же в нормативном правовом акте встречается термин "таможенный орган", то следует понимать, что речь идет об одном из четырех таможенных органов, упомянутых в ст. 402 ТК РФ.

Система таможенных органов представляет собою совокупность государственных органов, построенную иерархически в соответствии с их компетенцией. Возглавляет систему таможенных органов, объединяет и направляет их деятельность Федеральная таможенная служба России (ФТС). 
      Нижестоящие таможенные органы подчиняются вышестоящим. В свою очередь, вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих. Решения вышестоящих таможенных органов обязательны для нижестоящих. При этом единое централизованное руководство в системе таможенных органов не должно подавлять инициативу нижестоящих таможенных органов, которые, в свою очередь, ответственны за выполнение возложенных на них задач на подведомственных территориях. 
     Все четыре звена системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и финансируются за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК РФ).

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. 
    Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. 
    В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

 

  1. Организация управления таможенных органов
    1. Организационная структура таможенными органами

 

 Организационная структура таможенного органа - перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку. 
      К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления. 
     Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. 
     Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты. 
     При этом чаще всего могут рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:

1) ФТС России — РТУ;

2) РТУ — таможня;

3) начальник таможни —  отделы таможни;

4) отдел таможни — отдел  таможни;

5) таможня — таможенный пост;

6) таможенный пост —  таможенный пост;

7) таможня — таможня;

8) ФТС России — таможня  НП.

     Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

  1. Вертикальные управленческие отношения (ФТС — РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост);
  2. Горизонтальные управленческие отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня);
  3. Диагональные управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС — взаимодействующее Управление ФТС РФ).

 ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей.

Структура ФТС включает в себя:

     8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление (аппарат председателя ФТС РФ); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.

    11 управлений: Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.

   Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:

  1. Центральное таможенное управление (включает в себя 28 местных таможен);
  2. Северо-западное таможенное управление (включает в себя 23 таможни);
  3. Южное таможенное управление (включает в себя 20 таможен);
  4. Приволжское таможенное управление (включает в себя 16 таможен);
  5. Уральское таможенное управление (включает в себя 10 таможен);
  6. Сибирское таможенное управление (включает в себя 19 таможен);
  7. Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен).

РТУ осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными 
правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002 г. № 1082, утверждающим Общее положение о РТУ.

Информация о работе Перспективы развития таможенной службы