Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:53, реферат
Актуальность выбранной темы обусловлено происходящими в Российской Федерации социально-экономическими и политическими изменениями, которые влекут необходимость осмысления и совершенствования наиболее важных ее государственных институтов. Одним из базовых институтов экономики является таможенная служба.
Таможенной службе, осуществляющей как правоохранительные, так и фискальные функции принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и таким образом способствует решению экономических проблем.
Введение 3
1 Таможенные органы в РФ 4
1.1 Понятие и статус таможенных органов 4
1.2 Система таможенных органов РФ 4
2 Организация и деятельность таможенных органов РФ 6
2.1 Организационная структура таможенных органов 6
2.2 Принципы деятельности таможенных органов 6
2.3 Цели, задачи и функции таможенных органов 6
3 Перспективы развития таможенной службы 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Таможенные органы в РФ 4
1.1 Понятие и статус таможенных органов 4
1.2 Система таможенных органов РФ 4
2 Организация и деятельность таможенных органов РФ 6
2.1 Организационная структура таможенных органов 6
2.2 Принципы деятельности таможенных органов 6
2.3 Цели, задачи и функции таможенных органов 6
3 Перспективы развития таможенной службы 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлено происходящими в Российской Федерации социально-экономическими и политическими изменениями, которые влекут необходимость осмысления и совершенствования наиболее важных ее государственных институтов. Одним из базовых институтов экономики является таможенная служба.
Таможенной службе, осуществляющей как правоохранительные, так и фискальные функции принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и таким образом способствует решению экономических проблем.
Цель реферата состоит в исследовании организации таможенной службы и выявлении перспектив ее развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Таможенный орган - это государственный орган, регулирующий правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Таможенные органы, это органы исполнительной власти. Основным в деятельности таможенных органов является выполнение своих функций и полномочий в сфере организации: перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы занимают в системе исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. Выполнение возложенных задач, в свою очередь, обуславливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.
Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертам:
Очень важной отличительной чертой таможенных органов является то, что они являются правоохранительными органами. ТК РФ 2003 г. в отличие ТК РФ1993 г. не содержит такой нормы. Однако правоохранительный характер деятельности таможенных органов вытекает из выполняемых ими функций (в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, кроме того, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие).
Таможенные органы составляют
единую централизованную систему.
Единство системы таможенных
органов обусловлено единством цели и
задач таможенных органов (ст. 1 ТК РФ),
единством таможенной территории (п. 1
ст. 2 ТК РФ), а также единством выполняемых
функций (ст. 403 ТК РФ).
В соответствии со ст. 402 ТК РФ
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела;
2)региональные таможенные управления;
3)таможни;
4)таможенные посты.
В числе наиболее
важных НПА, содержащих предписания о
таможенных органах, можно выделить ТК
(разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), Постановление
Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 "О
ФТС" и некоторые другие акты.
Всякий раз, когда в нормативном
правовом акте используется термин "таможенные
органы", следует иметь в виду все четыре
уровня системы таможенных органов. Когда
же в нормативном правовом акте встречается
термин "таможенный орган", то следует
понимать, что речь идет об одном из четырех
таможенных органов, упомянутых в ст. 402
ТК РФ.
Система таможенных органов представляет
собою совокупность государственных органов, построенную иерархически
в соответствии с их компетенцией. Возглавляет
систему таможенных органов, объединяет
и направляет их деятельность Федеральная
таможенная служба России (ФТС).
Нижестоящие таможенные
органы подчиняются вышестоящим. В свою
очередь, вышестоящие таможенные органы
направляют и контролируют деятельность
нижестоящих. Решения вышестоящих таможенных
органов обязательны для нижестоящих.
При этом единое централизованное руководство
в системе таможенных органов не должно
подавлять инициативу нижестоящих таможенных
органов, которые, в свою очередь, ответственны
за выполнение возложенных на них задач
на подведомственных территориях.
Все четыре звена системы
таможенных органов являются федеральными
органами. Они предназначены для реализации
полномочий федеральной власти в сфере
таможенного регулирования и финансируются
за счет средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов
Федерации, органы местного самоуправления,
а также общественные объединения не вправе
вмешиваться в деятельность таможенных
органов при осуществлении ими своих функций
(п. 2 ст. 401 ТК РФ).
Компетенция конкретных таможенных органов
по осуществлению конкретных функций,
совершению определенных таможенных операций,
а также регион деятельности таможенных органов определяются
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного
дела. Федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела, вправе создавать специализированные
таможенные органы, компетенция которых
ограничивается отдельными правомочиями
для выполнения некоторых функций, возложенных
на таможенные органы, либо для совершения
таможенных операций в отношении определенных
видов товаров.
Региональные таможенные управления,
таможни и таможенные посты действуют
на основании положений, утверждаемых
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного
дела. Таможенные посты могут не обладать
статусом юридического лица.
В систему таможенных органов
также входят не являющиеся правоохранительными
органами учреждения, которые учреждаются
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного
дела, для обеспечения деятельности таможенных
органов.
Организационная структура
таможенного органа - перечень структурных
подразделений и отдельных должностей
таможенного органа, представленный в
виде схемы с указанием управленческих
связей и штатной численности структурных
подразделений (отдельно сотрудников,
государственных гражданских служащих
и работников) и утверждаемый согласно
установленному порядку.
К звеньям управления
в системе таможенных органов относятся:
ФТС России, управления и самостоятельные
отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни,
отделы таможен, таможенные посты и отдельные
специалисты, выполняющие соответствующие
профессиональные или управленческие
функции. Эти звенья управления находятся
на соответствующих уровнях иерархии
управления.
Под уровнем управления
понимается совокупность звеньев управления,
занимающих определенную ступень в системе
управления организацией.
Структура управления
в единой системе таможенных органов состоит
из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни,
таможенные посты.
При этом чаще
всего могут рассматриваться следующие
каналы управленческих взаимоотношений:
1) ФТС России — РТУ;
2) РТУ — таможня;
3) начальник таможни — отделы таможни;
4) отдел таможни — отдел таможни;
5) таможня — таможенный пост;
6) таможенный пост — таможенный пост;
7) таможня — таможня;
8) ФТС России — таможня НП.
Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:
ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей.
Структура ФТС включает в себя:
8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление (аппарат председателя ФТС РФ); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.
11 управлений: Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.
Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.
Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:
РТУ осуществляют руководство таможенным
делом в своем регионе, который определяет
ФТС России. В задачи РТУ входят организация
таможенного дела, обеспечение своевременного
перечисления в федеральный бюджет таможенных
платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление
в пределах своей компетенции мер, направленных
на обеспечение единства таможенной территории
России, ее экономической безопасности
в части, относящейся к таможенному делу,
борьба с контрабандой и иными таможенными
правонарушениями, организационное, материально-техническое,
финансовое, кадровое, социально-бытовое
и прочее обеспечение своей деятельности
и деятельности подчиненных органов. Правовой
статус РТУ регламентируется Приказом
ГТК РФ от 10.10.2002 г. № 1082, утверждающим Общее
положение о РТУ.