Перспективы развития таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:53, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлено происходящими в Российской Федерации социально-экономическими и политическими изменениями, которые влекут необходимость осмысления и совершенствования наиболее важных ее государственных институтов. Одним из базовых институтов экономики является таможенная служба.
Таможенной службе, осуществляющей как правоохранительные, так и фискальные функции принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и таким образом способствует решению экономических проблем.

Содержание

Введение 3
1 Таможенные органы в РФ 4
1.1 Понятие и статус таможенных органов 4
1.2 Система таможенных органов РФ 4
2 Организация и деятельность таможенных органов РФ 6
2.1 Организационная структура таможенных органов 6
2.2 Принципы деятельности таможенных органов 6
2.3 Цели, задачи и функции таможенных органов 6
3 Перспективы развития таможенной службы 8
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни 
непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит 
осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по 
таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный 
таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию 
таможенных платежей, таможенному контролю. Таможни являются 
правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей 
компетенции исполнение законодательства об уголовном и 
административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют 
через таможенные посты. Структура, штатная численность работников 
таможни определяются РТУ.

В отличие от ФТС, РТУ и таможен таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста входит непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней

В подчинении регионального таможенного управления находятся расположенные на территории подведомственного управления региона таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ФТС России (см. приложение 1). 
 
Таможня является базовым звеном единой системы таможенных органов. Она осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством регионального таможенного управления, которому она подчинена. Решением ФТС России отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ФТС России. 
 
Так, Приказом ФТС России от 5 марта 2003 г. N 218 были определены регионы деятельности таможен, непосредственно подчиненных ФТС России: Внуковская (аэропорт Внуково), Домодедовская (аэропорты Домодедово, Остафьево, Раменское, Чкаловский), Шереметьевская (аэропорт Шереметьево). 
 
Территория, подведомственная конкретной таможне, определяется ФТС России, как правило, по представлению или с учетом мнения регионального таможенного управления. Она не обязательно должна совпадать с границами субъектов Федерации. 
 
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация таможен, непосредственно подчиненных региональному таможенному управлению, осуществляются по представлению или с учетом мнения последнего. 
 
Допускается создание специализированных таможен, выполняющих специальные таможенные операции или осуществляющих таможенный контроль за перемещением через таможенную границу отдельных специфических товаров. Так, с 1994 г. действует Энергетическая таможня, созданная для усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом, электроэнергией, перемещаемыми через российскую таможенную границу трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи. 
 
Таможенный пост осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни или регионального таможенного управления в случае непосредственного подчинения управлению. Решениями ФТС России отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ФТС России. 
 
По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако по решению ФТС России, в том числе по представлению или с учетом мнения регионального таможенного управления или таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, таможенный пост может быть наделен статусом юридического лица. 
 
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет региональное таможенное управление, а таможенного поста со статусом юридического лица или подчиненного непосредственно ФТС России либо таможни, которая сама подчинена непосредственно ФТС России, - ФТС России.[6] 
 
Допускается создание специализированных таможенных постов. Так, Приказом ФТС России N 18, Минфина России N Зн, Минэкономики России N 2 от 12 января 2000 г. было утверждено Типовое положение о специализированном таможенном посте по оформлению ввоза на территорию РФ и вывоза с территории РФ металлов и драгоценных камней. 
 
В систему таможенных органов также входят учреждения", которые создаются ФТС России для обеспечения деятельности таможенных органов. Речь идет об учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях, вычислительных центрах, строительно-эксплуатационных и иных предприятиях и организациях. 
 
Такие учреждения включены в систему таможенных органов с оговоркой, что они не являются правоохранительными органами. Они не являются таможенными органами, не осуществляют правоохранительную деятельность, но, обеспечивая нормальное функционирование таможенных органов, тесно связаны с последними и образуют с ними единую систему..

 

 

    1. Принципы организации процессов управления в таможенных органах

Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе.

  1. Системность – ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.
  2. Принцип обратной связи системы приобретает большую значимость, чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органам. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
  3. Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.
  4. Принципа оптимальности управления. Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах.

Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным относятся принципы управления: законности, централизации в сочетании с разумной децентрализацией, непрерывности, оперативности, гибкости, ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические принципы лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести принципы управления:

    1. принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой – установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.
    2. принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.
    3. принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.
    4. скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.
    5. принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.
    6. принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это – необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.
    7. принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.
    8. принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма большое значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

2.3. Цели, задачи  и функции таможенных  органов

Основные цели, задачи и функции таможенных органов определяются в главе 39 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таможенный кодекс определяет таможенные органы как правоохранительные и как составную часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они призваны непосредственно обеспечивать соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Многообразная по своему характеру деятельность таможенных органов направлена на решение следующих главных задач.

Решение экономических задач достигается посредством участия таможенных органов в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории России, а также взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Решение задач регулирования таможенного дела достигается посредством организации применения и совершенствования средств таможенного регулирования, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации. Среди таких средств принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о стране происхождения товара, о защите прав интеллектуальной собственности, об обеспечении единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства и др.

Решение правоохранительных задач достигается посредством выявления фактов нарушения правил, запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, производства неотложных следственных действий и дознания по уголовным делам и производства по делам об административных правонарушениях по фактам таможенных правонарушений.

Деятельность таможенных органов выражается в выполнении ими многочисленных функций. Они раскрывают сущность и содержание исполнительной, контрольной и надзорной деятельности на всех уровнях управления таможенным делом и являются отражением распределения обязанностей между отдельными органами.

Классифицируя функции таможенных органов, их можно подразделить на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Перечень основных функций таможенных органов закреплен в ст.403 ТК РФ:

  1. осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
  2. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы; контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  3. обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  4. обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  5. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  6. ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресекают незаконное вмешательство в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
  7. осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  8. ведут таможенную статистику внешней торговли;
  9. обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  10. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  11. проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся все виды деятельности административно-хозяйственного характера:

  1. кадровая деятельность;
  2. финансовая, бухгалтерская деятельность;
  3. психолого-воспитательная деятельность и социальное обеспечение;
  4. материально-техническое обеспечение;
  5. развитие таможенной инфраструктуры, капитальное строительство и др.

Перечень функций таможенных органов конкретизируется и детализируется в Положении о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, и в общих положениях о других таможенных органах.

Таможенные органы осуществляют свои функции как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.

 

  1. Перспективы развития управления в таможенных органах

 

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам таможенной политики. От грамотного и принципиального ведения дел в этой сфере напрямую зависит как национальная безопасность, так и пополняемость федерального бюджета.

Среди нерешенных проблем таможенной системы можно назвать следующие:

- занижение таможенной стоимости  товаров и их недостоверное  декларирование;

- неразвитость системы информирования  о ценообразовании;

- низкая эффективность контроля на основе методов аудита;

- низкий уровень взаимодействия  оперативных подразделений таможенных  органов с другими правоохранительными  и контролирующими органами;

- недостаточная подготовленность  кадров, особенно специалистов в  области управления, контроля и анализа информации;

- низкий уровень социальной  защищенности должностных лиц  таможенных органов;

- высокий уровень коррупции.

Принятием Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации до 2010 года, были созданы необходимые предпосылки для последующих системных изменений в организации таможенного дела России.

Информация о работе Перспективы развития таможенной службы