Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 06:30, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке предложений по повышению эффективности деятельности таможенных органов на основе информационных технологий.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи: проанализировать структуру и функции таможенной деятельности, произвести исследование в области организации системы в таможенных органах, дать перспективы совершенствования и развития таможенных органов на основе информационных технологий.
Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Особенности управления деятельностью
в таможенных органах………………………………….............
1.1. Сущность и функции управления деятельностью
таможенных органов………………………………………………..
1.2. Требования к деятельности таможенных органов………………… 23
1.3. Современное состояние управления
деятельностью таможенных органов и задачи
его совершенствования………………………………………………
30
Глава 2. Методологические основы управления
деятельностью в таможенных органах………………………...
2.1. Общая формальная постановка задачи формирования решений
в деятельности таможенных органов……………………………………
2.2. Система показателей оценивания эффективности деятельности
в таможенных органах……………………………………………
2.3. Принципы организации деятельности в таможенных органах… 57
Глава 3. Совершенствование информационного
обеспечения деятельности
таможенных органов…………………………………………....
3.1. Направления совершенствования деятельности таможенных
органов на основе информационного технологий………………..
62
3.2. Развитие электронного декларирования как одного из путей
повышения эффективности деятельности
таможенных органов на основе
информационных технологий…………………………………….....
Заключение………………………………………………………….......... 78
Список использованных источников………………………………….... 81
Одной из центральных проблем, решаемых в ходе совершенствования деятельности таможенной службы России, является проблема повышения эффективности управления таможенными органами.
Выполнение мероприятий, предусмотренных программой развития таможенной службы Российской Федерации позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации.
Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров и транспортных средств позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса. Объемы «серого» импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.
В целях существенного упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления грузов все большее распространение находит введение проекта «зеленый коридор», разработанный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и Швеции. Проводится эксперимент по электронному декларированию товаров и транспортных средств, в том числе биоресурсов.
Построение эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.
Возрастет роль таможенных органов Российской Федерации в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризма, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.
Позитивным шагом в развитии системы управления таможенных органов России стала Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия), разработанная в целях осуществления мер, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Необходимость разработки Стратегии обусловлена изменившимися приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением Таможенного кодекса Таможенного союза на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне мировых норм и правил. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается в ряд прочих приоритетов.
Стратегия призвана обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективное их использование при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:
- обеспечение устойчивой бюджетной политики;
- развитие внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику;
- защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;
- поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и «здоровой» конкурентоспособной среды;
- проведение структурной перестройки в экономике;
- обеспечение экономической, социальной, экологической, технологической безопасности.
Стратегия является средством построения новой таможенной системы России, соответствующей требованиям XXI века. Она имеет долгосрочный потенциал динамичного роста, что позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами.
Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в России для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.
Осуществляя задачи, определенные Стратегией, таможенные органы России добившись определенных результатов, создали организационные, правовые, кадровые и технические условия для начала коренных преобразований, затрагивающих практически все сферы деятельности таможенной службы.
Принципы и задачи, заложенные в Стратегии, станут основой работы таможенных органов России на период до 2020 года.
Цель Стратегии - создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности.
Одним из основных положений является создание эффективных систем подбора и мотивации персонала таможенных органов.
Итогом внедрения данной Стратегии явится таможенное администрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров, транспорта.
В основу Стратегии включены следующие приоритетные направления развития таможенного администрирования:
Важнейшими задачами принятой Стратегии являются дополнительные меры по повышению уровня защиты конституционных прав граждан, усилению контроля соблюдения законности в таможенном деле, предполагающие повышение ответственности руководителей таможенных органов РФ за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению, что в итоге должно привести к максимальному снижению конфликтных ситуаций в деятельности таможенных органов.
При этом особо следует подчеркнуть законодательное закрепление расширении прав обжалования действий должностных лиц таможенных органов и, в первую очередь, упрощение существовавшего порядка.
Так, новый порядок обжалования заключается в обращении лис с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.
Таким образом, в связи с концепцией, заложенной в Стратегии, развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, как представляется, переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества и должно отвечать требованиям правового государства, причем должны учитываться интересы как государства, так и иных субъектов данных правоотношений
Необходимость совершенствования системы управления в таможенных органах неоднократно отражалась в решениях коллегии Федеральной таможенной службы РФ и программах кадрового обеспечения таможенной системы.
В рамках выполнения Программы развития таможенных органов 2004-2008 гг. в системе управления таможенными органами России ещё в 2005 г. была внедрена система анализа эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям.
Установление контрольных показателей способствовало повышению уровня служебной дисциплины в таможенных органах, совершенствованию контрольной и аналитической работы, мобилизации усилий, направленных на выявление и пресечение случаев недостоверного декларирования товаров, увеличению суммы взимаемых таможенных платежей по ряду групп товаров.
Претерпела усовершенствования система подбора и назначения руководящих кадров. В настоящее время используются передовые и формационные технологии при тестировании кандидатов на руководящие должности.
При разработке Стратегии ФТС России использовали международный опыт. Принятая Стратегия в полной мере соответствует всем международным стандартам и нормам и, опираясь на нее, к 2020 г. таможенная служба РФ должна встать вровень с лучшими таможенными администрациями мира.
Особое внимание в Стратегии отводится созданию эффективных систем подбора и мотивации персонала таможенных органов. В связи с этим при разработке Стратегии и всех ее дальнейших предполагаемых преобразований главной фигурой поставлен таможенный инспектор, человек, который является основным исполнителем в цепи всей процедуры таможенного контроля и таможенного оформления. Стратегия направлена на то, чтобы создать инспектору все условия для прозрачной работы по упрощенным процедурам и с высоким качеством контроля.
Выводы по главе:
Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, деятельность которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
2.1 Общая формальная постановка задачи формирования решений
в деятельности таможенных
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.
Управленческое решение - это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма, и т.д.).
В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут быть разделены на:
- жёстко обусловленные (детерминированные);
- слабо зависящие от субъекта решения.
К первым обычно относят либо так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.
Другой тип решений - так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.
Необходимо отметить, что в практике управления знания типологии процессов помогают сделать обоснованный и эффективный выбор технологической схемы разработки и принятия управленческого решения.
Главные отличия управленческих решений:
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов.