Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 06:30, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в разработке предложений по повышению эффективности деятельности таможенных органов на основе информационных технологий.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи: проанализировать структуру и функции таможенной деятельности, произвести исследование в области организации системы в таможенных органах, дать перспективы совершенствования и развития таможенных органов на основе информационных технологий.
Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Особенности управления деятельностью
в таможенных органах………………………………….............
1.1. Сущность и функции управления деятельностью
таможенных органов………………………………………………..
1.2. Требования к деятельности таможенных органов………………… 23
1.3. Современное состояние управления
деятельностью таможенных органов и задачи
его совершенствования………………………………………………
30
Глава 2. Методологические основы управления
деятельностью в таможенных органах………………………...
2.1. Общая формальная постановка задачи формирования решений
в деятельности таможенных органов……………………………………
2.2. Система показателей оценивания эффективности деятельности
в таможенных органах……………………………………………
2.3. Принципы организации деятельности в таможенных органах… 57
Глава 3. Совершенствование информационного
обеспечения деятельности
таможенных органов…………………………………………....
3.1. Направления совершенствования деятельности таможенных
органов на основе информационного технологий………………..
62
3.2. Развитие электронного декларирования как одного из путей
повышения эффективности деятельности
таможенных органов на основе
информационных технологий…………………………………….....
Заключение………………………………………………………….......... 78
Список использованных источников………………………………….... 81
В письменной форме оценка излагается в справках, докладах и проведенных аналитических исследованиях ТОСО, в отчетах, решениях коллегии ФТС России и РТУ, приказах, распоряжениях и указаниях, прогнозах развития ТОСО и др. документах.
С точки зрения периодичности оценка ТОСО может быть ретроспективной, текущей, итоговой и прогностической.
Выводы по главе:
Важным фактором обеспечения эффективной деятельности таможенной службы любого из государств мира является использование информационных таможенных технологий. Помимо повышения эффективности организации таможенного дела, использование таможенной службой средств информационных технологий создает благоприятные условия и для участников международной торговли. Интеграция с информационными системами банков, торговых партнеров и т.п. ускоряет продвижение товаров между странами, создает условия для развития транзита, повышает уровень таможенного контроля.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
3.1. Направления совершенствования деятельности
таможенных органов на основе информационных технологий
Как и для большинства структур, простота деятельности образца 90-х сменилась необходимостью перехода, что называется к регулярному менеджменту, при этом главная причина - это создание за последние годы нормальной конкурентной среды на рынке и, как следствие, неудовлетворительные результаты, которые не могли быть улучшены традиционными для таможенных органов средствами. Одним из выводов, сделанных для себя, было то, что главная ценность деятельности таможенных органов - это степень удовлетворения потребностей клиентов, включающая качество обслуживания, которое приобрело за последнее время для клиентов огромное значение. Собственно осознание такой ситуации и есть отправная точка дальнейших рассуждений, и есть ответ на вопрос «зачем таможенным органам нужны изменения». Конечно, возник и следующий вопрос - что необходимо изменять в первую очередь, и до какой степени, что требует клиент от таможенных органов, и какого качества должны быть изменения.
Проведя исследование и анализ, был получен следующий результат. Оказалось, что одним из ключевых факторов, который может оказать существенное влияние на деятельность таможенных органов является широкое применение в оперативно-служебной деятельности информационных технологий.
На сегодняшний день Всемирная таможенная организация разработала три стратегических направления своей деятельности:
Учитывая современное состояние таможенной службы и тенденции ее развития, можно выделить основные направления совершенствования информационного обеспечения таможенной системы:
Реализация вышеперечисленных направлений неразрывно связана с основными практическими задачами, при приоритетности в разработках современных методик и моделей.
К ним, прежде всего, относятся:
Также в настоящее время назрела необходимость кардинальной модернизации существующих технологий организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих границу, приведения этих технологий в соответствие с растущим объемом и многообразием ВЭД, адаптации к постоянно изменяющимся условиям и задачам внешней и внутренней политики Российской Федерации, к правилам, стандартам и процедурам, принятым в международной практике, к переходу от экстенсивного к интенсивному развитию таможенной службы. Изменились условия работы всех контрольных служб, приоритетные ориентиры развития, возникли новые задачи, требующие перестройки всей системы управления работой таможенных органов Российской Федерации.
Одним из основных путей модернизации этих технологий является широкомасштабная автоматизация процедур таможенного оформления и контроля, пограничного контроля, совершенствование управления деятельностью таможенных органов на базе эффективного использования новых информационных и телекоммуникационных технологий.
Хотелось бы также отметить такое направление совершенствования деятельности таможенных органов, как продолжения внедрения в их работу систем управления рисками. Автоматизация процедур таможенного оформления и контроля в соединении с электронным обменом данных между торговыми партнерами и таможней позволяет последней осуществлять проверку информации еще до прибытия товара на таможенную территорию. Эти элементы электронной торговли позволяют таможне уже на предварительных этапах оценить степень риска в отношении сделки и принять предварительное решение в отношении товаров по этой сделке. Эффективность такого подхода уже доказана мировой практикой. В Великобритании, например, участник внешнеэкономической сделки предоставляет необходимые данные таможне по электронной почте задолго до фактического пересечения товаром границы, и на основе уже имеющихся наработок оцениваются риски и делается заключение о том, какие меры целесообразно применить. В США таким же образом работает система ATS (Automated Targeting System), где накоплены значительное количество данных и автоматизировано большинство этапов анализа степени риска. В Канаде аналогичной системой является ACROSS – Accelerated Commercial Release Operations Support System.
В Российской Федерации также в процессе функционирования ИТ накапливается информация в виде баз и банков данных. Эта информация пригодна для анализа, оценки, что поднимает на качественно новый уровень процесс принятия решения при таможенном контроле. В перспективе может быть создана на уровне мировых стандартов автоматизированная система поддержки принятия решения таможенником в отношении товаров и транспортных средств. С помощью предварительного анализа информации могут быть заранее отобраны товары, транспортные средства для производства их физического досмотра, оценена степень риска совершения противоправных действий. А оценка степени риска в свою очередь позволяет таможенным органам более эффективно использовать свой человеческий и материальный ресурс, повышать уровень выявления таможенных правонарушений. Иными словами, таможенный контроль организовывается на основе системы выбора (селективности), оценки и управления рисками. Идентификация рисков и типовые элементы данных, включаемых в профили – фильтры, через которые пропускается информация, – подробно описаны в рекомендациях Всемирной таможенной организации по таможенному контролю.
Также сейчас в качестве одного из наиболее эффективных методов совершенствования деятельности таможенных органов рассматривается применение такого вида информационных технологий как геоинформационные технологии.
Отличительной чертой геоинформационных технологий по сравнению с другими направлениями информационных технологий является то, что любая информация имеет, как правило, географическую привязку, то есть как-то связана с географическими или другими координатами. Наиболее очевидным и воспринимаемым результатом геоинформационных технологий являются геоинформационные системы (ГИС).
Геоинформационные системы – многофункциональные
средства анализа сведенных воедино табличных, текстовых
и картографических (пространственно-
Главное преимущество ГИС перед другими информационными технологиями заключено в наборе средств создания и объединения баз данных с возможностями их географического анализа и наглядной визуализации в виде различных карт, графиков, диаграмм, прямой привязке друг к другу всех атрибутивных и графических данных.
Рациональная пространственная организация таможенной службы требует учета общих закономерностей и условий, особенностей организации всей национальной экономики и комплексного развития регионов на «фоне» внешнеэкономической составляющей.
Важнейший подход к формированию пограничной таможенной инфраструктуры – комплексность, т.е. формирование пространственной структуры как целостности, в которой отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости в процессе контроля и оформления всего внешнеэкономического товаропотока на единой таможенной территории (и в перспективе – в границах Таможенного союза).
Своеобразной внешней «оболочке» («мембране», «фильтру»), регулирующей внешнеэкономический поток, наряду с «целостностью», присущи и «ритмичность», и «круговорот», и даже определенная «зональность». Система пограничных пунктов пропуска страны, в которой все структурные компоненты находятся в тесной взаимозависимости, функционирует в условиях определенной цикличности (экономической и природной), для нее характерен баланс «входа-выхода» (экспортный и импортный товаропотоки) и «специфика места» (в т.ч. особенности структуры товаропотока и взаимоотношений с сопредельной стороной в районе дислокации таможенной инфраструктуры).
Процесс формирования таможенной инфраструктуры и функционирования таможенной службы на границе развивается в условиях многообразных и сложных взаимосвязей с различными объектами, процессами и явлениями.
Важно выявить подобные взаимосвязи, последствия влияния различных факторов и степень такого влияния.
ГИС используется в таможенной деятельности: для анализа и отслеживания текущего состояния и тенденций изменения сегментов рынка; при планировании деловой активности; для оптимального по разным критериям выбора местоположения объектов таможенной инфраструктуры; с целью поддержки принятия решений; для анализа интенсивности перемещения внешнеторговых грузов и пассажиропотоков; в процессе анализа таможенных рисков; для обеспечения экономической безопасности границ Российской Федерации.
Внедрение геоинформационных технологий в территориальных таможенных органах позволяет:
− обеспечить информационную поддержку принятия решений за счет накопления данных, поступающих из различных источников, доступа к актуальной информации, обеспечения её анализа и удобного отображения, в том числе на электронной карте;
− создать единое информационное пространство для всех подразделений таможенных органов;
− унифицировать документационное обеспечение управления;
− комплексно автоматизировать функции делопроизводства с постепенным переходом на электронный документооборот;
− автоматизировать кадровое делопроизводство;
− обеспечить информационно-правовую поддержку всех подразделений и всех сотрудников таможенных органов;
− создавать базы данных таможенной информации, поддерживать их в актуальном состоянии, быстро получать информацию об участниках внешнеэкономической деятельности всех уровней;
− автоматизировать иные специальные и справочные функции путем разработки и внедрения заказных систем.
Модульное построение комплекса систем позволяет выполнять поэтапное внедрение с последующим наращиванием автоматизированных функций.
Особым направлением в развитии ГИС-технологий является применение методов и средств искусственного интеллекта для расширения их функциональных возможностей. Под интеллектуальной ГИС понимается географическая информационная система, которая включает в свой состав интегрированные методы и средства искусственного интеллекта.
В настоящее время, при решении Федеральной таможенной службой России (ФТС России) сложнейших проблем регулирования внешнеэкономической деятельности и защиты экономических интересов России, на первые позиции выдвигается аналитическая работа таможенных органов, которые должны не только адекватно оценивать случившиеся факты, но и формировать обоснованное и оптимальное целеуказание в интересах повышения эффективности таможенного оформления и контроля в условиях, когда, с одной стороны, таможенная служба ограничена в своих ресурсах, а с другой – требуется обеспечить эффективный процесс таможенного контроля.