Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:06, реферат
Цель данной работы – понять задачи таможенного регулирования.
Задачи:
Рассмотреть понятие, цели и функции таможенного регулирования.
Рассмотреть методы осуществления таможенного регулирования.
Формирование таможенного
Протекционизм — это меры, направленные на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. К протекционизму относят как тарифные, так и нетарифные меры ограничений.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Протекционизм и фритредерство имеют свою украинскую историю. Линия протекционизма в украинской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть украинского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз украинских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в Украине было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенном регулировании Украины, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.
К сожалению, этот опыт слабо относится к современной украинской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах Украины 11.
Во всех странах регулирование внешней торговли осуществляется в той или иной мере государством, в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Любое государство в мировой экономике стремится защитить свои интересы, интересы отечественных производителей, а, следовательно, заинтересовано в политике протекционизма. Инструменты торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, различного рода соглашения являются механизмами защиты национального производителя.12 В последнее время возросла степень воздействия государства на международную торговлю в результате значительного расширения форм и методов тарифного и нетарифного торговых ограничений. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые – как часть своей политики протекционизма.
В различных словарях нетарифные ограничения трактуются по-разному, вот некоторые из них:
Нетарифные ограничения - ограничительное регулирование внешней торговли, представляющее совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений. Именуются также нетарифными барьерами. - Экономический словарь
Нетарифные ограничения - прямые объемные ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров в страну или их вывоз из страны: совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений, направленных на регулирование внешней торговли. Нетарифные ограничения называются так же нетарифными барьерами. - Энциклопедический словарь экономики и права
Нетарифные ограничения - экономические и административные меры, помимо таможенных и тарифных, используемые государственными органами для регулирования ввоза и вывоза товаров. В число нетарифных ограничений могут входить: антидемпинговые пошлины, консульские формальности, требования к таре, маркировке товаров, лицензии, экспортные сборы и др. - Словарь бизнес-терминов
Из вышесказанного получается, что:
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.
Характеристика нетарифных методов, в отличие от таможенных тарифов, дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговли в рамках политики протекционизма.
К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 600 различных видов13) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Зачастую перед правительством возникает альтернатива, какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
В мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.
Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты.
Нетарифные ограничения
К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
Первый вид - самый многочисленный и охватывает более половины всех участников.
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административно - бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие, которое зачастую ведет именно к этому результату (штрафы).
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты.
Система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового таможенного регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале средств таможенного регулирования ВЭД.
В последние года в составе количественных ограничений импорта в Украине используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития Украины.
Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по существу, экономическими.
Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Среди методов нетарифного
регулирования следует
Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.
Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:
К современным методам нетарифного регулирования ВЭД можно отнести закон «О ратификации соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» который был подписан президентом Украины, этот закон принят Государственной думой 10 декабря 2008 г.
Законом ратифицируется соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, подписанное в Москве 25 января 2008г. Соглашением предусматривается введение единых мер нетарифного регулирования, а также единых подходов к государственному регулированию внешнеторговой деятельности государств - участников таможенного союза в отношении третьих стран. В частности, соглашением устанавливаются такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как количественные ограничения, лицензирование, выдача разрешений, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Так же, можно сказать основным, инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
Информация о работе Понятие, структура, цели и функции таможенного регулирования