Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:06, реферат
Цель данной работы – понять задачи таможенного регулирования.
Задачи:
Рассмотреть понятие, цели и функции таможенного регулирования.
Рассмотреть методы осуществления таможенного регулирования.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.
Таможенный тариф Украины представляет собой свод ставок таможенных пошлин на товары, пересекающих таможенную границу Украины в зависимости от их кода ТН ВЭД. Порядок использования таможенного тарифа зафиксирован в соответствующем Законе Украины – «О таможенном тарифе»14.
Нормативно-правовой основой тарифного регулирования служит таможенный кодекс Украины и свод законов (именуемых актами), принятых в полном соответствии с кодексом.
Усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из неё определённых товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.
Выступая в качестве регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. Такое таможенное регулирование выполняет три значимые функции:
I. Фискальную. Пошлины являются доходной частью бюджета.
II. Защитную. Пошлины на импортные товары защищают отечественных производителей от конкуренции со стороны зарубежных компаний.
III. Балансировочную. С помощью таможенных пошлин государство регулирует нежелательный экспорт тех товаров, цены на которые в Украины ниже мировых, тем самым, препятствуя их массовому вывозу.
Государство, как носитель таможенного суверенитета, использует тарифное регулирование, в виде таможенных тарифов и системы таможенных пошлин в рамках своей таможенной территории, и может осуществлять комплекс мероприятий, направленных на регулирование различных параметров внешней торговли.
Тарифное регулирование
является формой или способом оперативного
регулирования внешней
Определять политику тарифного регулирования могут только органы высшей государственной власти той страны, которая является носителем суверенитета на своей таможенной территории.
В использовании политики
тарифного регулирования
Под мерами таможенно-тарифного регулирования понимается совокупность конкретных действий государства по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования (ставка пошлин, тарифных преференций, тарифные льготы и т.д.):
Объектами тарифного регулирования являются:
Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.
Таможенные пошлины делятся:
Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах.
Экспортные - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара. Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары;
Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения;
Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной продукции;
Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства;
Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Автономные – эти пошлины применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными;
Конвенционные – эти пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными (Конвенциональные и автономные пошлины являются основными видами таможенных пошлин);
Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.
Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств;
Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
Исходя из различных признаков и критериев, по продолжительности периода регулирования цели тарифного регулирования делятся на:
Основными целями применения таможенного тарифа являются:
Таможенно-тарифное регулирование действует на национальной таможенной территории (таможенная территория отдельной страны); единой таможенной территории стран таможенного союза; единая таможенная территория группы стран, входящих в экономический союз; межгосударственная зона свободной торговли.
В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в Украине принят Закон «О таможенном тарифе» и «Таможенный кодекс».
Таможенно-тарифное регулирование, которое устанавливает таможенный кодекс Украины, включает в себя несколько важных операций – выявление страны-производителя товара, таможенную оценку товара, определение таможенной пошлины.
Осуществляемый в настоящее время в сфере таможенно-тарифной политики курс требует существенной корректировки. Такая корректировка делает необходимыми решения, позволяющие найти выход из тупиковой ситуации, при которой учёные и специалисты предлагают эффективные пути решения сложных проблем. Многие важные документы, затрагивающие интересы миллионов граждан, сотен и тысяч предприятий и организаций, субъектов Украины, принимаются в условиях чуть ли не полной секретности, узким кругом лиц, монополизировавших, без согласия гражданского общества, право на принятие ключевых решений. Принятые таким образом решения зачастую не соответствуют стратегическим интересам и приоритетам экономического развития Украины. Это и произошло, в частности, с решением о введении унифицированного таможенного тарифа.
Украине нужен чётко работающий механизм, доводящий до сведения правительства интересы торгово-промышленных кругов, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры. Только заблаговременный учёт этих интересов позволит сделать таможенный тариф экономически обоснованным стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов Украины.
Отказ от государственной монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства Украины свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях. Однако отказ от государственной монополии внешней торговли породил серьёзные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты. В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические и административные структуры по регулированию внешней торговли. Разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.
В результате проведённой работы решены поставленные задачи.
Рассмотрели понятие, структуру, цели и функции таможенного регулирования:
Таможенное регулирование – комплекс мер, представляющих собой инструмент для регулирования внешней экономической деятельности государственными органами. Одна из форм такого регулирования проявляется в установке государством определенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Данные правила должны соблюдаться всеми участниками внешнеэкономической деятельности.
Информация о работе Понятие, структура, цели и функции таможенного регулирования