Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:17, курсовая работа
На протяжении многих лет для правовой теории и правоприменительной деятельности остается актуальной проблема выявления юридического содержания понятия «должностное лицо», определения правового статуса соответствующей категории лиц.
Понятие должностного лица является одним из основополагающих понятий не только для таможенного права, но и для таких отраслей права как административное, уголовное и вообще для правовой науки в целом.
Введение 3
Глава 1. Понятие должностного лица органа государственной власти
1.1 Проблема законодательного и теоретического закрепления понятия должностного лица 5
1.2 Правовой статус должностного лица органов государственной власти: понятие, признаки, элементы 12
Глава 2. Правовой статус должностных лиц таможенных органов
2.1 Отличие должностных лиц от других сотрудников таможенных органов 16
2.2 Система нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов 21
2.3 Основные элементы правового статуса должностного лица таможенных органов: права, обязанности правоограничения 26
Глава 3. Юридическая ответственность должностных лиц таможенных органов
3.1 Виды юридической ответственности должностных лиц таможенных органов 36
3.2 Привлечение должностных лиц таможенных органов к ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности 42
Заключение 52
Список использованных источников 54
Существенным признаком
должностного лица является осуществление
им административно-хозяйственных функций. Они предполагают
управление и распоряжение имуществом
таможенного органа. Вместе с тем следует
отметить, что отдельные авторы отрицают
возможность отнесения к должностным
лицам тех, кто управляет материальными
процессами, движением имущества. Однако,
как считает А.Ф. Ноздрачев, организационно-хозяйственные
функции неотделимы от административно-
Следующим признаком
должностного лица таможенных органов
является право в пределах своей
компетенции предъявлять
Неотъемлемым признаком должностного лица является совершение им юридически значимых действий, которые, с точки зрения юридических последствий, можно объединить в две группы: во-первых, действия, вследствие которых устанавливаются, изменяются, отменяются нормы права; во-вторых, действия, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Иными словами, юридические действия должностных лиц устанавливают или изменяют правила поведения, налагают конкретные обязанности на тех или иных участников служебных отношений, предоставляют им определенные права для решения тех или иных задач. Действиями, совершаемыми по воле должностного лица и влекущими юридические последствия, могут быть правовые акты: приказ, постановление, предписание, решение о выдаче лицензии и т.д. Указанные акты являются видом подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых должностными лицами таможенных органов в процессе служебной деятельности. В этих актах содержатся односторонние властные волеизъявления, которые влекут юридические последствия.
Должностное лицо, осуществляя
свои полномочия, действует не от своего
имени, а как представитель
Существенное отличие должностных лиц от других сотрудников в том, что они несут повышенную ответственность за юридические последствия своих действий, так как они отвечают не только за себя, но и за действия сотрудников, которыми они руководят. Сотрудники, не относящиеся к категории должностных лиц, несут ответственность лишь за выполнение своих должностных обязанностей.
Анализ содержания деятельности должностных лиц таможенных органов позволяет сделать вывод о том, что должностные лица подразделяются на следующие категории.
Во-первых, это должностные
лица - руководители. Должностные лица
- руководители таможенных органов
характеризуются наличием административно-
Во-вторых, это должностные лица таможенных органов - представители административной власти, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (применять меры административного воздействия и давать обязательные предписания, указания) к организациям и лицам, не находящимся в их подчинении (третьим лицам).
В-третьих, это должностные лица таможенных органов, выполняющие организационно-хозяйственные функции. Они осуществляют управление и распоряжение имуществом таможенного органа [13].
Таким образом, должностными
лицами таможенных органов следует
считать сотрудников таможенных органов, занимающих постоянно
или временно должности, по которым предусмотрены
государственно-властные полномочия,
имеющих право при их реализации совершать
действия, влекущие юридические последствия
и осуществляющих публичные, административно-
2.2 Система нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов
Результаты исследований различных аспектов статуса государственных служащих, анализ законодательных актов о государственной службе в таможенных органах позволяют определить правовую основу статуса должностного лица. Должностное лицо таможенных органов имеет определенное правовое положение (правовой статус). Правовой статус должностного лица в системе государственной службы в таможенных органах можно определить как урегулированное нормами права содержание государственно-служебных отношений, устанавливающих особое положение сотрудника, исполняющего специальные обязанности по определенной должности в таможенных органах.
Понятие «должностное лицо» значительно уже, чем понятие «сотрудник таможенных органов», тем не менее, статус должностного лица таможенных органов значительно объемнее, чем статус сотрудника. В статусе сотрудника выражается лишь его общая юридическая связь с государством как государственного служащего таможенных органов, а статус должностного лица в системе государственной службы в таможенных органах отражает его особые функции и полномочия по реализации компетенции таможенного органа, что предполагает наделение его дополнительными правами и обязанностями, предусматривает правовые гарантии их осуществления и повышенную юридическую ответственность [19].
Служба в таможенных органах является федеральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета. Ее правовое регулирование осуществляется только на федеральном уровне, т.е. Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. Возможность определения правового статуса сотрудников таможенных органов законодательством субъектов Федерации исключается [24].
Служба в таможенных органах построена на основании общих принципов государственной службы в РФ. Данные принципы закреплены в Конституции РФ, ФЗ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ, в специальном ФЗ от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ряде других федеральных законодательных актов. Принципы государственной службы закреплены в ст.3 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Они являются основными принципами и таможенной службы.
Должностные лица, в том числе и должностные лица таможенных органов, имеют общегражданский правовой статус, закрепленный в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Декларации прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что существенное влияние на принятие указанных актов оказали международные нормы права. Это Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и политических правах и другие акты. Это не могло не отразиться и в законодательстве, регулирующем правовой статус государственных служащих.
В системе государственной службы выделяются общий, особенный, специальный и индивидуальный статусы должностного лица [19].
Общий статус должностных лиц установлен Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами.
В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ провозглашен принцип: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Исходя из этой конституционной нормы таможенная служба основана на принципе равного доступа граждан к службе в таможенных органах в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Требования к кандидату на должность в таможенном органе обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.
Положения ст.18 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», означают закрепление обязанности должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы.
Конституция РФ также устанавливает обязанности (ст. 15, 24, 41 и др.), ответственность (ст. 41, 46, 53 и др.) должностных лиц.
Общие права, обязанности, правоограничения, ответственность должностных лиц закреплены в ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» (ст. 9-20).
Особенный статус должностного лица таможенных органов, отражающий специфику его деятельности в системе государственной службы в таможенных органах, определяется Таможенным кодексом Таможенного союза (а также действующими нормами ТК РФ 2003, согласно Письму ФТС от 29.06.2010 N 01-11/31847), Уголовным Кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом РФ, Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом, Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральным законом РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», подзаконными нормативно-правовыми актами РФ, нормы которых относятся к институту государственной службы в таможенных органах, нормативными актами (положениями, инструкциями), утверждаемыми приказами руководителя ФТС.
Основной нормативно-правовой акт, который определяет статус должностных лиц таможенных органов, - это Федеральный закон от 21.07.97 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». В этом законе закрепляются условия поступления и прекращения службы в таможенных органах, ее восстановления, другие особенности прохождения службы, порядок присвоения специальных званий, права, обязанности, правоограничения должностных лиц и т.д.
Подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов – это указы Президента, а также Постановления и Распоряжения Правительства РФ. Эти законодательные акты издаются с целью устранения пробелов права, с целью своевременного реагирования на развивающиеся общественные отношения. Примерами таких правовых актов служат: Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы» №1396 от 16 ноября 1998г, Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 836 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников таможенных органов и слушателей образовательных учреждений Федеральной таможенной службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации» и т.д.
Помимо того, ФТС и Министерство финансов РФ могут издавать подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе и касающиеся правового статуса должностных лиц таможенных органов, в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства Таможенного союза и иными правовыми актами Российской Федерации в области таможенного дела. Среди таких правовых актов можно назвать: Приказ ФТС России от 26.10.2005 N 997 «Об утверждении порядка принятия присяги сотрудниками таможенных органов Российской Федерации», приказ ФТС России от 7 февраля 2005 года N 90 «Об утверждении перечней подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности» и т.д.
Специальный правовой статус должностного лица можно охарактеризовать как статус, определяемый местом в системе таможенных органов того таможенного органа, в котором проходит службу должностное лицо, и категорией должности. Специальный правовой статус имеет профессиональный характер и предоставляется специально данному должностному лицу таможенных органов.
Индивидуальный правовой статус должностного лица таможенных органов определяется правоустановлением по исполнению данным лицом конкретной должности и включает в себя нормы общего, особенного и специального статусов [19].
Таким образом, должность - это юридически закрепленный комплекс прав и обязанностей, ориентированный на конкретное должностное лицо таможенных органов. Следовательно, есть основание полагать, что предпосылкой формирования правового статуса должностного лица таможенных органов является, прежде всего, замещаемая этим должностным лицом государственная должность в таможенном органе.
2.3 Основные
элементы правового статуса
В предыдущей главе данной курсовой работы был проведен анализ и сделан вывод о содержании правого статуса должностного лица, основных элементах этого статуса. Правовой статус должностного лица составляют такие элементы как: должность, полномочия и гарантии их реализации, правоограничения, обязанности и ответственность.
Согласно ст.3 ФЗ «О службе
в таможенных органах» должностными
лицами признаются граждане, которым
в установленном порядке
Под должностью при этом следует понимать обособленную
и закрепленную в официальных документах
(штатных расписаниях, схемах должностных
окладов и др.) часть организованной структуры
таможенного органа с соответствующей
частью компетенции этого таможенного
органа, предоставленной лицу – государственному
таможенному служащему в целях ее практического
осуществления. Должность определяет
круг служебных обязанностей, права и
пределы ответственности должностного
лица таможенного органа, требования к
его профессионально-
Информация о работе Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации