Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет для правовой теории и правоприменительной деятельности остается актуальной проблема выявления юридического содержания понятия «должностное лицо», определения правового статуса соответствующей категории лиц.
Понятие должностного лица является одним из основополагающих понятий не только для таможенного права, но и для таких отраслей права как административное, уголовное и вообще для правовой науки в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие должностного лица органа государственной власти
1.1 Проблема законодательного и теоретического закрепления понятия должностного лица 5
1.2 Правовой статус должностного лица органов государственной власти: понятие, признаки, элементы 12
Глава 2. Правовой статус должностных лиц таможенных органов
2.1 Отличие должностных лиц от других сотрудников таможенных органов 16
2.2 Система нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус должностных лиц таможенных органов 21
2.3 Основные элементы правового статуса должностного лица таможенных органов: права, обязанности правоограничения 26
Глава 3. Юридическая ответственность должностных лиц таможенных органов
3.1 Виды юридической ответственности должностных лиц таможенных органов 36
3.2 Привлечение должностных лиц таможенных органов к ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности 42
Заключение 52
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

Леванова Анна 131 группа. Правовой статус д.л. т.о..doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О службе в таможенных органах», служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Общие права, обязанности, правоограничения, ответственность должностных лиц закреплены в ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» (ст. 9-20).

Центральными элементами статуса должностных лиц таможенных органов являются права и обязанности. Все остальные элементы, образующие статус, так или иначе, группируются и объединяются вокруг них.

Права служащего таможенных органов – это закрепленные законодательством и гарантированные государством возможности, позволяющие служащему свободно и самостоятельно осуществлять свою профессиональную деятельность [22].

В статье 16 ФЗ «О службе в таможенных органах» закреплены права сотрудника таможенного органа. Согласно пункту 1 указанной статьи сотрудник имеет право на:

1) ознакомление с документами,  определяющими его права и  обязанности по занимаемой в  таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение для исполнения должностных  обязанностей организаций независимо  от форм собственности;

4) принятие решений и участие  в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе  в конкурсе на замещение вакантной  должности в таможенном органе;

6) продвижение по службе в  таможенных органах, увеличение  размера денежного довольствия  с учетом выслуги лет, результатов  службы и уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами  своего личного дела, с отзывами  о своей деятельности и другими  документами до внесения их  в личное дело, приобщение к  личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы;

9) пенсионное обеспечение  с учетом выслуги лет;

10) проведение по его требованию  служебного расследования для  опровержения сведений, порочащих  его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные  союзы;

12) участие в собраниях сотрудников  таможенных органов;

13) применение физической  силы, специальных средств, а также  боевого ручного стрелкового  и холодного оружия в порядке  и случаях, предусмотренных §  3 главы 39 Таможенного кодекса  Российской Федерации 2003 года (действует  согласно Письму ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847).

Право на ознакомление с  документами, определяющими права  и обязанности сотрудника по занимаемой в таможенном органе должности, означает право: на ознакомление с правилами  внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями, положениями, уставами, правилами работы с информацией и т.д.; требовать от начальника таможенного органа четкого письменного закрепления своих служебных прав и обязанностей; знать критерии качества работы и условия продвижения по службе.

Право на получение в  установленном порядке информации и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей означает не только право сотрудника таможенного органа запрашивать и получать необходимую информацию, но и наличие соответствующей обязанности у государственных органов, юридических и физических лиц, вступающих в отношения с таможенными органами, представлять эту информацию.

Право на принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с должностными обязанностями означает право сотрудника: участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности таможенного органа в целом и его подразделений, выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и должностных лиц, вносить соответствующие предложения. Начальники таможенных органов обязаны создавать условия для реализации указанного права сотрудников, обеспечивать гласность и объективность в оценке деятельности таможенного органа и служебной деятельности сотрудников.

Право на участие по своей  инициативе в конкурсе на замещение  вакантной должности в таможенных органах обеспечивает реализацию конституционного права сотрудников на равный доступ к таможенной службе. Сотрудник имеет право принимать участие в конкурсе, независимо от того, какую должность в таможенном органе он занимает в момент его проведения.

Право на продвижение  по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия  с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации. Продвижение по службе в таможенных органах имеет две формы: продвижение по должности и специальным званиям. В результате первой формы сотрудник может продвигаться по службе либо в пределах своей квалификационной группы должностей (например, в пределах 1-й группы - младший состав), либо на должности вышестоящих классификационных групп (например, должности 2-й группы - средний начальствующий состав). Право на продвижение в этом случае реализуется при наличии вакантной должности в таможенном органе.

В результате второй формы  меняется специальное звание сотрудника без перевода на иную должность в  таможенном органе, но с увеличением  денежного довольствия. При этом необходима минимальная выслуга  лет при профессиональной ценности сотрудника или максимальная выслуга лет при учете только самой выслуги.

Преимущественное право  на продвижение по службе имеют сотрудники с более высокими результатами работы, более длительным стажем работы в  таможенных органах и с более  высоким уровнем квалификации и т.д.

Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТС России. следует понимать широко. Оно принадлежит всем сотрудникам таможенных органов, независимо от занимаемых должностей и присвоенных персональных званий [25].

Согласно пункту 2 данной статьи, сотрудник таможенного органа также имеет иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудники таможенных органов наделены также правами, сопутствующими их служебной деятельности. Это следующие права на: ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; проведение по требованию сотрудника служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в профессиональные союзы; участие в собраниях сотрудников таможенных органов; применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в случаях и в порядке, предусмотренных главой 61 ТК РФ; пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет [25].

Следующим элементом правового статуса должностных лиц таможенных органов являются его обязанности, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения которых предусмотрена соответствующая данному деянию ответственность.

Обязанности должностного лица таможенных органов – это  установленные правовыми актами для обязательного постоянного  исполнения функции и правомочия по занимаемой должности.

Сотрудник таможенных органов  выполняет свои обязанности в  пределах своей компетенции в  соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом. При исполнении служебных обязанностей сотрудник  таможенных органов находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его       деятельность [25].

Общие обязанности сотрудника таможенного органа закреплены в ст.17 ФЗ «О службе в таможенных органах». В соответствии с данной статьей сотрудник таможенного органа обязан:

1) обеспечивать соблюдение  Конституции Российской Федерации,  исполнение федеральных конституционных  законов и федеральных законов;

2) обеспечивать соблюдение  и защиту прав и законных интересов граждан;

3) выполнять приказы  и распоряжения начальников таможенных  органов, отданные в пределах  их должностных полномочий, за  исключением заведомо незаконных;

4) в пределах своих  должностных обязанностей своевременно  рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;

5) соблюдать установленные  в таможенном органе правила  внутреннего распорядка, порядок  обращения со служебной информацией,  выполнять должностные инструкции;

6) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для исполнения  должностных обязанностей;

7) хранить государственную  и иную охраняемую законом  тайну, а также не разглашать  ставшие ему известными в связи  с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Положение п.1 данной статьи корреспондирует со статьей 15 Конституции РФ, которая гласит «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан обязывает  сотрудников таможенных органов  исполнять законы, имеющие непосредственное отношение к правам и свободам граждан; осуществлению мер по охране прав и свобод граждан в таможенной сфере. Для сотрудников таможенных органов высшее значение имеет следование конституционному требованию, состоящему в том, что права и свободы граждан являются непосредственно действующими.

Обязанность исполнять  приказы, распоряжения, указания вышестоящих  в порядке подчиненности руководителей  означает, что сотрудники таможенных органов обязаны выполнять все  приказы начальников таможенных органов, за исключением заведомо незаконных. Однако все распоряжения сотрудник таможенных органов выполняет под свою личную ответственность за правомерность своих действий.

В случае сомнения в правомерности  полученного им для выполнения приказа  он обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом начальнику таможенного органа. Если начальник таможенного органа подтверждает приказ или распоряжение в письменной форме, сотрудник таможенных органов обязан его выполнить, за исключением заведомо незаконного.

Обязанность своевременно рассматривать обращения означает, что каждый сотрудник таможенных органов в пределах своей должностной компетенции должен в установленные таможенным законодательством сроки рассматривать обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций и принимать по ним решения.

Обязанность соблюдать  правила внутреннего распорядка в таможенном органе является важной, поскольку в указанных правилах устанавливаются основные обязанности  сотрудника в конкретном таможенном органе. Данной обязанностью охватывается также требование по соблюдению должностных инструкций, правил работы со служебной информацией и т.д., в которых регламентируются специальные обязанности сотрудников таможенных органов.

Обязанность поддерживать уровень квалификации означает, что каждый сотрудник должен профессионально обеспечивать задачи и функции таможенных органов. Он должен отвечать требованиям, вытекающим из назначения и содержания занимаемой им должности.

Обязанность хранить  государственную и иную охраняемую законом тайну. При оформлении на должность, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудник таможенных органов обязан пройти процедуру допуска. Допуск сотрудников к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Под иной охраняемой законом  тайной понимается служебная, профессиональная тайна.

Разглашение государственной  тайны образует состав уголовного преступления, административного или дисциплинарного проступка [25].

Прохождение службы в  таможенных органах предусматривает также соблюдение должностными лицами некоторых правоограничений.

Правоограничения сотрудников  таможенных органов - это установленные  законом запреты на осуществление  несовместимых со статусом сотрудника таможенных органов действий или состояний [25]. Перечень ограничений прав сотрудников таможенных органов установлен в Законе о службе в таможенных органах. Согласно п.2 ст.7 данного закона сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой  оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) совмещать службу  в таможенных органах с исполнением  обязанностей депутата федерального  органа законодательной власти, органов законодательной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц;

Информация о работе Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации