Принципы проведения таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ
Тема таможенного контроля в наши дни является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом таможенного

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ 5
1.1. Понятие и общие положения о таможенном контроле 5
1.2. Субъекты, объекты, цели и предметы таможенного контроля 8
1.3. Правовые основы таможенного контроля 12
2. ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 17
2.1. Конституционные признаки таможенного контроля 17
2.2. Принципы таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

MOISYeJ.docx

— 58.27 Кб (Скачать файл)

 Перечни  документов и сведений, требования  к сведениям, которые необходимы  для таможенного оформления применительно  к конкретным таможенным процедурам  устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным  в области таможенного дела.

 Документы, предоставляемые  при таможенном оформлении товаров  и транспортных средств, подразделяются  на:

- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная  или иные документы, подтверждающие  наличие и содержание договора  перевозки товаров и сопровождающие  товары и транспортные средства при международных перевозках;

- коммерческие документы  - счет-фактура (инвойс), отгрузочные  и упаковочные листы и иные  документы, которые используются  в соответствии с международными  договорами РФ, законодательством  РФ или обычаями делового оборота  при осуществлении внешнеторговой  и иной деятельности и которые  в силу закона, соглашения сторон  или обычаев делового оборота  используются для подтверждения  совершения сделок, связанных с  перемещением товаров через таможенную  границу; 

- таможенные документы  - документы, составляемые исключительно  для таможенных целей. Среди  таких документов особое место  занимает таможенная декларация - документ по установленной форме,  в котором указываются сведения, необходимые для представления  в таможенный орган в соответствии  с ТК ТС.

Формы таможенных документов определяются решением Комиссии таможенного  союза.

Одним из наиболее важных положений  ТК ТС (ст. 176 ТК ТС) является то, что таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством (Федеральный Закон 164-ФЗ от 08.12.03. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ред. от 11.07.2011) РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

 Также в ст. 176 ТК  ТС закреплено, что документы,  необходимые для таможенного  оформления, могут представляться  в виде оригиналов либо копий,  заверенных лицом, их представившим,  декларантом или уполномоченными  органами, выдавшими такие документы,  либо заверенных нотариально.  При представлении копий указанных  документов, заверенных лицом, их  представившим, или декларантом,  таможенный орган в случае  необходимости проверяет соответствие  копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких  документов возвращаются лицу, их  представившему.

В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного  союза и международными договорами государств - членов таможенного союза  с иностранными государствами в  целях упрощения и ускорения  выпуска товаров могут применяться  таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.

 

 

 

 

1.3. Правовые основы  таможенного контроля

Таможенный контроль ─  один из важнейших институтов таможенного  права, осуществляемый таможенными  органами в целях обеспечения  соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Правовые  основы таможенного контроля закреплены в Таможенном кодексе Таможенного  союза5 (далее – ТК ТС) и в многочисленных принимаемых в развитие ТК ТС нормативных правовых актах ФТС России. Кроме того, особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения, заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.            

Различают следующие виды таможенного контроля: таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.

Таможенный  контроль может быть однократным  и повторным. Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном  направлении и таможенный досмотр  проводится один раз. Если товары и  транспортные средства в течение  сравнительно короткого периода  пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный  таможенный контроль.

Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Так, морское (речное) судно заграничного плавания, прибывшее в порт назначения, как правило, не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой  уже был произведен при проходе  пограничного таможенного пункта. Однако при наличии данных о контрабанде  таможенным органам предоставляется  право повторного досмотра судна  в пределах портовых вод и во время  стоянки судна в порту. Аналогичные  правила действуют и в отношении  других видов транспортных средств.

Метод таможенного  контроля представляет собой совокупность приемов, способов его осуществления. Среди методов контроля можно  выделить:

─ обычный  таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;

─ таможенный контроль, осуществляемый во время  движения транспортного средства;

─ сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы  контроля;

─ выборочный таможенный контроль и др.

В основу организации проведения таможенного  контроля положена таможенная декларация. Вся процедура таможенного контроля условно может быть разделена  на пять этапов.

На первом этапе осуществляется формально-логический контроль сведений, заявленных в ГТД. Для этого сотрудники грузовых (оперативных) отделов таможни используют компьютерную программу «Достоверность». При  отсутствии компьютерной техники проводится визуальная проверка правильности заполнения всех граф декларации и устанавливается  наличие документов, необходимых  для таможенного контроля товаров  в соответствии с заявленным режимом  и наименованием товаров. После  проверки ГТД получает номер или  возвращается декларанту для устранения ошибок технического характера.

На первом этапе проверяется правильность заполнения товаротранспортных документов и соответствие указанных в них  сведений тем сведениям, которые  содержатся во внешнеторговом договоре (контракте) и других документах, представленных к таможенному оформлению вместе с ГТД в соответствии с заявленным таможенным режимом и наименованием  товаров. После этого в правом верхнем углу транспортного документа (коносамента, железнодорожной, авиационной  или автомобильной накладной) указывается  номер ГТД.

Кроме того, на первом этапе проверяются сведения и документы, касающиеся нетарифных мер регулирования внешнеэкономической  деятельности (лицензирования, сертификации, разрешений иных государственных органов), а также осуществляется контроль за достоверностью и полнотой сведений, указанных в ГТД для целей идентификации товара.

На втором этапе предметом контроля становятся платежно- расчетные операции в иностранной валюте, осуществленные банковскими учреждениями, указанными в ГТД. Одновременно с этим сотрудники отдела (группы) валютного контроля проверяют соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства.

На третьем  этапе сотрудники отдела федеральных  таможенных доходов проверяют правильность начисления таможенных платежей, правомерность  предоставления таможенно-тарифных преференций, контролируют поступление платежей на счета таможни.

Четвертый этап ─ это проверка сотрудниками отдела таможенной статистики правильности заполнения тех граф декларации, на основании которых формируется  таможенная статистика.

На пятом  этапе таможенного контроля руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой сотрудник таможни, им уполномоченный, принимает решение о проведении досмотра товаров.

При принятии решения о непроведении досмотра товаров руководитель грузового (оперативного) отдела либо другой уполномоченный сотрудник, принявший такое решение, указывает на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой 5 «Без досмотра» и заверяет эту запись своей подписью и личной номерной печатью.

По завершении всех этапов таможенного контроля в  грузовом документе проставляется  штамп «Выпуск разрешен». Этот штамп, а также номер ГТД в правом верхнем углу грузового документа  заверяются личной номерной печатью руководителя грузового (оперативного) отдела таможни либо уполномоченного им сотрудника.

Выдача  штампа «Выпуск разрешен» неуполномоченным сотрудникам таможни и доступ к этому штампу таких сотрудников не допускаются.

При проведении таможенного контроля сотрудники таможенных органов должны быть в форменной  одежде, определенной правилами ее ношения и характером выполняемой  работы (парадная, повседневная или  рабочая).

К проведению таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами, допускаются сотрудники таможенных органов, имеющие специальные звания и личные номерные печати, назначенные на соответствующую должность на основании приказа начальника таможенного органа.

Исторически правила осуществления таможенного  контроля формировались в рамках национальных правовых систем. Каждое государство устанавливало свои собственные правила таможенного  контроля исходя из национальных интересов  и потребностей.

Единообразное и длительное применение отдельными государствами идентичных по содержанию национальных правил и требование соблюдения принципа взаимности в межгосударственных отношениях привели к формированию международно-правовых обычаев, относящихся  к наиболее важным аспектам осуществления  таможенного контроля.

В современных  условиях государства, стремясь к упрощению  таможенных формальностей и вместе с тем к повышению эффективности  таможенного контроля с целью  ускорения движения огромных масс пассажиро- и грузопотоков, идут по пути выработки международно- правовых договоренностей, регламентирующих процедуры таможенного контроля (например, Киотская конвенция 1973 г. об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, касающаяся порядка проведения таможенного контроля воздушных судов, и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

2.1. Конституционные признаки таможенного контроля

Основные  принципы регулирования таможенных правоотношений содержатся в Конституции  Российской Федерации, которые полностью  распространяются на отношения, возникающие  при осуществлении таможенного  контроля.

Важный  принцип сформулирован в ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, которая не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Организационное построение таможенного контроля основывается на принципе, содержащемся в п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому таможенное регулирование  отнесено к исключительной компетенции  федерального центра.

Необходимо  отметить, что целый ряд конституционных  принципов более общего характера  также имеет непосредственное отношение  к таможенному праву и соответственно к таможенному контролю:

– о поддержке  конкуренции и свободе экономической  деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации);

– о признании  и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и  иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации);

– о праве  каждого на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации);

– нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации формирует также такие принципы, непосредственно относящихся к таможенному регулированию, как законности (ст. 15); равенство всех перед законом и судом (ст. 19); институт обжалования и судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

Необходимо  отметить, что глава 6 подп. 111 Руководства к Генеральному Приложению Конвенции Киото определяет, что принципами таможенного контроля являются обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму.

Исходя  из конституционных принципов таможенного  контроля необходимо подчеркнуть их специфическую особенность:

Информация о работе Принципы проведения таможенного контроля