Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: провести исследование валютного контроля за импортными операциями в РФ.
В курсовой работе были поставлены следующие основные задачи:
– раскрыть сущность и значение валютного контроля для экономики государства;
– обозначить этапы развития валютного контроля в переходной экономике России;
– описать участников и агентов валютного контроля в России;
– описать валютный контроль за импортными операциями в современных условиях;
– раскрыть механизм валютного контроля за импортом;
– выявить проблемы валютного контроля за импортными операциями;

Содержание

Введение 4
Сущность валютного контроля 7
Понятие валютного контроля 7
Органы и агенты валютного контроля 11
Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ ...20
Перспективы развития валютного контроля в РФ 20
2.2. Пути совершенствования валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ ……………………………………………...24
Заключение 28
Библиографический список 31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат коновалов гультяева.docx

— 62.78 Кб (Скачать файл)

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты [1]. Государственное валютное регулирование в РФ заключается в установлении порядка расчетов в валюте РФ, приобретения иностранной валюты, ведения счетов резидентов и нерезидентов в банках РФ, порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, права собственности на валютные ценности, права перевода, вывоза и пересылки валютных ценностей, а также права резидентов на открытие счетов в иностранной валюте на территории РФ и за ее пределами и права нерезидентов на открытие счетов в иностранной валюте и валюте РФ на территории РФ.

Осуществляя валютное регулирование, государство регламентирует систему  международных расчетов, выполняемых  российскими участниками, и устанавливает  сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и  использования валютного резерва  страны; порядок создания и использования  валютных фондов, хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, фирм и т.д.); сферу и порядок осуществления  валютного контроля [1;6].

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  обеспечивает разграничение функций  и взаимодействие федеральных органов  исполнительной власти в области  валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Органы и агенты валютного  контроля

 

Федеральным органом исполнительной власти является Министерство Финансов РФ. Министерство Финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добычи, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет права и функции упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля [6].

Территориальными органами валютного  контроля Министерства финансов РФ являются подразделения Министерства финансов РФ, осуществляющие свою деятельность непосредственно на закрепленной за ними территории и обеспечивающие осуществление  возложенных на Министерство финансов РФ как орган валютного контроля прав и функций по проведению валютного  контроля.

Территориальный орган валютного  контроля имеет право проводить  проверки соблюдения валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами, выносить решения о привлечении  их к ответственности за выявленные нарушения валютного законодательства РФ, а также давать обязательные для исполнения резидентами и  нерезидентами предписания об устранении выявленных нарушений, в пределах своей  компетенции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, получать в установленном порядке  от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций в сфере валютного контроля, а также осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

Основными направлениями валютного контроля являются [1; 3]: 1. Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; 2. Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; 3. Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции [1]: 1. Издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации; 2. Осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; 3. Проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Кроме того, главные территориальные управления Банка России: 1. Проверяют наличие у предприятий, реализующих гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего разрешения Банка России и в случае его отсутствия приостанавливают операции по счетам; 2. Направляют заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в различные государственные органы; 3. Принимают иные меры.

Таможенные органы Российской Федерации  осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право [5]:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- осуществлять проверки полноты  и достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления  документов по запросам органов  и агентов валютного контроля  не может составлять менее  семи рабочих дней со дня  подачи запроса;

- выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством  РФ меры ответственности за  нарушение актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования.

Порядок представления резидентами  и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении  валютных операций агентам валютного  контроля, устанавливается Правительством РФ, а порядок представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ [4].

В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов [5]:

  1. документы, удостоверяющие личность физического лица;
  2. документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
  4. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  5. документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  6. документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  7. уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
  8. регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с законодательством РФ;
  9. документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения результатах торгов (в случае их проведения); документы,
  10. подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  11. документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  12. таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  13. паспорт сделки;
  14. документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно  относятся к проводимой валютной операции [4].

Все документы должны быть действительными  на день представления агентам валютного  контроля. По запросу агента валютного  контроля представляются надлежащим образом  заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью  или в какой-либо их части на иностранном  языке. Документы, исходящие от государственных  органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических  лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные  официальные документы могут  быть представлены без их легализации  в случаях, предусмотренных международным  договором РФ.

Документы представляются агентам  валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом  заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета  имеет отношение только часть  документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в  случае непредставления лицом указанных  выше документов либо представления  им недостоверных документов [1].

Оригиналы документов принимаются  агентами валютного контроля для  ознакомления и возвращаются представившим  их лицам. В материалы валютного  контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны [5]:

  1. осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования лицом, производящим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами  территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с  законодательством РФ иным органом  валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право  применять санкции к данному  лицу, следующую информацию [5]:

— в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения: указание нарушенного нормативного правового акта, даты совершения и суммы незаконной валютной операции;

  — в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают указанную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления  его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Так, ФНС России обеспечивает валютный контроль [5]:

  1. внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность);
  2. обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;
  3. полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.
  4. Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль [5]:
  5. за перемещением валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу РФ;
  6. валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  7. своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;
  8. за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ФТС России совместно с ЦБ РФ.
  9. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю осуществляет [5]:
  10. межведомственную координацию и методологическое обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование деятельности контролирующих, правоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля;
  11. выявление и анализ валютных операций резидентов, имеющих подозрительные признаки, в целях предотвращения утечки капитала за рубеж;
  12. целевые и комплексные проверки соблюдения валютного законодательства по поручениям Правительства РФ (в территориальном и отраслевом разрезах);
  13. обеспечение функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких экспортируемых товаров;
  14. создание единой системы учет валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории РФ.

Информация о работе Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ