Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: провести исследование валютного контроля за импортными операциями в РФ.
В курсовой работе были поставлены следующие основные задачи:
– раскрыть сущность и значение валютного контроля для экономики государства;
– обозначить этапы развития валютного контроля в переходной экономике России;
– описать участников и агентов валютного контроля в России;
– описать валютный контроль за импортными операциями в современных условиях;
– раскрыть механизм валютного контроля за импортом;
– выявить проблемы валютного контроля за импортными операциями;
Введение 4
Сущность валютного контроля 7
Понятие валютного контроля 7
Органы и агенты валютного контроля 11
Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ ...20
Перспективы развития валютного контроля в РФ 20
2.2. Пути совершенствования валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ ……………………………………………...24
Заключение 28
Библиографический список 31
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право [5]:
— знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
— обжаловать
решения и действия (бездействие)
органов и агентов валютного
контроля и их должностных лиц
в порядке, установленном
— на возмещение
в установленном
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля обязаны:
— представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию;
— вести
в установленном порядке учет
и составлять отчетность по проводимым
ими валютным операциям, обеспечивая
сохранность соответствующих
исполнения договора;
— выполнять
предписания органов валютного
контроля об устранении выявленных нарушений
актов валютного
Резиденты
и нерезиденты, нарушившие положения
актов валютного
Глава 2. Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ
2.1 Перспективы развития валютного контроля в РФ
Общей направленностью
развития и поэтапного реформирования
валютного контроля в Российской
Федерации вероятнее всего
Положения
нормативных правовых актов РФ не
составляют пока целостной правовой
системы валютного
Ограничительные нормы постепенно необходимо заменять нормами, стимулирующими валютные отношения как неотъемлемую часть внешнеэкономических связей нашей страны. Наполнение законодательства нормами подобного вида будет способствовать интеграции в цивилизованное мировое сообщество, нормативно-правовая база которого формируется с учетом интересов как государства, так и участников валютных отношений.
Действующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы валютного контроля органами, не отвечает реальным отношениям, сложившимся в обществе, будучи фактором, сдерживающим его дальнейшее развитие. Актуальным является вопрос создания условий, которые делают возникающие при незаконном вывозе капитала за границу риски неприемлемо высокими в сравнении с существующими рисками инвестирования этих средств в отечественную экономику. [10]
В настоящее
время система валютного
Основные претензии предъявляются, с одной стороны, к "формальности" составов административных правонарушений, предусмотренных диспозициями вышеуказанных норм, сурово карающих за сам факт просрочки получения средств от иностранного контрагента, а с другой стороны - к недостаточно четко определенным признакам объективной и субъективной стороны данных правонарушений. Как неоднократно отмечалось многими известными теоретиками и практиками валютного законодательства размытые формулировки не позволяют однозначно определить момент во времени, с которого лицо считается нарушившим обязанность по репатриации валютной выручки, и не содержат четких критериев вины субъекта внешнеторговой деятельности в совершении данных административных правонарушений. [8]
Еще более ощутимые проблемы возникают при рассмотрении вопроса о достаточности предпринятых российским участником внешнеторговой деятельности мер для репатриации валютной выручки. В отсутствие четких критериев, установленных законом, вопрос о достаточности предпринятых мер зачастую решается по-разному. В одних случаях достаточно выполнения сугубо формальных (по сути, символических) шагов, выражающихся в направлении контрагенту требований об оплате (или возврате аванса), в других случаях предъявляются требования о наличии в договоре форм расчетов, которые исключают риск неисполнения нерезидентом обязанности по оплате товаров, обращение в суд и т.п. [7]
Особенно остро данная проблема затрагивает российских импортеров. Не имея возможности навязать своим партнерам более выгодные для покупателя формы расчетов, не подразумевающие уплату авансов, российские предприниматели вынуждены закрывать глаза на допускаемые контрагентами нарушения сроков поставки товаров (работ или услуг) и соглашаться на продление таких сроков, поскольку риск применения исключительно суровых административных наказаний перевешивает возможные выгоды от получения от контрагентов неустоек или иных финансовых санкций за нарушение договорных обязательств. Заключая внешнеэкономическую сделку с иностранными контрагентами, например, на поставку оборудования, в случае его недопоставки в установленные договором сроки российская сторона сталкивается с дилеммой: применять к иностранному контрагенту штрафные санкции, предусмотренные контрактом, или иные меры воздействия или идти на уступки и в ущерб себе договариваться о продлении срока поставки, чтобы избежать риска наложения ощутимых штрафов со стороны Российского государства. В результате складывается ситуация, при которой предпринимательские риски меньше риска административной ответственности, а государство, желая защитить себя от незаконного вывоза валютных средств, действует вопреки интересам собственных предпринимателей, не только не защищая их, но и накладывая на них дополнительные обременения. [7]
Меры
по предупреждению и устранению угроз
интересам участников валютных отношений
методом правового
2.2. Пути совершенствования валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ
Механизм
воздействия системы
Что касается
влияния использования
Относительно социальных последствий можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках. [9]
Столкновение
интересов государства и
а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;
б) так
как отечественные
в) крупный
частный бизнес, желая перевести
достаточно большие суммы в валюте
за рубеж, часто обходит валютное
законодательство, что не только негативно
влияет на макроэкономическую ситуацию
в стране (падение курса национальной
валюты), но и вынуждает государство
постоянно повышать расходы из госбюджета
на корректировку нормативно-
Несмотря
на возросшую эффективность
При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты. [8]
Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.
Валютный контроль уменьшает экономическую нестабильность посредством поддержания постоянной стоимости национальной валюты.
Таким образом,
можно говорить о том, что инструменты
валютного регулирования и
Заключение
Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
В современных условиях, когда страны вынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям; в период активного международного экономического сотрудничества особое значение приобретает система валютного контроля.
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня - государственного контроля.
Информация о работе Развитие валютного контроля экспортно-импортных операций в РФ