Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:25, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определены направления реализации государственной политики в области национальной безопасности, важнейшей составной частью которой является экономическая безопасность. Реализация этого направления обеспечивается созданием эффективной системы управления национальной экономикой, осуществляемой в том числе с участием таможенной службы Российской Федерации.
Данная система функционирует в соответствии с основными положениями реализованной Концепции административной реформы в Российской Федерации и принятой в ее развитие Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы. Одним из главных требований этих документов является совершенствование сферы государственных услуг на основе повышения их качества и доступности. Эти же требования нашли свое отражение и в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

Вложенные файлы: 1 файл

1252_Гупанова Ю.Е. Автореферат диссертации.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

 

На правах рукописи

 

 

 

Гупанова Юлия Евгеньевна

 

 

разработка концептуальных, методологических

и методических основ управления качеством таможенных услуг

 

 

 

Специальность 08.00.05 –  «Экономика и управление  
народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности,  
в том числе: экономика, организация и управление предприятиями,  
отраслями, комплексами – сфера услуг)»

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 
доктора экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2013

 

Работа выполнена  в рамках п. 1.6.116 «Механизм повышения эффективности и качества услуг» паспорта специальности 08.00.05. ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации на кафедре экономики таможенного дела Государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».

 

 

Научный консультант:

Черныш Анатолий Яковлевич,

доктор военных наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации

Официальные оппоненты:

Мишин Юрий Владимирович,

доктор экономических наук, профессор, профессор

кафедры математических методов в  управлении

Государственного университета управления

 

Дроговоз Павел Анатольевич,

доктор экономических наук, доцент, профессор

кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Московского государственного

технического университета имени Н.Э. Баумана

 

Попова Людмила Андреевна,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры таможенного  дела

Российской таможенной академии

Ведущая организация:

Институт экономики Российской академии наук, г. Москва


 

Защита состоится 5 июня 2013 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 310.001.01, созданного на базе Российской таможенной академии, по адресу: 140009, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, ауд. 233.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской таможенной академии,  с авторефератом – на сайте Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru.

 

Автореферат разослан  1  марта  2013 года.

 

 

 

Ученый секретарь  
диссертационного совета, 
канд. экон. наук, доцент          В.Н. Ревин

 

 

I. общая характеристика работы

 

Актуальность  темы исследования. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определены направления реализации государственной политики в области национальной безопасности, важнейшей составной частью которой является экономическая безопасность. Реализация этого направления обеспечивается созданием эффективной системы управления национальной экономикой, осуществляемой в том числе с участием таможенной службы Российской Федерации.

Данная система функционирует  в соответствии с основными положениями реализованной Концепции административной реформы в Российской Федерации и принятой в ее развитие Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы. Одним из главных требований этих документов является совершенствование сферы государственных услуг на основе повышения их качества и доступности. Эти же требования нашли свое отражение и в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

Одним из основных стратегических направлений деятельности Федеральной  таможенной службы (далее - ФТС России) на ближайшую перспективу является повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и государства, связанных с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля. Это свидетельствует о том, что эта важная задача ставится в масштабах страны и предполагает оказание государственных услуг со стороны таможенных органов в рамках исполнения возложенных на них государственных функций на уровне, от которого напрямую зависит создание благоприятных условий для осуществления ВЭД и реализации прав и свобод граждан в экономической сфере.

Появление обозначенных норм в различных  документах ФТС, а также разработка ряда административных регламентов  на отдельные государственные услуги в сфере ВЭД указывает на чрезвычайную важность проблемы повышения качества таможенных услуг и назревшую необходимость реформирования рассматриваемой сферы.

На необходимость изменений  в данной области указывают и  условия осуществления деятельности таможенных органов, сложившиеся в  передовой зарубежной практике, которые проявляются в перестройке всей работы таможенных органов на принципах оказания услуг участникам ВЭД и достижения высокой эффективности собственной деятельности на основе партнерских отношений с бизнесом, чего нельзя сказать об отечественной таможенной практике.

О неэффективном управлении качеством таможенных услуг свидетельствуют: состояние внутреннего потребительного  рынка; рост числа недобросовестных импортеров, случаев контрабанды и недостоверного декларирования; неудовлетворенность качеством услуг со стороны участников ВЭД, что в целом указывает на необходимость повышения качества таможенных услуг.

Проведенный в диссертации анализ показал, что достичь этого можно только повышением эффективности управления качеством таможенных услуг. Для этого необходима разработка всесторонне обоснованных и хорошо апробированных практических рекомендаций. Однако, как показал проведенный анализ, в настоящее время такие рекомендации отсутствуют. Это указывает на то, что сложилось объективное противоречие между необходимостью практики иметь обоснованные рекомендации по совершенствованию управления качеством таможенных услуг и их отсутствием. Данное системное противоречие обусловило важную практическую проблему, сущность которой заключается в разработке всесторонне обоснованных практических рекомендаций для осуществления управления качеством таможенных услуг на требуемом уровне.

Наличие выявленной проблемы практики вызвало необходимость проведения исторического анализа существующего научно-методического аппарата с целью его использования для обоснования требуемых практических рекомендаций. Результаты анализа показали, что такой сложившийся аппарат отсутствует вследствие отсутствия соответствующих концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг. Все это обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного диссертационного исследования.

Степень научной  разработанности проблемы. Предметная область управления качеством таможенных услуг опирается на общую теорию управления качеством, вопросы управления в таможенных органах, повышение качества деятельности таможенных органов, совершенствование управления таможенными услугами, а также применение в деятельности таможенных органов различных управленческих подходов, успешно зарекомендовавших себя в других областях.

Проведенный в диссертации  анализ работ ведущих зарубежных и отечественных ученых, таких как: Э. Деминг, Дж. Джуран, К. Исикава, А. Фейгенбаум, В.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Версан, А.В. Гличев, В.А. Лапидус, Д.С. Львов, М.З. Свиткин, В.М. Мишин, Ю.Н. Фихман и др. показал, что в данных работах рассматривались методические, методологические и организационные вопросы повышения качества продукции и услуг, а также различные аспекты совершенствования управления качеством на предприятиях.

Вопросами управления в  таможенных органах занимались такие  исследователи как: Е.Г. Анисимов, Н.М. Блинов, С.Н. Гамидуллаев, В.Г. Драганов, Р.Ф. Зарипов, В.Ю. Дианова, А.Д. Ершов, Л.А. Жигун, В.А. Крутских, И.В. Кулешов, В.Б. Кухаренко, Л.А. Лозбенко, В.В. Макрусев, В.В. Наумов, Л.А. Попова, Н.Н. Просянников, С.И. Съедин, В.А. Черных, А.Я. Черныш, В.А. Шамахов и др. Общим вектором работ данных авторов является развитие и разработка вопросов построения системы управления таможенными органами, выявление ее структуры, особенностей, принципов, законов и методов управления. Отдельные исследования посвящены разработке теории таможенного дела в целом (Е.Г. Анисимов, А.Я. Черныш), экономики таможенного дела (А.Я. Черныш, Л.А. Жигун), экономическим инструментам инфраструктуры рынка как элемента системы государственного регулирования (Л.А. Попова), зарубежному опыту работы в области таможенного менеджмента и управления персоналом, развитию таможенной деятельности через призму конвенциального регулирования ВЭД.

Различным аспектам управления качеством  в таможенных органах посвящены  работы С.В. Барамзина, В.В. Макрусева, В.И. Голоскокова, В.Ю. Диановой и др. Так, С.В. Барамзин в своих работах основное внимание уделил применению стандартов ИСО серии 9000 в деятельности таможенных органов. В рамках этих исследований разработаны: методология управления качеством таможенных услуг на основе международных стандартов ИСО, концепция освоения в таможенных органах названных стандартов, а также ряд методических рекомендаций по созданию и организации функционирования систем управления таможенными органами на принципах всеобщего управления качеством.

Совершенствованию управления таможенными  услугами посвящены работы таких  исследователей, как В.В. Алехин, В.А. Богатов, И.С. Ермилов, А.Д. Ершов, О.В. Калинина, А.Б. Новиков, А.В. Сафронов, О.Г. Симахин, О.А. Старкова, Л.К. Терещенко, Е.В. Трунина, Р.В. Федоренко, Г.В. Элова и др. Наличие вышеназванных работ указывает на актуальность вопросов совершенствования управления таможенными услугами и большой интерес ученых к исследованию их сущности, содержания, классификации и подходов к управлению ими. При этом данные исследования характеризуются разноплановостью, а иногда и противоречивостью понимания сущности таможенных услуг, а исходя из этого, - разностью направлений по их совершенствованию. Очевидно, что это обусловлено отсутствием нормативного закрепления данного понятия и требует серьезного обоснования, исходя из общей теории услуг и сложившейся практики работы таможенных органов.

В ряде исследований, выполненных в Российской таможенной академии, рассмотрены различные аспекты совершенствования деятельности таможенных органов. В частности: внедрению маркетингового подхода в деятельность таможенных органов посвящены работы В.Ю. Диановой, А.В. Сафронова; совершенствованию деятельности таможенных органов на основе институционального подхода – О.В. Маркиной; применению статистических методов в управлении качеством процессов таможенного контроля – О.Г. Локтевой; внедрению ведомственной аттестации в таможенных органах – С.В. Барамзина, Е.П. Горелик; вопросам учета информационных аспектов исследования -  В.А. Поляковой, О.А. Старковой и др.

Анализ данных работ показывает, что, несмотря на многоаспектность и глубину интереса ученых к данной проблеме, остаются нерассмотренными вопросы формирования системы основ управления качеством таможенных услуг. Ощущается недостаток системных разработок, которые адекватно отражали бы современные организационно-экономические условия качественного оказания услуг таможенными органами. Ряд вопросов данной проблемы исследован недостаточно полно, а именно: вопросы разработки системы концептуальных, методологических и методических основ такого управления.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования состоит  в совершенствовании управления качеством таможенных услуг.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) провести анализ проблемы повышения качества таможенных услуг;

2) разработать концептуальные основы теории управления качеством таможенных услуг;

3) провести статистический  эксперимент по вопросам управления  качеством таможенных услуг для формирования эмпирических основ управления качеством таможенных услуг;

4) разработать методологические основы управления качеством таможенных услуг;

5) разработать методические основы управления качеством таможенных услуг;

6) выработать практические  рекомендации по совершенствованию  управления качеством таможенных  услуг.

Объект исследования - качество таможенных услуг, которое рассматривается в рамках реализации государственных функций и представляет собой степень удовлетворения требований заинтересованных сторон.

Предмет исследования - управление качеством таможенных услуг.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды известных зарубежных и отечественных ученых по теме исследования, международные соглашения, законодательные и нормативные акты международного и федерального уровней, регламентирующие вопросы оказания таможенных услуг таможенными органами и применения стандартов качества в деятельности таможенных органов и других органов государственной власти, источники энциклопедического характера, периодическая литература по исследуемым вопросам.

Методологическую базу исследования составляют методы сравнительного, факторного и системного анализа, аналогии, исторического и ретроспективного анализа, анкетирование, экспертное прогнозирование и экономико-математическое моделирование. Анализ статистических данных и моделирование произведены с использованием методов группировки и обобщения, а также с применением прикладных программ MatLab и Statistica.

Информация о работе Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг