Рационализация таможенных процедур методами логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:28, реферат

Краткое описание

Таможенная процедура- это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Проще говоря, это то, что вы будете вправе и/или обязаны сделать с грузом после его ввоза на таможенную территорию теперь уже Таможенного Союза или вывоза с таможенной территории Таможенного Союза. При таможенном оформлении груза вы выбираете один из нижеперечисленных видов таможенных процедур, и после выпуска груза вы сможете использовать Ваш товар в соответствии с этим видом таможенной процедуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Рационализация таможенных процедур методами логистики.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

Рационализация таможенных процедур методами логистики

 

Таможенная процедура - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Проще говоря, это то, что вы будете вправе и/или обязаны сделать с грузом после его ввоза на таможенную территорию теперь уже Таможенного Союза или вывоза с таможенной территории Таможенного Союза. При таможенном оформлении груза вы выбираете один из нижеперечисленных видов таможенных процедур, и после выпуска груза вы сможете использовать Ваш товар в соответствии с этим видом таможенной процедуры. Например, при таможенном транзите, вы сможете перевезти Ваш товар от одного таможенного поста до другого, но не сможете перерабатывать или продавать его.

Наши специалисты помогут Вам определиться, какая процедура лучше соответствует Вашим целям. Заметим, что виды таможенных процедур несколько отличаются от использовавшихся ранее таможенных режимов:

1) выпуск  для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный  транзит;

4) таможенный  склад;

5) переработка  на таможенной территории;

6) переработка  вне таможенной территории;

7) переработка  для внутреннего потребления;

8) временный  ввоз (допуск);

9) временный  вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная  торговля;

13) уничтожение;

14) отказ  в пользу государства;

15) свободная  таможенная зона;

16) свободный  склад;

17) специальная  таможенная процедура (таможенная  процедура, определяющая для таможенных  целей требования и условия  пользования и (или) распоряжения  отдельными категориями товаров  на таможенной территории таможенного  союза или за ее пределами).

 

На новый уровень в СЗФО выходит процесс реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах

3 ноября в формате видеорежима прошло рабочее совещание представителей бизнеса, руководителей действующих и строящихся ТЛТ с руководством Северо-Западного таможенного управления. СЗТУ представлял первый заместитель начальника управления по таможенному контролю генерал-майор таможенной службы Юрий Лямкин, начальники служб управления, начальники приграничных таможен.  
 
На совещании все участники еще раз подчеркнули, что реализация Концепции заняла прочное место среди приоритетных направлений деятельности СЗТУ. Серьёзное влияние на работу таможенных органов СЗТУ в 2010 – 2011 годах оказало не только изменение нормативно-правового регулирования таможенного дела, но и масштабные структурные изменения, затронувшие все без исключения таможенные органы региона.  
 
Одной из главных целей Концепции, и которая целенаправленно реализуется, является смещение мест совершения таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, из внутренних районов страны на приграничные территории.  
 
Решением руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова от 07.07.2009 в Северо-Западном федеральном округе были определены 13 многосторонних автомобильных пунктов пропуска, вблизи которых предполагается развитие таможенно-логистической инфраструктуры в первоочередном порядке: Торфяновка, Брусничное, Светогорск и Вяртсиля (на границе с Финляндией), Ивангород, Куничина Гора и Шумилкино (на границе с Эстонией), Убылинка и Бурачки (на границе с Латвией), Багратионовск и Мамоново (на границе с Польшей), Чернышевское и Советск (на границе с Литвой). Это наглядно иллюстрирует приведенная ниже схема.  
 
Положительную динамику смещения объемов таможенного декларирования товаров в сторону пограничных таможенных органов региона подтверждают следующие цифры. В январе 2009 года доля товаров, оформленных приграничными таможенными органами Северо-Запада, составляла всего 11% от общего объема ввезенных товаров. В июле текущего года этот показатель почти достиг отметки 30%.  
 
В частности, в своем выступлении начальник Выборгской таможни генерал-майор таможенной службы Николай Косяченко подчеркнул:  
 
- У нас прослеживается положительная тенденция роста объемов таможенного оформления на ТЛТ. За 9 месяцев рост составил 48%.  
 
Интересны и такие факты. На ЗАО «Восход» 74% деклараций оформляются в электронном виде. На ТЛТ «Брусничный» 846 товарных партий оформлены по технологии удаленного выпуска.  
 
И если заполняемость ТЛТ на Выборгском направлении составляет от 40 до 60%., то уже в Калининградской области, к примеру на ТЛТ «Сириус» территория используется на 100%.  
 
Во многих выступлениях представителей бизнеса подчеркивалось, что они не хотят останавливаться на достигнутом. В Псковской области вблизи ТЛТ уже строятся гостиницы, кафе. В Калининградской области продолжается перевод и оформление земли под будущее строительство.  
 
На эстонском направлении в Кингисеппе одна из коммерческих фирм зарезервировала для себя 26 гектаров земли и оформляет проектную документацию.  
 
К настоящему времени в приграничных районах Северо-Запада построены (реконструированы) и введены в эксплуатацию 10 складов временного хранения, места размещения которых отвечают требованиям Концепции. На восьми из них функционируют таможенные посты либо их структурные подразделения.  
 
Две организации: ООО ТЛТ «Убылинский» и ООО «Терминал М-9», чьи проекты строительства терминалов вблизи МАПП Убылинка и МАПП Бурачки также одобрены комиссией ФТС России по реализации Концепции, включены в реестр владельцев СВХ. На площадях данных СВХ происходит размещение подразделений таможенных органов.  
 
С учетом значительного числа организаций – инициаторов создания автомобильных таможенно-логистических терминалов (более 20) и достаточно быстрых темпов строительства приграничной складской инфраструктуры Северо-Западное таможенное управление прогнозирует в течение полутора – двух лет увеличение количества действующих ТЛТ как минимум в 2 раза.  
 
Процесс развития приграничной складской инфраструктуры и создания новых мест совершения таможенных операций в непосредственной близости к автомобильным пунктам пропуска сопровождается ликвидацией и ограничением компетенции внутренних таможенных постов региона. Об этом говорил в своем докладе начальник организационно-инспекторской службы полковник таможенной службы Алексей Марчуков.  
 
Санкт-Петербург является наиболее сложным регионом с точки зрения работы по оптимизации количества и мест нахождения таможенных постов. Широкая номенклатура товаров, оформляемых таможенными постами Санкт-Петербургской таможни, и значительные объемы их декларирования требуют обдуманного подхода и взвешенных решений в отношении порядка и сроков ликвидации таможенных постов Санкт-Петербургской таможни либо ограничения их компетенции по совершению таможенных операций в отношении ввозимых товаров.  
 
26 августа 2011 года руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым утвержден План мероприятий по выводу таможенного декларирования товаров из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни. Данный План предусматривает поэтапное существенное ограничение компетенции таможенных постов Санкт-Петербургской таможни, результатом которого станет значительное сокращением объемов таможенного декларирования товаров в Санкт-Петербурге.  
 
В отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным видами транспорта, Концепция предполагает сохранение и развитие существующих мест совершения таможенных операций в соответствующих пунктах пропуска. В связи с этим таможенные посты Балтийской и Пулковской таможен, расположенные в пунктах пропуска, планируется не только сохранить, но и штатно увеличить.  
 
Концепция предусматривает развитие системы «сухих портов», т.е. складской инфраструктуры, расположенной на некотором удалении от пункта пропуска. В 2011 году технология «сухого порта» проходила экспериментальное применение в регионах деятельности Турухтанного, Пушкинского и Кронштадтского таможенных постов Балтийской таможни. Положительные результаты данного эксперимента позволят в последующем организовать ее широкое применение.  
 
Залогом успешной реализации Концепции, помимо активного строительства необходимой таможенной и терминально-складской инфраструктуры, является интенсивное развитие новых таможенных технологий. Использование систем предварительного информирования, удаленного выпуска товаров и электронного декларирования с применением сетей Интернет, а также разработка и внедрение иных перспективных технологий позволят провести мероприятия по реализации Концепции без ущерба для интересов участников внешнеэкономической деятельности внутренних регионов страны. 

Пресс-служба ФТС РФ

 

Представление предварительной информации позволяет оптимизировать таможенные процедуры

Создание Таможенного союза послужило объективной предпосылкой для динамичного увеличения грузопассажирского потока, как внутри единого экономического пространства, так и со стороны сопредельных государств. В связи с этим вопрос развития системы предварительного информирования таможенных органов для ФТС России приобретает особую актуальность.  
 
Предварительное информирование создает благоприятные условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, способствует внедрению безбумажных технологий при таможенном оформлении и таможенном контроле. Благодаря представлению участниками ВЭД предварительной информации сокращается время таможенного оформления, повышается эффективность таможенного контроля (принцип выборочности и оптимизации мер).  
 
Система предварительного информирования обеспечивает: прием, обработку и направление таможенным органам предварительных сведений, передаваемых участниками внешнеэкономической деятельности о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Таможенного союза с целью использования указанных сведений при таможенном оформлении и контроле. 

Одним из главных преимуществ предварительного информирования является сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска. Кроме этого предварительная информация дает возможность таможенному инспектору еще до прибытия товаров понять, какие меры по минимизации рисков необходимо принять, оптимизировав тем самым таможенные процедуры.

Представление предварительной информации в отношении автомобильного и железнодорожного транспорта у российских участников ВЭД в настоящее время уже не вызывает затруднений. ФТС России введен в эксплуатацию портал электронного представления сведений, размещенный по адресу: http://edata.customs.ru/pages/default.aspx. 

 

Оптимизация таможенных процедур: от поиска решений к их реализации

В ходе проведения семинара его участники обсудили проблемы, связанные с выпуском части товаров из товарной партии; проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров после истечения предельных сроков их временного хранения. Также обсуждались вопросы идентификации товаров в продуктах переработки и согласование норм выхода продуктов переработки; реализации положений Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (МИДК) на таможенной территории Российской Федерации вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Кроме этого, были рассмотрены актуальные вопросы применения системы управления рисками. 

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

На конкурентоспособность высокотехнологичной продукции существенно влияют условия экспорта и импорта продукции, в первую очередь, конечно же, высокотехнологичной ее части. Сильный импульс деятельности по совершенствованию и содействию экспорту высокотехнологичной продукции получен благодаря положениям Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу 1 июля 2010 года и существенно сокращающего перечень документов, представляемых экспортеры. «Чрезвычайно важно, что в данном перечне отсутствует необходимость предоставления документов, подтверждающих таможенную стоимость товара», – сообщил участникам круглого стола «Административные барьеры при экспорте высокотехнологичной продукции» в Общественной палате Российской Федерации его ведущий Владимир Гутенев, вице-президент, исполнительный директор ОООР «Союз машиностроителей России».

 

В первую очередь наибольшие проблемы сегодня традиционно возникают в отношении несырьевых товаров с высокой степенью переработки (коды внешнеэкономической деятельности группы 84-90). Именно этот круг товаров, по мнению спикера, сегодня приоритетен для упрощения таможенных процедур. «Некоторые из этих товаров – это ядерное оборудование, реакторы, это электрические машины, локомотивы, железнодорожные составы, летательные аппараты, суда, лодки, – все то, что должно составить базовую основу нашей новой инновационной экономики.

 

Более 80% от количества поставок по этим высокотехнологичным группам имеют стоимость менее 50 тысяч долларов», – подчеркнул докладчик. Он напомнил, что в настоящий момент паспорт сделки необходимо открывать при суммах от 5 тысячах долларов. Именно этим фактом была вызвана инициатива ряда общественных организаций о понятии уровня минимальной стоимости, необходимой для паспортной сделки, до 50 тысяч долларов.

 

 

Снижение барьеров как путь модернизации

 

От лица Министерства экономического развития перед собравшимися выступила заместитель директора Сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации Галина Мартинкевич. Она напомнила собравшимся о том, что снижение административных барьеров при экспорте высокотехнологичных товаров напрямую влияет на степень модернизации, ее скорость и развития инновационных компаний. Опыт наиболее успешных стран, совершивших за последнее время большой рывок в промышленном развитии, и в инновационных товарах наглядно демонстрирует важнейшую роль

 

мирового рынка и стимулирование экспорта в деле конкурентоспособной инновационной экономики. Не секрет, что в существующей структуре российского экспорта сырьевая направленность сохраняется, а доля инновационной и высокотехнологичной продукции падает. В 2009 году на фоне общего снижения объема высокотехнологичного экспорта она снизилась до 6,9%, против 7,4% в 2008 году. В 2010 году по предварительным оценкам она также составила не более 7%.

 

Представитель министерства подчеркнула, что в специфических условиях современной российской действительности деятельность компаний на внешнем рынке является, по существу, единственным стимулом для инновационного развития экономики. Вместе с тем существующие административные барьеры при экспорте высокотехнологичных товаров, в том числе и таможенные валютные процедуры, и экспортный контроль, становятся основным сдерживающим фактором и основной преградой для выхода отечественных компаний на мировой рынок.

 

«Необходимо принять во внимание, что практически весь высокотехнологичный экспорт подпадает под понятие экспортного контроля, что является дополнительным барьером при осуществлении экспорта и таможенного оформления», – подчеркнула г-жа Мартинкевич. Основными административными барьерами при экспорте высокотехнологичных товаров на сегодняшний день является выполнение требований в области валютного и экспортного контроля. Все это отнимает много времени и влечет за собой дополнительные издержки по содержанию административного персонала.

 

 

Таможенные процедуры и оформление

 

Исходя из описанного положения, докладчик отметила необходимость автоматизировать процедуру осуществления валютного контроля, ограничившись требованиями, необходимыми для контроля репатриации экспортной выручки, также усовершенствовать процедуры экспортного контроля, особенно для тех товаров, которые не подпадают под контрольные списки.

 

«Те, кто осуществляет экспорт, понимают, что таможенные органы требуют большое количество информации, и большой перечень документов при таможенном оформлении. В этой связи главной задачей является сокращение количества документов до минимального уровня. Необходимо установить предельные сроки выдачи разрешения на вывоз, чтобы сроки таможенного оформления составляли не более 4-6 часов, – сказала представитель министерства. – Это особенно важно для высокотехнологичных товаров. Необходимо ограничить полномочия таможенных органов в регистрации факта вывоза, по аналогии с западным опытом, чтобы процедура проводилась без проверки самой сделки. Также требуется отказаться от контроля сведений о стоимости товаров, за исключением статистической, и установить таможенный сбор в размерах, которые не зависят от стоимости товара».

 

По мнению г-жи Мартинкевич, оперативное создание зеленого коридора для таких товаров с существенным упрощение таможенного администрирования, а также и валютного и экспортного контроля повышает конкуренцию российских компаний на мировых рынках. «Мы обязаны создать условия, которые будут создавать благоприятный фон для осуществления внешнеэкономической деятельности», – сказала докладчик.

 

Она отметила, что сегодня министерством выделено несколько стратегических направлений работы. Первым направлением является упрощение таможенного администрирования, и как следствие – улучшение инвестиционного климата.

 

В данном случае речь идет о снижении документооборота, переходе на электронное декларирование и предварительное информирование, сокращение срока выпуска товаров и снижение финансового бремени для участников внешнеэкономической деятельности.

 

Вторым направлением является совершенствование процедуры валютного и экспортного контроля, а третьим – создание целостной, эффективной и прозрачной системы регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках именно Таможенного союза, что подразумевает – прозрачную нормативную базу и развитый судебный институт.

 

В части реализации первого направления основополагающим является создание нормативных условий для имплементации положений по упрощению таможенного администрирования, которые содержатся в едином Таможенном кодексе. Так, сегодня с 14 до 7сокращено количество документов, которые предоставляются для таможенного оформления. При этом введен запрет таможенным органам требовать дополнительных документов. До 4-6 часов сокращены сроки выпуска для высокотехнологичных товаров. Предприятия малого и среднего бизнеса допущены к применению упрощенных таможенных процедур при ввозе товаров, необходимых для развития производства, а также при экспорте высокотехнологичных товаров.

 

 

Пошлины на вырост

 

При проработке Кодекса удалось увеличить сроки уплаты таможенных пошлин в некоторых случаях с 15 дней до 4 месяцев, в отдельных случаях – до 6 месяцев. Раньше они стояли – до 15 дней.

 

Также увеличились сроки: с 1 года до 3 лет – для проведения постконтроля; с 15 до 30 дней – для предъявления товаров при предварительном декларировании; с 2 до 3 лет – для переработки товаров на таможенной территории; с 6 месяцев до 1 года – для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещённых под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

 

Галина Мартинкевич подчеркнула, что с началом действия Таможенного кодекса четко определились границы финансовой ответственности лиц, которые участвуют в таможенной операции. В документе также нашло отражение и пожелание экспортеров уточнить процедуру гарантийного ремонта и технического обслуживания ранее экспортированных товаров.

 

Докладчик напомнила, что Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу с 1 июля, а с 6 июля – заработал в трехстороннем формате. Она отметила, что, к сожалению далеко не все проблемы удалось решить данным документом. И в настоящее время сторонами осуществляется мониторинг действия этих норм, на основании результатов и выводов которого и будет дорабатываться его отдельные положения в рамках Таможенного союза.

Информация о работе Рационализация таможенных процедур методами логистики