Рационализация таможенных процедур методами логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:28, реферат

Краткое описание

Таможенная процедура- это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Проще говоря, это то, что вы будете вправе и/или обязаны сделать с грузом после его ввоза на таможенную территорию теперь уже Таможенного Союза или вывоза с таможенной территории Таможенного Союза. При таможенном оформлении груза вы выбираете один из нижеперечисленных видов таможенных процедур, и после выпуска груза вы сможете использовать Ваш товар в соответствии с этим видом таможенной процедуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Рационализация таможенных процедур методами логистики.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Национальное таможенное законодательство

 

Вторая большая проделанная работа – закон «О таможенном регулировании Российской Федерации», подготовка которого проводилась на уровне национального законодательства. «В частности, данный документ предусматривает решение таких задач, как сужение ведомственного регулирования, прямое применение специальных упрощенных процедур таможенного администрирования, введение упрощенного порядка международного обмена научными и коммерческими образцами, обеспечение уплаты таможенных платежей при импорте высокотехнологичного оборудования, исчерпывающее регулирование законом процедуры ведомственного обжалования, и прочие, – сказала г-жа Мартинкевич.

 

Она отметила, что при доработке закона ко второму чтению авторы попытались внедрить в проект положения касающиеся оптимизации полномочий таможенных органов. «Как вы знаете, сроки таможенных процедур являются дополнительным финансовым бременем при таможенном оформлении несырьевых товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, – напомнила докладчик. – Так, при применении отдельных таможенных процедур четко перечни документов, которые необходимы для выпуска такого товара. Запрос же дополнительных документов возможен только в случае, если в предоставленных документах не содержатся необходимые сведения».

 

Экспорту таких несырьевых высокотехнологичных товаров посвящена 232 статья будущего закона. В документе заложены положения, обеспечивающие конкурентоспособные условия деятельности уполномоченных российских экономических операторов по сравнению с условиями деятельности аналогичных институтов стран – торговых партнеров. В первую очередь введен перечень специального упрощения для уполномоченных экономических операторов. Наиболее значимым упрощением является предоставление российскому экономическому оператору, который осуществляет производственную деятельность, возможностизавершить таможенные процедуры и транзиты у себя на складах, что значительно сокращает финансовые издержки.

 

«Таким образом, товары, поступившие к уполномоченному экономическому оператору, могут сразу направляться в производство, фактически, с колес», – сказала г-жа Мартинкевич.

 

Закон максимально упрощает таможенные процедуры, которые способствуют развитию экспорта и импорта высокотехнологичной продукции, международному обмену коммерческими или научными образцами. В документ включена специальная статья, которая определяет особенности применения процедуры экспорт при декларировании в таможенный. Статьей 130 устанавливается, что при вывозе из Российской Федерации товаров, которые не облагаются ввозными таможенными пошлинами, сборы не могут зависеть от стоимости таких товаров. Если таможенные сборы не зависят от стоимости, следовательно, для них не предполагается к подтверждению таможенная стоимость. Напомним, что в существовавших прежде таможенных правилах была установлена фиксированная ставка сборов при обмене высокотехнологичных товаров. Кроме того, в целях ускорения выпуска товаров приведены конкретные случаи, когда финансовые гарантии не предоставляются. Расширен механизм применения финансовых гарантий. Предусмотрена возможность декларирования одним классификационным кодом по внешнеэкономической номенклатуре товаров, которые перемещаются в несобранном или разобранном, в том числе, некомплектном или незавершенном виде.

 

Положениями законопроекта предусмотрена возможность временного ввоза и вывоза в упрощенном порядке коммерческих и научных образцов для проведения испытаний. «Срок выпуска таких товаров при декларировании должен составлять не более 4 часов с момента принятия таможенной декларации. При этом в этот отрезок времени должны уложиться все процедуры, включая таможенный досмотр», – подчеркнула докладчик.

 

Она обратила внимание участников встречи на то, что помимо совершенствования таможенного администрирования, министерством проводится работа по совершенствованию валютного и экспортного контроля. В рамках совершенствования валютного контроля предусмотрено, что Банком России будет существенно повышена сумма сделки, освобождаемых от проведения, для общих валютных операций.

 

 

На пороге улучшений

 

План мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспорта высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 1974-р) содержит мероприятия по оптимизации таможенных процедур, связанных с экспортом и временным вывозом несырьевых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза, мероприятия по оптимизации процедур в сфере валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом несырьевых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, и в сфере экспортного контроля.

 

В отношении экспортного контроля предусматривается упрощение механизма подтверждения принадлежности товаров, наименование и назначение которых соответствует контрольным спискам, но которые по своим техническим характеристикам не подпадают под их действие, в части однократной выдачи заключений идентификационных экспертиз на одни и те же товары.

 

«Мы предполагаем, что в ближайшее время основным направлением по улучшению таможенного администрирования является завершение формирования нормативной базы таможенного регулирования. Это включает в себя мониторинг действия нового Таможенного кодекса

 

Таможенного союза, и международные соглашения, которые были приняты в рамках его развития, и внесение соответствующих изменений, – сказала Галина Мартинкевич. – Принятие закона «О таможенном регулировании Российской Федерации», а также нормативных актов Российской Федерации, реализация правовых норм таможенного регулирования, разработка и внедрение таможенных правил и технологий, – только так мы сможем сохранить и поддержать уровень конкурентоспособности наших экспортеров и нашей экономики».

 

В настоящее время ведется большая работа по созданию комплексной системы по поддержке экспорта, по формированию и созданию в Российской Федерации агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций для увеличения доступности финансовых ресурсов для отечественных экспортеров.

 

Докладчик рассказала, что в настоящее время подготовлена концепция создания агентства и соответствующий проект, направленный на обеспечение правовой основы его деятельности этого агентства. Создан портал внешнеэкономической информации, содержащий данные о внешнеторговом регулировании и федеральных органах исполнительной власти, о конъюнктуре рынка в зарубежных странах, а также базу экспортеров, размещающих свои тендеры.

 

Комментируя доклад представителя Минэкономразвития Владимир Гутенев отметил, что высокотехнологичная продукция, как правило, нуждается в крупных инвестициях, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, но именно от малых предприятий зависит ее конкурентоспособность. «Мы прекрасно понимаем, что какие бы усилия ни предпринимало Минэкономразвития в таком важном, но все-таки частном направлении – необходима синхронизация этой деятельности и с Минфином, и с Федеральной таможенной службы. Возможно изменение фискальной политики», – сказал ведущий.

 

 

Трудности перевозок или двойное налогообложение

 

О своем видении ситуации с административными барьерами при экспорте высокотехнологичной продукции рассказал генеральный директор ММП им.Чернышева Александр Новиков. В частности он отметил существующие в Российской Федерации сложные, длительные процедуры получения разрешительных документов на вывоз двигателей, а также других видов продукции и запасных частей к ней.

 

«Получение разрешительных документов и оформление договорных обязательств с субъектом военно-технического сотрудничества может занимать несколько месяцев. Из нашей практики – примерно от четырех до шести, – сказал докладчик. – Во-первых, необходимо закрепить заявку за субъектом военно-технического сотрудничества. Во-вторых, – направить заявку. В-третьих, субъект ВТС должен обратиться в Минпромторг о назначении предприятия-исполнителя. Далее, – получение такого разрешение и заключение промышленного договора о комиссии, подписание контракта с иностранным заказчиком, подписание дополнительного соглашения к договору, заключение Ф3, заключение Министерства обороны и получение лицензий ФС ВТС на вывоз имущества. Это чрезвычайно бюрократический процесс, который требует от нас содержать огромный штат персонала». Причем поставка запчастей и даже одной детали, по словам выступающего, требует прохождения всей приведенной выше процедуры.

 

Докладчик выступил с предложением – упростить процедуру получения разрешения на вывоз имущества, а для этого – рассмотреть возможность выдачи лицензий ФС ВТС на срок, например, от 3 до 5 лет на всю номенклатуру поставляемых предприятием агрегатов и запасных частей для конкретного иностранного заказчика. Это сократит время на выполнение срочных и обычно незначительных по номенклатуре заявок. Также докладчик порекомендовал ужесточить контроль за соблюдением сроков согласования, рассмотрения заявлений, на получение лицензий ФС ВТС уполномоченными организациями.

 

Еще одна проблема возникает при таможенном оформлении при возврате имущества, в частности обратного ввоза гарантийных технических аптечек, вывезенных в страну заказчика по условиям временного вызова. В случае использования какого-либо агрегата из гарантийной технической аптечки требуется изменение таможенного режима, что влечет за собой дополнительные финансовые средства.

 

Саму процедуру докладчик описал так: «Если во время эксплуатации системы произошел отказ, из технической аптечки берется замена вышедшего из строя узла, который отправляется на завод-изготовитель для устранения неполадок. Соответственно имеет место обратная процедура возврата. Когда мы вывозим товар, платежи

 

составляют примерно 30%. После того, как ремонт осуществлен и происходитповторная отправка восстановленного узла, изготовитель вновь платит – 10%. Таким образом, мы дважды платим за один и тот же товар. Ни в одной стране мира такого нет. Плюс мы платим НДС. Он возвращаемый, но он возвращается намного позже, чем мы тратим деньги».

 

Для исправления данного таможенного казуса Александр Новиков предложил выработать с Федеральной таможенной службой рациональные условия вывоза и обратного ввоза гарантийных технических аптечек. Он отметил, что работа, проделанная государствами в рамках Таможенного союза, позволяет существенно и сократить время работы: «Если раньше возврат и повторная поставка энергоустановок из Белоруссии занимала значительный период времени, то сейчас мы проходим границу буквально в течение двух недель. Иными словами, Таможенный союз очень полезен, и его необходимо расширить».

 

Дифференциация и специализация как объективная необходимость оптимизации процедуры таможенного оформления


Библиографическое описание: Ступников А. А. Дифференциация и специализация как объективная необходимость оптимизации процедуры таможенного оформления [Текст] / А. А. Ступников // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 80-85.

В юридической литературе вопрос о компетенции таможенных органов по таможенному оформлению товаров остается не исследованным. Проблематика разграничения компетенции таможенных органов остается на уровне констатации существования в системе таможенных органов Центральной акцизной и Центральной энергетической таможен, которые производят таможенное оформление отдельных видов товаров. Думается, вопрос о компетенции таможенных органов по таможенному оформлению товаров более сложный и требует тщательного изучения. В условиях экспоненциального роста объемов трансграничного перемещения товаров особенно актуальной является решение проблемы оптимизации таможенного оформления товаров без ущерба качеству таможенного контроля.

Не секрет, что таможенное оформление определенных видов товаров, – например, древесина и изделия из нее, нефть и природный газ, драгоценные металлы и драгоценные камни и пр., – требует от должностных лиц таможенных органов знания общих сведений о свойствах, характеристиках, особенностях товаров для тщательного проведения документального и фактического контроля. После таможенного оформления некоторых товаров, – в частности, транспортных средств, алкогольных напитков и пр. – следует совершение административных процедур для легализации данных товаров (например, выдача паспортов транспортных средств, акцизных марок). Все вышеизложенные обстоятельства выводят на первый план такие правовые инструменты, как специализация и дифференциация таможенного оформления.

Частью 2 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность определяются законодательством государств – членов Таможенного союза. В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона «О таможенном регулировании» компетенция региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются ФТС России. ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Пунктами 6.1 и 6.2 Положения о Федеральной таможенной службе [1] ФТС России предоставлены широкие полномочия в части создания, реорганизации, ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, в том числе специализированных таможенных органов, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. ФТС России имеет также право определять регион деятельности таможенных органов.

Ю.Ф.Азаров указывает, что специализация таможенных органов может заключаться как в установлении для них лишь отдельных правомочий для выполнения некоторых из функций, возложенных на таможенные органы в целом, так и в возможности совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров. К числу специализированных относятся Центральное экспертно-криминалистическое региональное таможенное управление, оперативные, акцизные и тыловые таможенные органы, кинологический центр, а также таможенные органы, специализирующиеся на таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перевозимых воздушным транспортом, таможенные органы, специализирующиеся на таможенном оформлении ввозимых (вывозимых) драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенные органы, специализирующиеся на таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. [2]

Информация о работе Рационализация таможенных процедур методами логистики