Рационализация таможенных процедур методами логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:28, реферат

Краткое описание

Таможенная процедура- это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Проще говоря, это то, что вы будете вправе и/или обязаны сделать с грузом после его ввоза на таможенную территорию теперь уже Таможенного Союза или вывоза с таможенной территории Таможенного Союза. При таможенном оформлении груза вы выбираете один из нижеперечисленных видов таможенных процедур, и после выпуска груза вы сможете использовать Ваш товар в соответствии с этим видом таможенной процедуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Рационализация таможенных процедур методами логистики.docx

— 68.65 Кб (Скачать файл)

По общему правилу, декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации (часть 1 статьи 205 Федерального закона «О таможенном регулировании»). ФТС России предоставлено право устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только в случаях создания специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.

Применительно к таможенному оформлению мы полагаем спорным ограничиться лишь понятием «специализация таможенного оформления» ввиду большой объемности и разрозненности критериев для дробления таможенного оформления товаров между отдельными таможенными органами.

Пунктом 1 Приказа ФТС России от 16.03.2011 № 559 «О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации» [3] установлено, что таможенные посты, за исключением тыловых и указанных в приложении к данному приказу, правомочны регистрировать таможенные декларации независимо от таможенной процедуры, целей перемещения товаров, а также от категории лиц, перемещающих товары и подающих таможенную декларацию. Иные таможенные органы неправомочны регистрировать таможенные декларации.

Из вышеизложенного следует, что регистрировать таможенные декларации, и, следовательно, производить таможенное оформление могут только таможенные посты. Большинство таможенных постов наделены общей компетенцией – правом совершать таможенные операции в отношении всех товаров, за исключением определенных видов товаров. К числу таможенных постов общей компетенции можно отнести, например, Линскинский таможенный пост и Воронежский северо-восточный таможенный пост Воронежской таможни, Алексеевский, Губкинский и Новооскольский таможенные посты Белгородской таможни, Елецкий таможенный пост, таможенный пост Новолипецкий металлургический комбинат, таможенный пост Стинол Липецкой таможни и пр.

Еще один видом компетенции таможенных органов по производству таможенного оформления следует признать расширенную компетенцию. Таможенные посты, наделенные расширенной компетенцией, совершать таможенные операции в отношении тех же товаров, что и таможенные посты общей компетенции, но также и в отношении некоторых иных (специфических) видов товаров. В частности, можно упомянуть Приказ ФТС России от 22.09.2010 № 1746 [4] определил таможенные органы, правомочные совершать таможенные операции в отношении товаров транспортных средств, перемещаемых физическими лицами. Поименованные в данном приказе таможенные посты (за исключением таможенных постов Центральной акцизной таможни) обладают как общей компетенцией по производству таможенного оформления товаров, так и вправе совершать таможенные операции в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами. Таможенные органы, не названные в пунктах 2-6 и приложении № 1 данного приказа, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования. Приказ ФТС России от 15.10.2010 № 1892 [5] также устанавливает расширенную компетенцию для ряда таможенных постов в виде правомочий по совершению таможенных операций, связанных с принятием таможенных деклараций и выпуском товаров, классифицируемых в товарных позициях 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, вывозимых с территории Российской Федерации и помещаемых под таможенную процедуру экспорта. В целом Приказов ФТС России, устанавливающих расширенную компетенцию для таможенных органов, достаточно большое количество и перечисление их всех не имеет практического смысла. В качестве примера таможенных постов, наделенных расширенной компетенцией, следует назвать Правобережный и Левобережный таможенные посты, таможенный пост Аэропорт Воронеж Воронежской таможни, Белгородский, Грайворонский и Старооскольский таможенные посты Белгородской таможни, Липецкий и Правобережный таможенные посты Липецкой таможни и пр.

В противоположность таможенным органам с расширенной компетенцией созданы и в настоящее время действуют таможенные органы с усеченной компетенцией. Ограничение компетенции, в частности, установлено для приграничных таможенных постов, перечисленных в приложении к Приказу ФТС России от 16.03.2011 № 559. Данные таможенные посты вправе регистрировать таможенные декларации только в отношении:

а) товаров, перемещаемых физическими лицами, в том числе представителями юридических лиц;

б) товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве деклараций на товары;

в) товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), под таможенные процедуры, заявляемые для завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска), под таможенную процедуру беспошлинной торговли, временного вывоза, специальную таможенную процедуру, а также перемещаемых через государственную границу Российской Федерации припасов;

г) живых животных;

д) сообщений, иных материалов и профессионального оборудования, которые перемещаются через таможенную границу для производства и выпуска средств массовой информации;

е) товаров, перемещаемых определенными категориями лиц, и (или) определенных видов товаров в случае, если отдельными нормативными правовыми актами ФТС России эти таможенные органы наделены компетенцией на совершение таможенных операций в отношении указанных товаров;

ж) транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа.

Несмотря на то, что в настоящее время реализуется Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации [6, c.125–132], которая предусматривает перемещение таможенного оформления в приграничные районы, на текущий момент времени существование приграничных таможенных органов с усеченной компетенцией представляется обоснованным. В большинстве приграничных районов отсутствуют таможенно-логистические терминалы, что не позволяет обеспечить таможенное оформление вблизи границы. В связи с чем приграничные таможенные органы в большинстве своем ограничены в своих полномочиях по таможенному оформлению товаров.

Последним видом компетенции таможенных органов по производству таможенного оформления является исключительная компетенция, которая заключается в абсолютном правомочии совершать таможенные операции в отношении товаров определенного вида. Таможенные органы исключительной компетенции замкнуты на совершение таможенных операций в отношение специфических товаров, причем иные таможенные органы оформлять в таможенном отношении такие товары не вправе.

Приказом ФТС России от 01.06.2011 № 1144 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» [7] установлено, что таможенные посты Центральной акцизной таможни, за исключением Специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, являются специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, указанных в приложении № 1 к данному приказу. Центральная акцизная таможня, а также подчиненные ей таможенные посты в Центральном, Северо-Западном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах осуществляют обеспечением импортеров акцизными марками. Центральная акцизная таможня аккумулирует правомочия по осуществлению таможенного оформления подакцизных и иных специфических товаров, а также обеспечению импортеров акцизными марками. Часть специфических товаров может быть оформлена в таможенном отношении в иных таможенных органах расширенной компетенции (например, транспортные средства, за исключением определенных марок). Подакцизные товары в регионе деятельности Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного таможенных управлений могут быть оформлены на таможенных постах расширенной компетенции. Причем в этом случае обеспечение импортеров акцизными марками осуществляет какая-либо одна таможня в пределах одного федерального округа. Правомочиями по осуществлению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней обладают только Северо-Западный акцизный и Калининградский акцизный таможенные посты Центральной акцизной таможни.

В литературе отмечается, что создание Центральной акцизной таможни явилось отражением экономической политики государства, направленной на ужесточение контроля за поступление в Россию подакцизных товаров, взыскание в полном объеме акцизов и других таможенных платежей и пополнение за счет этого федерального бюджета. [8, с. 104]

Центральная энергетическая таможня является еще одним таможенным органом исключительной компетенции, обладающим правомочиями по совершению таможенных операций в отношении энергоносителей (газовый конденсат, природный газ, уголь каменный, лигнит (бурый уголь), торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия) и продуктов их переработки [9], транспортных средств, используемых в целях их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, а также прибытия и убытия буксиров, используемых для поисковых, спасательных и буксирных операций. Регионом деятельности Центральной энергетической таможни является Российская Федерация.

От установления таможенным органам компетенции по таможенному оформлению товаров необходимо отграничивать определение мест таможенного оформления товаров. Приказом ФТС России от 13.04.2011 № 779 [10] установлено, что лишь три таможенных органа, расположенных в Москве и Московской области, обладают полномочиями по совершению таможенных операций в отношении товаров фармацевтической продукции товарных позиций 3002 – 3004 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Данное ограничение полномочий таможенных органов распространяется лишь на Москву и Московскую область – в остальных регионах России фармацевтическая продукция вышеуказанных товарных позиций может быть оформлена в таможенном отношении в любом таможенном органе общей компетенции. Следовательно, главными целями, которые преследовала ФТС России при издании указанного приказа, являются:

– усиление контроля за таможенным оформлением фармацевтической продукции в регионе;

– применение административного метода для постепенного вытеснения таможенного оформления фармацевтической продукции за пределы Московской области.

В качестве яркого примера административного воздействия на внешнеэкономическую деятельность путем ограничения мест таможенного оформления с целью прекращения трансграничного оборота определенных товаров следует назвать Приказ ФТС России от 02.12.2008 № 1514 [11]. Данным приказом были определены таможенные органы, в которых производилось таможенное оформление и таможенный контроль экспортируемых отходов и лома черных и цветных металлов – товаров, не обладающих специфическими свойствами, не требующими особых знаний при их таможенном оформлении и таможенном контроле. До издания приказа и после признания его недействующим решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2009 № 4671-5327-9013/09 [12] экспортеры отходов и лома черных и цветных металлов не были и по настоящее время не ограничены территориально в выборе таможенных органов, производящих таможенное оформление. Любопытно отметить, что ФТС России рассматриваемым приказом для таможенного оформления отходов и лома черных и цветных металлов были определены:

– в регионе деятельности Центрального таможенного управления – Новомосковский таможенный пост Смоленской таможни;

– в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления – таможенный пост Морской порт Мурманск Мурманской таможни, таможенный пост Гавань Балтийской таможни и таможенный пост Морской порт Калининград им. Н.С.Хазова Калининградской областной таможни;

– в регионе деятельности Южного таможенного управления – таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни и таможенный пост Морской порт Таганрог Таганрогской таможни;

– в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления – таможенный пост Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни и таможенный пост Морской порт Магадан Магаданской таможни.

Также на таможенное оформление экспортируемого лома черных и цветных металлов были уполномочены по одному таможенному посту из Приволжского, Уральского и Сибирского таможенных управлений. Перечисленные таможенные посты Южного таможенного управления, а также таможенный пост Гавань Балтийской таможни и таможенный пост Морской порт Калининград им. Н.С.Хазова Калининградской областной таможни Северо-Западного таможенного управления на момент издания и вступления в силу Приказа ФТС России от 02.12.2008 № 1514 являлись специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивалась исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом, и иными видами транспорта лишь в определенных случаях [13]. Экспортеры тем самым вынуждались использовать лишь морской вид транспорта для вывоза товара. Удаленность от основных транспортных путей избранных ФТС России таможенных постов делало экономически нецелесообразным экспорт товара в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления, равно как и в регионе деятельности остальных таможенных управлений. При таких обстоятельствах Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решением от 12.10.2009 № 4671-5327-9013/09 обоснованно признал Приказ ФТС России от 02.12.2008 № 1514 недействующим.

Приведенный пример достаточно явно демонстрирует возможности ФТС России по влиянию на интенсивность трансграничного товарооборота путем установления мест таможенного оформления товаров, изменения компетенции таможенных органов.

Изменение компетенции таможенных органов далеко не всегда направлено на создание административных барьеров внешнеэкономической деятельности, но большей частью преследует цели повышения качества таможенного оформления и таможенного контроля товаров. Заметим, что таможенное оформление каждого товара в той или иной степени требует от должностных лиц таможенных органов познаний в области товароведения, науки и техники. Проведение фактического контроля, безусловно, при необходимости может быть осуществлено при участии специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Проведение документального контроля до и после выпуска товаров (в частности, проверка правильности заявленного декларантом классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС, таможенной стоимости товар и т.д.) осуществляется только должностными лицами таможенных органов, от которых в таком случае требуется наличие углубленных познаний относительно свойств и характеристик оформляемых товаров. Ввиду чего ФТС России выделяет таможенные органы с расширенной и исключительной компетенцией с целью повышения качества таможенного оформления специфических товаров и усиления контроля за собираемостью таможенных платежей. Тем самым ФТС России осуществляет специализацию и дифференциацию таможенного оформления.

Информация о работе Рационализация таможенных процедур методами логистики