Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рисков в управлении таможенными органами. Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность рисков в управлении таможенными органами;
- проанализировать систему управления рисками деятельности таможенного органа;
- изучить методологию управления рисками деятельности таможенных органов;
- проанализировать систему управления рисками деятельности Сибирского таможенного управления (на примере Омской таможни).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ С УЧЕТОМ РИСКОВ…………………………………………….6
1.1. Понятие и сущность рисков в управлении таможенными органами……..6
1.2. Система управления рисками деятельности таможенного органа………11
1.3. Методология управления рисками деятельности таможенных органов..20
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ТАМОЖНИ)…………………………………………………………………….29
2.1. Общая характеристика деятельности Омской таможни………………….29
2.2. Метод управления рисками таможенного органа Омской области……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37
Значительная роль в СУР ТС РФ принадлежит компонентам информационного и кадрового обеспечения. Пример схемы общей технологии автоматизированного анализа рисков и принятия решений представлена на рис. 3.
Отметим, что перечень управляющих решений ограничен формами таможенного контроля. Согласно схеме на рис. 1 каждая Форма таможенного контроля — это X Процедура анализа рисков и принятия решений в данном представлении может иметь два исхода: либо анализируемая входная ситуация отражена в каком-либо из существующих профилей риска (это устанавливается либо автоматически после программной обработки электронной копии ГТД, либо — вручную, по памяти инспектора), либо нет.
Рис. 3. Схема автоматизированного анализа рисков при принятии решений
Однако на этом этапе инспектор может обратиться к уточнению сведений, заявленных в ГТД, в соответствующие отделы таможни. В общем случае у должностного лица таможенного органа имеется возможность выбора той или иной меры по минимизации риска в соответствии с классификатором этих мер. Вообще же действия уполномоченных должностных лиц в этих ситуациях регламентированы документами [5, c.113].
Инспектор, как и любое уполномоченное должностное лицо или структурная единица таможенного органа, может быть инициатором разработки нового профиля риска (проекта профиля риска). В этом случае действия должностных лип регламентируются положениями учебного пособия «Риски в управлении». Процесс разработки проекта профиля риска в профиль риска строго регламентирован.
Профили рисков имеют сложившуюся схему классификации, которая изображена на рис. 4.
Общероссийский профиль риска действует по всем таможенным органам России, региональный — в рамках РТУ, а зональный — в зоне деятельности таможни. Все профили имеют свое «время жизни». Самыми краткосрочными из них являются срочные профили риска. Эти профили оперативно доводят информацию должностным лицам о применении мер по минимизации риска к конкретной партии товара до завершения таможенного оформления.
Рис. 4. Схеме классификации профилей рисков [5, c.120]
Продолжая тему классификации рисков, следует указать и на то, что существует еще один признак классификации, учитывающий способ представления и использования профилей. В соответствии с этим признаком имеются автоматические профили рисков, автоматизированные и неформализованные. Последние из них доводятся до таможенных органов на бумажном носителе. Автоматические риски доводятся до таможенных органов в электронном виде. Риски по ним выявляются программно без участия должностного лица Очевидно, что с улучшением информационного и программного обеспечения «вес» этих рисков будет возрастать. Что касается автоматизированных рисков, то они, как и автоматические, доводятся до таможенных органов в электронном виде. Однако область их действия шире: инспектор, помимо мер, выявленных программным путем, может использовать и другие, по своему усмотрению.
Профили риска — достаточно гибкий инструмент управления. Кроме профилей риска используются еще и ориентировки Ориентировки не предписывают обязательных действий инспектору, но содержат информацию. на которую следует обратить особое внимание при таможенном контроле и оформлении.
В настоящее время решение проблемных вопросов управления деятельностью таможенных органов на основе совершенствования системы управления рисками — наиболее значимо и перспективно. Примеры стран ЕС, США, Каналы, Австралии и др. убедительно демонстрируют эффективность реализации такого подхода. Наиболее актуальными вопросами в деле совершенствования системы управления рисками в таможенной службе России являются вопросы методического обеспечения. Здесь необходимо учитывать специфику российских условий. Наиболее ощутимые результаты в этом направлении достигнуты в ЮТУ, СЗТУ и ЦТУ.
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
РИСКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Общая характеристика деятельности Омской таможни
Период деятельности таможни характеризуется выполнением плановых заданий по перечислению платежей в государственный бюджет, формированием развитой таможенной системы и таможенной инфраструктуры, усовершенствованием работы с участниками ВЭД, охраной правопорядка в области внешнеэкономической деятельности.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в регионе деятельности СТУ в 2013 году (без учета взаимной торговли со странами Таможенного союза) составил чуть более 30 млрд. долларов США и по сравнению с 2012 годом уменьшился на 1,8%.
Сибирь по-прежнему остается экспортно-ориентированным регионом: почти 79 % от стоимостного объема товарооборота составляют экспортные операции (23, 8 млрд. долларов США) и чуть более 21% - импортные (6, 4 млрд. долларов США).
31 декабря 1992 года приказом ГTК РФ № 671 создается Западно-Сибирское таможенное управление (в г. Новосибирске), в состав которого вошла и Омская таможня.
Функционирование Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации внесло свои коррективы в деятельность Омской таможни. С 1 июля 2011 года на российско-казахстанской и российско-белорусской границах полностью снят таможенный контроль. Российские таможенные органы прекратили совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, пересекающих границу, которые осуществлялись в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации на ее казахстанском участке. В Омском регионе были ликвидированы приграничные таможенные посты.
В настоящее время Омская таможня включает в себя Омский таможенный пост, Омский таможенный пост (центр электронного декларирования) и таможенный пост Аэропорт Омск.
В Омской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни.
Основными задачами и функциями структурных подразделений Омской таможни являются:
1. Непосредственное
2. Осуществление мер по
реализации таможенной
3. Реализация в пределах
своей компетентности на
4. Обеспечение в пределах
своей компетенции на
5. Применение в подведомственном
регионе средств таможенного
регулирования экономической
6. Обеспечение соблюдения
в подведомственном регионе
7. Осуществление таможенного
оформления и таможенного
8. Применение таможенно-
9. Осуществление в пределах
компетенции таможенных
10. Участие в ведении таможенной статистики.
11. Осуществление борьбы
с контрабандой и иными
12. Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов.
13. Содействие развитию
внешнеэкономических связей
14. Кадровое, финансовое, материально-техническое
и социально-бытовое
Специфика управленческой деятельности в таможенных органах предопределена строгой системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, базирующихся на общей цели функционирования и едином законодательстве, объединенных общностью задач, функций и методов.
2.2. Метод управления рисками таможенного органа Омской области
В настоящее время таможенные органы Сибирской таможенной службы стремятся не только осуществлять таможенный контроль за международным передвижением товаров, транспортных средств и физических лиц на уровне, обеспечивающем соблюдение таможенного законодательства, но и оказывать широкое содействие развитию внешней торговли, от чего во многом зависит экономический рост и безопасность государства.
Деятельность таможенных органов г.Омска осуществляется в обстановке, которая характеризуется значительными изменениями во внешней торговле, глобализацией экономики, усилением противоправной деятельности, в том числе связанной с терроризмом, незаконным перемещением наркотиков, оружия, нарушением прав интеллектуальной собственности, сокращением расходов государства на материальное и кадровое обеспечение таможенных органов и в то же время возможностью применения современных информационных технологий.
Таможенные органы Омской области сталкиваются с рядом важных задач. Главными из них остаются обеспечение поступлений в государственный бюджет и защита населения, но такие задачи должны решаться эффективно и действенно, одновременно обеспечивая поддержку потоку легитимных товаров. Таможенные руководители старшего звена должны удовлетворять все возрастающие требования к таможенным органам, располагая теми же или даже меньшими ресурсами. Такие изменения требуют освоения совершенно нового подхода к организации таможенного контроля и к разработке новых стратегий. Традиционные методы контроля, основанные на тотальной проверке или на критерии случайного отбора, на данный момент не могут обеспечить реализацию поставленных задач и ожидаемых результатов от деятельности таможенных органов.
Очевидно, что концепция управления рисками носит универсальный и широкоприменимый характер и в настоящее время находит себе качественно новое применение, проецируясь на таможенный контроль и таможенное администрирование в целом по Омской области.
Система управления рисками Омской области в деятельности таможенных органов - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет рационально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.
СУР - это система администрирования, основанная на комплексном подходе, поскольку ее применение затрагивает не только исключительно организацию таможенного контроля, но и работу с кадрами и субъектами ВЭД, процессы взимания таможенных платежей, организацию таможенного оформления, развитие таможенной инфраструктуры и правоохранительной деятельности.
Омская таможня, объединенная единой информационной сетью, создала условия для построения эффективной системы управления рисками, которая дала возможность минимизировать человеческий фактор при принятии решений, ускорить проведение операций таможенного контроля, сократить количество таможенных досмотров.
Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
В зависимости от поставленных задач методы документального и фактического контроля используются в различной пропорции. Однако если методы фактического контроля при проведении посттаможенного контроля используются не всегда, то без методов документального контроля не обходится ни одна проверка. Значимость методов фактического контроля при проведении посттаможенного контроля заключается в том, что с их помощью проверяющие могут сверить документальное отражение хозяйственных операций с фактическим положением дел организации.
Система управления рисками должна являться связующим звеном с функциями обратной связи между операциями таможенного контроля непосредственно при таможенном оформлении и операциями таможенного контроля после выпуска товаров (посттаможенным контролем).
Преимущества применения системы управления рисками для таможенных органов могут быть охарактеризованы как:
- более рациональное
- направленность ресурсов на области повышенного риска;
- углубление содействия развитию торговли, потоку товаров и инвестиций в страну.
Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении СУР, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков - это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации.