Роль таможенной статистики в таможенном праве, ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является совершенствование статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли. В соответствии с поставленной целью основные задачи исследования заключаются в следующем:
изучить и обобщить опыт ведения статистического наблюдения за внешнеторговыми операциями в зарубежных странах;
рассмотреть развитие принципов и методов статистики внешней торговли в России;
проанализировать опыт применения в России международных рекомендаций по статистическому наблюдению за внешней торговлей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1 Основные методологии таможенной статистики 6
Исходные понятия таможенной статистики 6
1.2. Особенности статистического учёта внешнеторгового оборота в мировой практике 11
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 19
2.1 Статистическое наблюдение в таможенной статистике 19
2.2 Объект и виды статистического наблюдения за внешней торговлей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)


Титульник 
Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительные политические и экономические преобразования, происшедшие в России в 90-е гг. XX в., обусловили необходимость коренной перестройки российской социально-экономической статистики с переходом на международные стандарты и пересмотром статистической методологии.

В связи с либерализацией внешней торговли и введением таможенного декларирования экспортируемых и импортируемых товаров изменились органы и методы статистического учета внешнеторговых операций.

С 1995 г. в России главным  органом формирования, ведения и  официальной публикации данных статистики внешней торговли стало таможенное ведомство. В ходе изменения принципов статистического учета были применены рекомендации международных организаций. На их основе разработана первая редакция методологии таможенной статистики внешней торговли, которая по своей сути является программой статистического наблюдения. За прошедшие годы таможенными органами накоплен определенный опыт по ведению статистического учета внешнеторговых операций, а также налажен механизм сбора своевременной и достоверной информации.

В современных условиях возрастает роль статистики внешней торговли в системе экономической информации и управлении внешнеэкономическим комплексом, чем и обусловлена актуальность данной работы.

Для эффективного регулирования  внешнеторговой деятельности, принятия правильных торгово-политических решений необходим всесторонний анализ развития внешнеэкономических связей. Если в первые годы становления таможенной статистики внешней торговли большое внимание уделялось формированию информационной базы, то в настоящее время, когда собран достаточный массив данных, на первый план выступают задачи анализа.

Первые научные исследования в сфере внешней торговли России на основе данных таможенной статистики (исчисление индексов, анализ дифференциации цен, сопоставительный анализ со странами-контрагентами) выявили ряд проблем. Некоторые из них обусловлены организацией базы данных (БД), другие - недостаточной разработкой системы показателей, адекватно отражающих состояние и развитие внешней торговли, а многие проблемы связаны с методологией таможенной статистики внешней торговли.

Целью работы является совершенствование  статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли. В соответствии с поставленной целью основные задачи исследования заключаются в следующем:

  • изучить и обобщить опыт ведения статистического наблюдения за внешнеторговыми операциями в зарубежных странах;
  • рассмотреть развитие принципов и методов статистики внешней торговли в России;
  • проанализировать опыт применения в России международных рекомендаций по статистическому наблюдению за внешней торговлей.

 

ГЛАВА I. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

1.1   Основные  методологии таможенной статистики

     Исходные понятия таможенной статистики

 

 

Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, производственного, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых, кредитных и иных отношений государства и его субъектов с зарубежными странами.

Статистика внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является одной из отраслей экономической статистики. Предметом ее выступает количественная сторона внешнеэкономической деятельности регионов, а также страны в целом в конкретном качественном проявлении. Структура статистики внешнеэкономической деятельности России выглядит следующим образом:


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура статистики внешнеэкономической деятельности

 

Прикладные статистические исследования, организуемые в рамках каждой из подотраслей статистики внешнеэкономической деятельности, обладают своей спецификой и могут рассматриваться самостоятельно.

Среди различных форм внешнеэкономических связей наиболее важное значение имеет внешняя торговля товарами и услугами. Переход на принятую в международной практике систему учета и статистики внешней торговли обусловил становление и развитие таможенной статистики.

Свое название данная отрасль статистики получила от таможенных органов, за которыми законодательно закреплено ее ведение. Согласно Таможенному кодексу  Российской Федерации, таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Таможенная статистика внешней торговли организуется в  соответствии с Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, разработанной с учетом рекомендаций международных статистических организаций и утвержденной Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Объектом наблюдения в таможенной статистике внешней  торговли является внешнеторговый оборот страны, проявляющийся в двух противоположно направленных товаропотоках; экспорте и импорте. Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства, а также «национализированных» товаров иностранного происхождения, под импортом — ввоз товаров на территорию страны из-за границы без обязательств об обратном вывозе.

Учет внешнеторгового  оборота страны основывается на ряде понятий, закрепленных в Таможенном кодексе Российской Федерации и  других законодательных актах России. Рассмотрим основные из них:

Товары — любое движимое имущество (включая все виды энергии) и транспортные средства, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются.

Российские товары — товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на ее территории.

Иностранные товары — иные товары, не отнесенные к категории российских.

Таможенная территория — сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Расположенные на территории России свободные таможенные зоны и свободные склады" рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

Таможенная граница  — пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации — совершение действий по ввозу на таможенную территорию России или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации,

Меры экономической  политики — ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из России товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации. Это квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

Согласно  ТК ТС (Таможенный кодекс Таможенного союза)  в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:1

  1. выпуск для внутреннего потребления (импорт);
  2. экспорт;
  3. таможенный транзит;
  4. таможенный склад;
  5. переработка на таможенной территории;
  6. переработка вне таможенной территории;
  7. переработка для внутреннего потребления;
  8. временный ввоз (допуск);
  9. временный вывоз;
  10. реимпорт;
  11. реэкспорт;
  12. беспошлинная торговля (duty free);
  13. уничтожение;
  14. отказ в пользу государства;
  15. свободная таможенная зона*;
  16. свободный склад*;
  17. специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

*Таможенные процедуры, указанные в 15 и 16 пунктах, устанавливаются международными договорами государств - членов таможенного союза.

 Специальная таможенная  процедура устанавливается законодательством  государства - члена таможенного  союза в соответствии с условиями  и в отношении категорий товаров,  определенных решением Комиссии  таможенного союза.

Выбор и изменение  таможенной процедуры 

 По выбору лица  товары, перемещаемые через таможенную  границу, помещаются под определенную  таможенную процедуру, в порядке  и на условиях, которые предусмотрены  таможенным кодексом таможенного  союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

 Лицо вправе изменить  выбранную таможенную процедуру  на другую в соответствии с  ТК ТС.

Помещение под  таможенную процедуру 

 Днем помещения  товаров под таможенную процедуру  считается день выпуска товара  таможенным органом в порядке, установленном ТК ТС.

Обязанность подтверждения  соблюдения условий помещения товаров  под таможенную процедуру 

 Обязанность подтверждения  соблюдения условий помещения  товаров под таможенную процедуру  возлагается на декларанта.

Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур

 Таможенный контроль  за соблюдением условий таможенных  процедур, при помещении под которые  товары не приобретают статус  товаров таможенного союза, проводится  таможенными органами того государства - члена таможенного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой, в порядке, установленном ТК ТС.   

 Таможенный контроль  в отношении данных товаров,  получивших статус товаров таможенного  союза,  находящихся на территории иного государства - члена таможенного союза, чем то государство, таможенным органом которого выпущены товары, проводится в соответствии с главой 17 таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС).

Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры

 

 Ответственность за  несоблюдение условий и требований  таможенной процедуры несет декларант  в соответствии с законодательством  государств - членов таможенного  союза. 

Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру

 В случае изъятия  товаров, помещенных под таможенную  процедуру, либо наложения ареста  на такие товары в соответствии  с законодательством государств - членов таможенного союза действие  таможенной процедуры в отношении  этих товаров приостанавливается.

 Если принято решение  об отмене изъятия товаров  либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры  возобновляется.

 При возобновлении  действия таможенной процедуры  проценты, начисление и уплата  которых предусмотрены в соответствии  с настоящим разделом, за период приостановления действия таможенной процедуры не начисляются и не уплачиваются.

 При конфискации  или обращении в собственность  государства по решению суда  товаров, помещенных под таможенную  процедуру, действие таможенной  процедуры в отношении этих товаров прекращается, а конфискованные или обращенные в собственность государства иностранные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

 Если привлечение  лица к административной или  уголовной ответственности в  соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности.

 Товары, в отношении  которых действие таможенной  процедуры не завершено в соответствии  с частью первой настоящего пункта, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС).

1.2. Особенности  статистического учёта внешнеторгового  оборота в мировой практике

 

В мировой  практике учет товаров, пересекающих границу, принято производить на таможне, основой учета является Грузовая таможенная декларация (ГТД), а также товарно-сопроводительные документы, счета, паспорт, сделки и другие документы.

Под методологией учета следует понимать систему принципов, форм и методов учета.

Методология статистики внешней торговли включает в себя систему статистических показателей, приемов их исчисления и методов  исследования, применительно к внешней  торговле.

В настоящее  время в мировой статистической практике используются разные принципы, приемы и способы учета внешнеторговых операций, а следовательно, применяется различная методология статистики экономических связей, что затрудняет сопоставление данных о внешнеэкономической деятельности. Расхождение в методологии учета связано с различием системы организации учетных работ, которое во многом определяется национальными традициями, сложившимися в практике статистического учета той или иной страны, а также степенью воздействия на нее рекомендаций по учету внешнеторгового оборота международных статистических органов. В то же время большинство стран мира стремятся к созданию единой методологии учета, поэтому при построении национальных систем статистического учета внешнеторговых операций используют рекомендации статистической комиссии ООН, которые составляют основу методологических положений по внешнеторговой статистике.

Информация о работе Роль таможенной статистики в таможенном праве, ее особенности