Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа
Целью работы является совершенствование статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли. В соответствии с поставленной целью основные задачи исследования заключаются в следующем:
изучить и обобщить опыт ведения статистического наблюдения за внешнеторговыми операциями в зарубежных странах;
рассмотреть развитие принципов и методов статистики внешней торговли в России;
проанализировать опыт применения в России международных рекомендаций по статистическому наблюдению за внешней торговлей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1 Основные методологии таможенной статистики 6
Исходные понятия таможенной статистики 6
1.2. Особенности статистического учёта внешнеторгового оборота в мировой практике 11
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 19
2.1 Статистическое наблюдение в таможенной статистике 19
2.2 Объект и виды статистического наблюдения за внешней торговлей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Статистическая комиссия ООН на своей 29 сессии одобрила вторую редакцию рекомендаций по вопросам методологии статистики международной торговли товарами (СМТТ-2). Рекомендации сформулированы таким образом, чтобы обеспечить применимость статистики международной торговли для решения разнообразных статистических задач. К числу таких задач относятся:
– составление товарных балансов;
– планирование инфраструктуры;
– подготовка и ведение торговых переговоров;
– наблюдение за выполнением торговых соглашений и урегулирование торговых споров;
– анализ рыночной конъюнктуры импортерами и экспортерами и многое другое.
Разработанные рекомендации по вопросам, относящимся к сбору статистических данных, были согласованы с рекомендациями Всемирной Торговой Организации (ВТО) и Всемирной Таможенной Организации (ВТМО). После этого Статистическое управление ООН отправило обновленные рекомендации во все страны мира и предложило им внести необходимые поправки в национальную методологию внешней торговли.
В соответствии с рекомендациями статистической комиссии ООН в статистике международной торговли в качестве общего определения «охвата» статистических данных должны учитываться все товары, добавляемые к запасам материальных ресурсов страны в результате их ввоза на ее экономическую территорию или вычитаемые из этих запасов в результате их вывоза из этой территории, т.е. все товары и ценности, ввоз и вывоз которых изменяет материальные ресурсы страны.
Таким образом, согласно
методологии ООН, понятие объекта
статистического учета
В настоящее время
непосредственными объектами
- товары, вывезенные или ввезенные;
- товары, вывезенные или ввезенные в счет уставного фонда совместных предприятий;
- товары, проданные или купленные через консигнаторов, независимо от времени их вывоза и ввоза;
- товары, вывезенные или ввезенные с целью их переработки;
- товары, вывезенные или ввезенные на условиях возврата одноименных товаров по истечении определенного срока (товарная ссуда);
- товары, поставляемые в счет взносов в фонд технической помощи ООН, в качестве даров, безвозмездной помощи и т.д.;
- электрическая энергия, вода, поставки товаров по трубопроводам (нефть, газ);
- товары военного назначения;
- товары, арендуемые сроком на один год и более (учитываются по полной стоимости арендуемого товара на момент поставки);
- ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении (учитываются по их коммерческой стоимости);
- немонетарное золото и серебро, которые не выступают в качестве платежного средства;
- почтовые отправления личного характера по оценочной стоимости (стоимости, указанной на посылке) свыше установленной суммы;
- товары конфискованные (импортные);
- стоимость кино- и телефильмов (не подлежащих возврату), включая оплату лицензий;
- фактическая продажа и соответственно покупка товаров на ярмарках, выставках, аукционах и т.д.;
- стоимость бункерного топлива, горючего, продовольствия и материалов, продаваемых для иностранных транспортных средств (судов, автомобилей, самолетов) в портах и заправочных станциях страны и соответственно закупаемых для отечественного транспорта за границей;
- фактическая продажа и соответственно покупка с кораблей страны продавца рыбы и других морских продуктов, выловленных в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий);
- товары, проданные по контрактам для снабжения иностранных организаций в стране, а также закупленные для снабжения организаций страны за границей;
- комплексные поставки оборудования и материалов. (Под комплексными поставками понимаются поставки машин, оборудования, приборов и т.п., а также материалов для создания предприятий, отдельных цехов, установок или агрегатов и других объектов, представляющих технологический комплекс.) Учет поставок комплексного оборудования ведется аналогично учету разрозненного оборудования по грузовой таможенной декларации с указанием кодов гармонизированной системы описания и кодирования (ГС).
В соответствии с методологическими рекомендациями ООН стоимость ввоза товаров широкого потребления физическими лицами для коммерческих целей, так называемая челночная торговля, составившая около 20 % всего импорта страны, должна учитываться в статистике внешней торговли и является важной статьей платежного баланса. Поэтому, начиная статистикой учитываются все товары, ввозимые физическими лицами как в сопровождаемом, так и в несопровождаемом багаже, если их стоимость оценивается более 1000 долл. США или вес составляет более 50 кг.
В то же время существует ряд ценностей и операций, которые совершаются с провозом через границу, но не являются объектами внешнеторговой статистики, а следовательно, не учитываются во внешнеторговом обороте страны. К ним относятся:
- товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения. (Порог статистического наблюдения – это такая предельная величина стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в статистике внешней торговли). Статистическому наблюдению в России подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЕВРО. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены:
- личный багаж дипломатических представителей, пассажиров, а также служебные и личные предметы, вывозимые и ввозимые для дипломатических миссий, посольств, консульств, торговых представительств фирм и других организаций за границей;
- товары прямого транзита (иностранные товары, транспортируемые через территорию данной страны от одной границы до другой под таможенным надзором);
- монетарное золото, ценные бумаги, банкноты и монеты, находящиеся в обращении;
- образцы и тара, подлежащие возврату, а также контейнеры и транспортные средства, в которых товары перевозятся;
- временный ввоз и вывоз товаров, предназначенных для выставок, ярмарок, аукционов и т.п. (Эти товары засчитываются в объем внешней торговли и отражаются в статистическом учете только в случае их фактической покупки (продажи);
- ввоз и вывоз животных для участия в бегах, скачках и т.п.;
- ввоз и вывоз кино- и телефильмов с целью проката;
- гарантийные поставки товаров (поставки, осуществляемые в счет гарантий, предоставляемых поставщиком);
- товары, арендуемые на срок менее года;
- транспортные средства и оборудование, отправляемые для ремонта и их возвращение после ремонта.
Помимо названных операций, осуществляемых с перемещением через государственную границу страны, в объем внешней торговли не включаются также:
- реэкспорт, осуществляемый без завоза в страну;
- услуги материального и нематериального характера (учитываются отдельно);
- товары, проданные иностранным покупателям (посольствам, торгпредствам и т.п.), находящимся на территории страны, через оптовую и розничную торговлю за иностранную валюту;
- товары, продаваемые или покупаемые внутри страны совместными предприятиями и организациями;
- товары, изготовленные для экспорта, но проданные российским организациям на имеющиеся у них собственные валютные средства;
- товары, перемещаемые из свободной зоны или в свободную зону в пределах государственной границы страны;
- улов рыбы и других морских продуктов, произведенный в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий) отечественными судами и привезенный в свою страну (кроме проданных с судов или переданных в оплату за концессии).
Поскольку вышеназванные операции не являются объектами внешнеторговой статистики, их учет в России ведется отдельно, без включения их стоимости во внешнеторговый оборот, экспорт и импорт.
Несмотря на достаточно четко сформулированное определение охвата статистических данных по отдельным категориям товаров могут возникнуть вопросы о включении их в статистику внешней торговли или исключения их из нее.
В целях разрешения этих вопросов вышеуказанные рекомендации ООН содержат дополнительные рекомендации, которые объединяют товары в три перечня.
В первом перечне указаны товары, подлежащие учету в детальной статистике внешней торговли (т.е. в статистике, указывающей классификационный код товара, его стоимость, количество, страну-партнера). К ним относятся товары, ввозимые всеми категориями приезжающих для коммерческих целей; продовольственные и другие виды гуманитарной помощи; товары на консигнации; товары в бартерных сделках; товары, используемые как носители информации и компьютерных программ общего (коммерческого) назначения (например, комплекты, состоящие из записанных на компактных дисках компьютерных программ и руководств по их применению); товары для переработки (давальческое сырье); товары в сделках между головной корпорацией и ее зарубежными филиалами; возвращаемые товары; имущество иммигрантов (эмигрантов); товары, направляемые «буферным организациям» или получаемые ими; промышленные отходы, включая продукты, опасные с точки зрения загрязнения окружающей среды, имеющие коммерческую ценность (если названные отходы коммерческой ценности не имеют, то они должны учитываться отдельно в соответствующих количественных единицах).
Второй перечень содержит товары, исключаемые из детальной статистики внешней торговли. Здесь впервые выделены нефинансовые активы, переданные в собственность нерезидентам, но не пересекающие границу; товары, включаемые в статистику торговли услугами; товары, утерянные или уничтоженные вне экономической территории импортирующей страны.
В третьем перечне названы товары, не включенные в детальную статистику внешней торговли, но которые рекомендуется учитывать отдельно для последующего расчета обобщенных показателей импорта и экспорта, используемых в статистике платежного баланса и в системе национальных счетов. Третий перечень составлен впервые. Сюда вошли: мобильное оборудование, право собственности на которое переходит другому лицу во время нахождения этого оборудования вне экономической территории страны первоначального собственника; рыба, минералы, утиль, сгружаемые в иностранных портах или продаваемые иностранным судам в открытом океане; бункеры, балласт, подстилочный и сепарационный материал, получаемые с иностранных судов за пределами экономической территории страны или сгружаемые с национальных судов в иностранных портах или поставляемые с национальных судов на иностранные суда вне экономической территории страны; товары, направляемые за границу для ремонта или получаемые из-за рубежа после ремонта (учитывается по стоимости ремонта); товары, пересекающие границу нелегально; утерянные или уничтоженные до поступления на экономическую территорию импортирующей страны, но после перехода права собственности импортеру.
Статистическое изучение тех или иных явлений в статистике предполагает как обязательное условие наличие информации, сведений об этих явлениях. Поэтому начало любого статистического исследования сводится к сбору необходимой информации. От того, насколько полными и качественными окажутся собранные первичные данные, зависят в значительной степени и конечные результаты работы, и выводы исследователей.
Особенностями объекта изучения и поставленными задачами определяется специфика системы показателей и атрибутивных признаков, а также формы, виды и методы статистического наблюдения. В таможенной статистике внешней торговли эти вопросы регламентируются Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. 2
Целью Единой методологии таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза (далее – Методология) является определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами – членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.
В Методологии изложены основные правила учета данных о внешней и взаимной торговле государств – членов Таможенного союза.
Настоящая Методология разработана в соответствии с положениями, содержащимися в официальной публикации Статистического Отдела ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения» (1998 год), и положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли учитывают торговлю товарами.
Таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:
1) анализа основных тенденций,
структуры и динамики
2) анализа результатов
Информация о работе Роль таможенной статистики в таможенном праве, ее особенности