Роль таможенных органов в регулировании ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в осуществлении государственного регулирования играют таможенные органы, которые состоят из нескольких звеньев, каждый из которых на своем уровне исполняют определенные функции. Они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.
Цель данной работы состоит в том, чтобы узнать какую роль играют таможенные органы в регулировании ВЭД России в целом и в отдельном регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ……………………………………………………………………………...5
1.1. Механизм государственного регулирования ВЭД……………………..5
1.2. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД…………...10
1.3. Органы регулирующие ВЭД…………………………………………...13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЭД…….17
2.1. Характеристика таможенных органов………………………………....17
2.2. Методы регулирования ВЭД…………………………………………...21
2.3. Экономические проблемы и перспективы таможни………………….29
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЮМЕНИ...................................................................................................................34
3.1. Содействие ВЭД Тюменской таможней………………………………34
3.2. Обзор внешней торговли в зоне действия Тюменской таможни…….38
ЗАКЛЮЧНИЕ...……………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Роль таможенных органов в регулировании ВЭД.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ,

УПРАВЛЕНИЯ  И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА И ТАМОЖЕННОГО  ДЕЛА 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

НА ТЕМУ: «РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ  ВЭД» 
 
 

              Выполнила:

              студентка 2 курса

              25 ТД 802 группы

              Самыгина  Елена Михайловна 

              Научный руководитель:

              к.э.н. доцент Девяткова О.И. 
               
               
               
               

              Тюмень 2010

      СОДЕРЖАНИЕ:

     ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………...…..3

     ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ……………………………………………………………………………...5

     1.1. Механизм государственного регулирования ВЭД……………………..5

     1.2. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД…………...10

     1.3. Органы регулирующие ВЭД…………………………………………...13

     ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ  ВЭД…….17

     2.1. Характеристика таможенных органов………………………………....17

     2.2. Методы регулирования ВЭД…………………………………………...21

     2.3. Экономические проблемы и перспективы  таможни………………….29

     ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЮМЕНИ...................................................................................................................34

     3.1. Содействие ВЭД Тюменской таможней………………………………34

     3.2. Обзор внешней торговли в зоне  действия Тюменской таможни…….38

     ЗАКЛЮЧНИЕ...……………………………………………………………...41

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………..42

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Применительно к экономике РФ нельзя отрицать тот  факт, что взгляды на механизм управления хозяйственной деятельностью, в том числе на международной арене, и обеспечение экономической безопасности претерпевали существенное изменение в зависимости от поставленных на том или ином этапе целей развития. На смену замкнутой экономике, противостоящей враждебно настроенному капиталистическому сообществу, пришла рыночная система в мире, ориентированном на прозрачность государственных границ, глобальную конкуренцию и разделение труда.

     Одним из следствий указанных выше процессов явился тот факт, что в современной России вместо термина “государственная безопасность” появилась “национальная безопасность”, однако дело не в том, что произошла формальная замена одного слова другим: данное понятие приобрело качественно другое содержание, которое несколько шире экономической безопасности в теории государственного управления и социальных науках.

     Важную  роль в осуществлении государственного регулирования играют таможенные органы, которые состоят из нескольких звеньев, каждый из которых на своем уровне исполняют определенные функции. Они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

     Цель  данной работы состоит в том, чтобы  узнать какую роль играют таможенные органы в регулировании ВЭД России в целом и в отдельном регионе.

     Задачи работы состоят в следующем:

    • рассмотреть государственное регулирование ВЭД, его принципы, цели и органы,
    • таможенные органы, дать им полную характеристику, выяснить, как они влияют на регулирование ВЭД и какие права имеют,
    • деятельность таможенных органов Тюмени,
    • рассмотреть внешнюю торговлю в зоне Тюменской области.

 

      ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ

      1.1.Государственно  регулирование ВЭД и обеспечение  экономической безопасности

     Термин  «безопасность» означает отсутствие опасности; применительно к экономике оно может быть доопределено как состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

     В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные  сферы и отрасли хозяйства, юридические  и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.

     В общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать одну из важнейших качественных характеристик экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами народное хозяйство в процессе его развития. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной и экологической безопасности.

     Немаловажно отметить тот факт, что обеспечение  экономической безопасности обусловлено  провозглашенной экономической  политикой и функционирующей  системой общественных отношений, совокупностью материальных и духовных ценностей, разделяемых большей частью общества. Поэтому общество и индивидуум могут и должны требовать от экономики следующее:

  • удовлетворение потребностей с учетом сложившихся представлений об уровне цивилизованных социальных норм;
  • защита перед природными и антропогенными катаклизмами;
  • обеспечение целостности экономического и территориального устройства для устойчивого развития.

     Государственное регулирование ВЭД – это система  типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемое правомочными государственными учреждениями в целях поддержания экономического равновесия, стимулирование сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрение притока иностранного капитала.[1, С. 351.] В условиях экономики России все более очевидна необходимость квалифицированного государственного регулирования, при этом с течением времени споры об ее правомерности перешли из области «за или против регулирования как такового» в сферу выбора направлений и инструментов регулирования. Как показывает практика, усиление государственной активности наиболее актуально для финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной и внешнеэкономической сферы.

     В данном разделе мы попытаемся более детально рассмотреть аспект государственного регулирования экономической деятельности в рамках обеспечения экономической безопасности, особое внимание предполагается уделить таможенному регулированию.

     Необходимо  отметить, что между регулированием внешнеэкономической деятельности со стороны государства и обеспечением экономической безопасности имеет место сложная система взаимосвязей. Внешнеэкономическое регулирование может рассматриваться как один из аспектов экономической безопасности, так и как одна из целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, наряду с защитой экономического суверенитета, стимулированием развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечением условий эффективной интеграции экономики РФ в мировое сообщество.

     Кризисное состояние экономики – основная причина возникновения угрозы национальной безопасности России. Существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга – основные проблемы, с которыми сталкивается РФ в процессе своего развития. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами. Также определенную угрозу в себе несут рост вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья в случае неэффективного или даже криминального использования прибыли; практически бесконтрольный отток капитала; ограниченность финансовой, организационной и инфраструктурной поддержки российского экспорта; нерациональная структура импорта. Особую угрозу создает низкий уровень вложения крупномасштабных инвестиций в стратегические сферы экономики, без которых невозможно экономическое возрождение России.

     Таможенная служба и обеспечение экономической безопасности

     Второй  проблемой является общее снижение уровня экономической безопасности из-за резкой либерализации экономики  в период реформ 90-х гг. Сложившаяся  ситуация дополнительно усугубилась  тем, что проводившееся в тот  момент институциональное регулирование внешнеэкономической деятельности было явно недостаточным, а ставки таможенные тарифов оторваны от экономической реальности.

     Тем не менее, за прошедшие годы удалось  многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003г. и Закон Российской Федерации о “Таможенном тарифе” от 21 мая 1993г. На основании Указа Президента Российской Федерации “О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации” и Постановления Правительства Российской Федерации “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации”, Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении следующих задач:

  • создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение задач, поставленных перед таможенной службой;
  • обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, а также защита интересов народа Российской Федерации;
  • пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;
  • участие в осуществлении таможенного валютного контроля; надзор за своевременной и полной репатриацией платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;
  • формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;
  • создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

     Укрепление  экономической безопасности страны является одной из основных конституционных  функций государства, поэтому в  ее обеспечении принимают участие  практически все органы власти. Так, в компетенцию таможенных органов  входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой (в том числе наркотиков, оружия, боеприпасов), незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, общей криминальной составляющей внешнеэкономической деятельности; наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности. Одновременно главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства состоит в воздействии на всех участников общественных отношений, которые побуждают их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

     Одна  из особенностей таможенных органов  заключается в том, что они  способны применять эффективный механизм удовлетворения как внутри- (например, развитие промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи.), так и внешне- экономических интересов, призваны имеющимися средствами и присущими им методами, защищать и охранять названные и более конкретные интересы государства, регионов, предприятий и хозяйственных организаций.

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании ВЭД