Роль таможенных органов в регулировании ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в осуществлении государственного регулирования играют таможенные органы, которые состоят из нескольких звеньев, каждый из которых на своем уровне исполняют определенные функции. Они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.
Цель данной работы состоит в том, чтобы узнать какую роль играют таможенные органы в регулировании ВЭД России в целом и в отдельном регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ……………………………………………………………………………...5
1.1. Механизм государственного регулирования ВЭД……………………..5
1.2. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД…………...10
1.3. Органы регулирующие ВЭД…………………………………………...13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЭД…….17
2.1. Характеристика таможенных органов………………………………....17
2.2. Методы регулирования ВЭД…………………………………………...21
2.3. Экономические проблемы и перспективы таможни………………….29
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЮМЕНИ...................................................................................................................34
3.1. Содействие ВЭД Тюменской таможней………………………………34
3.2. Обзор внешней торговли в зоне действия Тюменской таможни…….38
ЗАКЛЮЧНИЕ...……………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Роль таможенных органов в регулировании ВЭД.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

     В период либерализации внешнеэкономической  деятельности и расширения полномочий субъектов Федерации усилилась  роль Тюменской области как одного из основных регионов России в международной  сфере. Причины этого известны - область является крупнейшей нефтегазоносной территорией в мире, отличается выгодным географическим положением, мощным промышленным потенциалом и социальной стабильностью.

     Современная практика международного экономического сотрудничества насчитывает более двадцати форм. Это традиционная торговля, выставочная деятельность, создание предприятий с иностранным капиталом, переработка сырья, создание сервисных и обучающих центров, перевозки грузов, туризм, превращение региона в свободную экономическую зону и др. Все вышеперечисленные формы сотрудничества находят свое практическое применение в процессе интеграции Тюменской области в мировое хозяйство.

     Правительством  Тюменской области были подписаны  и в настоящее время действуют  соглашения о сотрудничестве в том числе, меморандумы, совместные заявления, протоколы о намерениях с административно-территориальными образованиями Республики Казахстан, Республики Беларусь, Украины, Федеративной Республикой Германией, Венгерской Республикой, Канадой, Франция.

     Среди городов-побратимов Тюмени: Дацин (КНР), Целле (ФРГ), Калгари (Канада), Хьюстон, (США). Города – побратимы Тюменской  области - это города, с которыми у области заключены соглашения о побратимских отношениях. В зависимости  от содержания соглашение включает пункты о развитии культурного, социального, экономического, образовательного сотрудничества. Статус города-побратима позволяет обращаться в международные и европейские организации за поддержкой совместных проектов.

     В Тюменской области имеются консульские учреждения: Генеральное консульство Украины в г. Тюмени, отделение Посольства Беларусь в РФ в г. Тюмени. Также в 2006 году был назначен уполномоченный Торгового представительства Республики Казахстан в РФ по Тюменской области. С 2000 года осуществляет свою деятельность представительство Народного Правительства города Дацин Китайской Народной Республики в городе Тюмени.

     В Тюменской области активно реализовывают  широкомасштабные проекты целая  плеяда транснациональных компаний таких как: «Шлюмберже», «Халлибуртон», «КЦА «Дойтаг», «Бентек», «ЕОН СТС», «OMВ», «Меса Ималат», «Аккор», «Метро Кэш энд Кэрри» и другие.

     Одна  из главных особенностей современного этапа мирового экономического развития – это возрастающая интернационализация  хозяйственной жизни. В настоящее  время развитие любого государства  практически невозможно без участия  в мировой торговле.

     Вследствие  этого, внешнеэкономический фактор справедливо относят к числу важнейших источников повышения эффективности общественного производства, с помощью которого создаются условия и для рационального использования капиталовложений, и для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.

     Таким образом, многостороннее сотрудничество Тюменской области с иностранными партнерами, прежде всего, значительно  подкрепляется внешнеэкономической  деятельностью предприятий региона.

     Основными внешнеторговыми партнерами Тюменской области являются Кипр, Польша, Турция, Нидерланды, Германия, Венгрия, Китай, Финляндия. Из стран СНГ основные поставки были осуществлены в Казахстан, Узбекистан, Украину.

     Внешнеэкономическая деятельность тюменских предприятий  определяет товарную структуру экспорта и импорта области.

     Справедливости  ради следует отметить, что установление официальных международных связей также способствует выходу на зарубежные рынки продукции хозяйствующих  субъектов, увеличивается приток инвестиций и, как следствие, создаются новые рабочие места, развиваются новые отрасли промышленности и производства, повышается общий уровень развития территории.

     Тюменская область один из немногих субъектов  Российской Федерации, в котором  созданы основы правовой, инфраструктурной и информационной базы для развития экспортной деятельности предприятий, разработан механизм региональной государственной поддержки.

     Основным  документом, устанавливающим комплекс мероприятий, направленных на активизацию  международных и внешнеэкономических связей региона, является Областная целевая программа «Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности». 

 

      3.2. Обзор внешней торговли в зоне действия Тюменской таможни

     За 12 месяцев 2009 года в зоне деятельности Тюменской таможни участниками внешнеэкономической деятельности оформлено 19360 таможенных декларации, в том числе на экспорт оформлено более 16 тыс. деклараций, на импорт 2,5 тыс. декларации. Общий объем оформленных деклараций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 57%. Внешнюю торговлю осуществляли 263 участника внешнеэкономической деятельности.

     Грузооборот в регионе деятельности Тюменской  таможни в текущем году составил 1053тыс. тонн.

     Внешнеторговый  оборот за данный период составил 984,08 млн. долларов США. На страны дальнего зарубежья пришлось - 91% от общего объема товарооборота, а на страны СНГ - 9%.

     Лидерами  во внешней торговле юга области  являлись следующие страны-партнеры: Турция – 182,7 млн. долларов, Финляндия – 108,9 млн. долларов, Польша – 106,9 млн. долларов, Республика Чад – 80,8 млн. долларов, Казахстан – 66 млн. долларов, Непал – 64,2 млн. долларов, Италия – 61 млн. долларов, Германия – 49 млн. долларов, Венгрия, Нидерланды, Словакия, Афганистан и другие.

     Экспорт в зоне деятельности Тюменской таможни за 12 месяцев 2009 года составил 761.21 млн. долларов США.

     В страны дальнего зарубежья экспорт  составил 689.44 млн. долларов (90% стоимостного объема всего экспорта), в страны СНГ – 71.77 млн. долларов (10%). По сравнению  с соответствующим периодом прошлого года стоимостной объем экспорта возрос на 12%.

     Основные  страны-партнеры дальнего зарубежья  в экспорте товаров это – Турция, Венгрия, Финляндия, Польша. Из стран  СНГ основные поставки были осуществлены в Казахстан.

     По  данным УТУ, за 12 месяцев 2009 года 31% стоимостного объема экспорта приходится на товары группы "Органические химические соединения" (242,5 млн. долларов США). Вторую позицию занимают "сырая нефть, нефтепродукты, битуминозные вещества" (228,5 млн. долларов США в количестве 585,44 тыс. тонн). Далее в структуре экспорта следуют товары: летательные аппараты; промышленное оборудование различного назначения, части; древесина и изделия из нее; древесный уголь (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост экспорта на 24%); продовольственная продукция и овощная продукция.

     В течение 12 месяцев 2009 года необходимо отметить также рост экспорта судов, лодок и плавучих конструкций на 50%.

     Импорт  в зоне деятельности Тюменской таможни  за 12 месяцев 2009 года составил 222,87 млн. долларов. На страны дальнего зарубежья пришлось 94% от стоимостного объема импорта (208,99 млн. долларов), а на страны СНГ – 6% (13,88 млн. долларов).

     Основные  импортные поставки в данном периоде  осуществлены из Италии (27,39%), Германии (21,49%), Китая (9,03%), Турции (7,74%), Франции (7,48%), Казахстана (4,83%), Нидерландов (3,80%), США (3,59%).

     В структуре импорта товаров за 12 месяцев 2009 года главенствующую позицию  занимают поставки промышленного оборудования различного назначения на сумму 98,77 млн. долларов, что составило 44,31% всего импорта.

     Следующие позиции в структуре импорта  товары: мебель, части мебели – 38,27 млн. долларов (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается значительный рост импорта мебели и частей - в 5 раз); живые животные – 18,03 млн. долларов; изделия из черных металлов – 14,82 млн. долларов; печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности – 9,81 млн. долларов; приборы и аппараты оптические, медицинское оборудование – 7,50 млн. долларов; свинец и изделия из него – 6,91 млн. долларов;. транспортные средства, их части – 5,26 млн. долларов.

     В импорте товаров за 12 месяцев 2009 года имеет место тенденция к  росту по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года живых животных на 28%, изделий из черных металлов на 18 %.

     За 2009 год в бюджет государства перечислено 1 663,3 млн. рублей установленное контрольное  задание по перечислению таможенных платежей таможней выполнено на 109,7 %, в том числе: по импортной составляющей – 1432,6 млн. руб.; по экспортной составляющей – 139,4 млн. руб. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В современной мировой практике государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности играет очень большую  роль. Все государства мира осуществляют этот вид деятельности, вне зависимости от их политической ориентации.

     Методы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности делятся на таможенно-тарифные и нетарифные, причём в различных  ситуациях наиболее эффективным  оказываются разные меры.

     Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с совершением экспортных и импортных операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть федерального бюджета, а именно 60%. О фискальном значении внешнеторгового регулирования говорит тот факт, что почти каждый пятый рубль, поступающий в доходную часть бюджета, собирается таможенными органами.  При этом в отдельные годы эта доля доходила до одной трети.

     Регулирование ВЭД в России осуществляется Президентом, Правительством РФ, Государственной  думой и различными министерствами, но важным органом остается, таможенный. Страны-участницы ВЭД заинтересованы в поступлении прибыли в свой бюджет, в честном международном сотрудничестве друг с другом, в выгодном вложении своих средств. Именно, таможенные органы как на национальном, так и региональном уровне обеспечивают активное и честное взаимодействие между ними.

     Отсюда  следует то, что регулирование  внешнеэкономическое деятельности невозможно без таможенных органов, которые осуществляют контроль за ввозимыми и вывозимыми товарами, борются с контрабандой, содействуют в борьбе с международным терроризмом.

     Цель  и задачи данной работы были выполнены. Мы выяснили, какую роль играют таможенные органы в регулировании ВЭД, какие методы при этом используют. Рассмотрели ВЭД на примере Тюмени.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебное пособие/ Под ред. проф. Е. П. Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2006. – 495 с.
  2. Конституция Р. Ф. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 32 с.
  3. Основы таможенного дела: учебник/под общ. ред. Драганова В.Г.; РТА ГТК России. - М.: ОАО Изд-во «Экономика»,1998.
  4. Р. Ф. Законы. Таможенный кодекс Р. Ф. Последняя редакция. – М.: Юрайт –Издат, 2009. – 249 с. – (Правовая библиотека).
  5. Теория и практика таможенного дела: учебное пособие. Ч.1/Н.П. Бондаренко, О.Г. Старикова, И.Б. Чепко и др. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005.
  6. Экономика таможенного дела: учебное пособие/ Девяткова О. И., Черемухина С. С.: ТГУ, Институт дистанционного образования, МИФУБ. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2006. – 456 с.
  7. www.wikipedia.ru
  8. www.admtyumen.ru
  9. www.customs.ru

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании ВЭД