Роль таможенных органов в регулировании ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в осуществлении государственного регулирования играют таможенные органы, которые состоят из нескольких звеньев, каждый из которых на своем уровне исполняют определенные функции. Они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.
Цель данной работы состоит в том, чтобы узнать какую роль играют таможенные органы в регулировании ВЭД России в целом и в отдельном регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ……………………………………………………………………………...5
1.1. Механизм государственного регулирования ВЭД……………………..5
1.2. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД…………...10
1.3. Органы регулирующие ВЭД…………………………………………...13
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЭД…….17
2.1. Характеристика таможенных органов………………………………....17
2.2. Методы регулирования ВЭД…………………………………………...21
2.3. Экономические проблемы и перспективы таможни………………….29
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЮМЕНИ...................................................................................................................34
3.1. Содействие ВЭД Тюменской таможней………………………………34
3.2. Обзор внешней торговли в зоне действия Тюменской таможни…….38
ЗАКЛЮЧНИЕ...……………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Роль таможенных органов в регулировании ВЭД.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

     Средства  и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов  государства, можно разделить на две группы:

     1. Средства правового регулирования  и методы правоохранительной  деятельности. В данном случае  таможенные органы используют  правовое принуждение, санкции,  меры защиты, в соответствии с  действующим законодательством,  пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.

     2. Средства и методы экономического  регулирования внешнеторговых отношений.  К ним относится: тарифное регулирование  (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

 

     1.2. Цели и принципы регулирования ВЭД

     Основные  цели госрегулирования ВЭД состоят  в следующем:

    • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
    • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
    • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
    • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
    • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

     Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

    • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
    • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
    • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
    • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
    • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

     Особое  значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов  в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

    • определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
    • разработка соответствующих федеральных программ;
    • защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
    • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
    • подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
    • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
    • определение и реализация валютной политики страны;
    • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
    • контроль за порядком купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений.);
    • разработка платежного баланса РФ и т.д.

      Субъекты  РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

    • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
    • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
    • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;
    • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
    • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

      Определенные  вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

      • координация действий участников ВЭД;
      • выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
      • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
      • регулирование приграничной торговли;
      • информационное обеспечение ВЭД.

 

     1.3. Органы, регулирующие ВЭД в России

     Президент РФ, в соответствии с законодательством, наделен следующими функциями:

    1. осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);
    2. подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

     регулировать  военно-техническое сотрудничество;

    1. определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

     Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают  и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

     Правительство РФ выполняет следующие функции:

    1. проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;
    2. участвует в организации и проведении международных переговоров;
    3. участвует в формировании экспортного и импортного режимов;
    4. осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
    5. регулирует величины ставок таможенного тарифа;
    6. принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
    7. разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

     Специальным государственным органом регулирования  ВЭД является Министерство внешних  экономических связей (МВЭС) РФ. В  его функции входят:

    1. государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов.);
    2. координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и.);
    3. оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);
    4. кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);
    5. создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и.);
    6. участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС;
    7. руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

     Министерство  экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической  политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества, инвестиционной политики.

     Министерство  финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

     Центральный банк России определяет совместно с  Министерством финансов условия  и порядок финансирования ВЭД, активно  участвует в совершенствовании  соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

     Федеральная таможенная служба (ФТС) непосредственно подчинена Президенту РФ и выполняет следующие функции:

    1. осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;
    2. принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
    3. участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;
    4. осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов;
    5. ведет таможенную статистику;
    6. принимает участие в валютном и экспортном контроле;
    7. принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

      Таможенные  органы являются важными органами по регулированию ВЭД. О них речь пойдет в следующей главе.

 

      ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВЭД

     2.1. Характеристика таможенных органов

     Таможенный  орган - это государственный орган, регулирующий правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в  сфере таможенного дела. Таможенными  органами РФ являются государственные  органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело и занимают в системе исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. Выполнение возложенных задач, в свою очередь, обуславливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.

     Как органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами:

     1. Будучи самостоятельной составной  частью системы органов, исполнительной власти РФ, таможенные органы исключительно и непосредственно осуществляют таможенное дело. Как и все другие органы исполнительной власти в РФ, они действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ.

     2. Таможенные органы обладают строго  определённой компетенцией в  области таможенного дела. Никакие  государственные органы кроме  Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в их деятельность.

     3.Деятельность  таможенных органов по своему  юридическому содержанию является  распорядительной. В целом таможенные  органы наделены широкими полномочиями  самостоятельного нормотворчества, правопременения и правоохраны.

     4.Таможенные органы создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами исполнительной власти.

     Финансирование  таможенных органов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных  органов исполнительной власти РФ, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников. Таможенные органы являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью, имеют печати с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, другие соответствующие печати и штампы, счета (в том числе и валютные) в банках и других кредитных учреждениях.

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании ВЭД