Средства
и методы, которыми таможенные органы
обеспечивают экономическую безопасность
и защиту экономических интересов
государства, можно разделить на
две группы:
1.
Средства правового регулирования
и методы правоохранительной
деятельности. В данном случае
таможенные органы используют
правовое принуждение, санкции,
меры защиты, в соответствии с
действующим законодательством,
пользуясь властными полномочиями,
позволяющими пресекать попытки нарушения
законности. Эта группа составляет основу
правоохранительной деятельности таможенных
органов.
2.
Средства и методы экономического
регулирования внешнеторговых отношений.
К ним относится: тарифное регулирование
(таможенные платежи, сборы, налоги, методы
определения таможенной стоимости, валютный
контроль, методы определения страны происхождения
товаров и др.) и нетарифное регулирование
(эмбарго, запрещение ввоза или вывоза
товаров, установление ограничений на
ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты,
сертификация и другие ограничения).
1.2. Цели и принципы регулирования
ВЭД
Основные
цели госрегулирования ВЭД состоят
в следующем:
- использование
внешнеэкономических связей для ускорения
создания в России рыночной экономики;
- содействие
повышению производительности труда и
качества национальной продукции путем
приобретения лицензий и патентов, закупок
новых технологий, качественных комплектующих,
сырья и материалов, включения российских
предприятий в мировую конкуренцию;
- создание
условий доступа российских предпринимателей
на мировые рынки посредством оказания
государственного, организационного,
финансового, информационного содействия;
- защита национальных
внешнеэкономических интересов, защита
внутреннего рынка;
- создание
и поддержание благоприятного международного
режима во взаимоотношениях с различными
государствами и международными организациями.
Государственное
регулирование ВЭД в России в
условиях переходной экономики должно
осуществляться в соответствии со следующими
основными принципами:
- единство
внешнеэкономической политики и национальной
(внутренней) экономической политики;
- единство
системы государственного регулирования
и контроля за его реализацией;
- перенос центра
тяжести регулирования ВЭД с административных
на экономические методы;
- четкое разграничение
прав и ответственности Федерации и ее
субъектов в области управления ВЭД;
- обеспечение
равенства всех участников ВЭД.
Особое
значение сегодня имеет четкое разграничение
компетенции Федерации и ее субъектов
в сфере ВЭД. В компетенции федеральных
органов должно и впредь оставаться решение
таких важнейших вопросов, как:
- определение
основных принципов осуществления ВЭД
и внешнеэкономической политики России
в целом;
- разработка
соответствующих федеральных программ;
- защита экономических
интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных
субъектов и граждан в частности;
- разработка
важнейших инструментов регулирования
ВЭД;
- подготовка
и заключение международных договоров
и государственных соглашений, контроль
за их исполнением;
- организация
и контроль деятельности торгпредств
РФ за рубежом;
- определение
и реализация валютной политики страны;
- формирование
и использование золотовалютных резервов
РФ;
- контроль
за порядком купли-продажи отдельных товарных
групп (экологически опасных отходов,
средств вооружений.);
- разработка
платежного баланса РФ и т.д.
Субъекты
РФ в условиях формирующейся рыночной
экономики правомочны:
- осуществлять
ВЭД в пределах их территории согласно
законодательству;
- контролировать
и координировать деятельность участников
ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать
и реализовывать соответствующие региональные
программы;
- предоставлять
участникам ВЭД дополнительные к федеральным
льготы и гарантии, не противоречащие
законам РФ;
- заключать
соглашения по международному сотрудничеству
в рамках своей компетенции (то есть с
субъектами зарубежных федеративных государств);
- иметь представителей
в торговых представительствах РФ за рубежом,
которые содержатся за счет субъектов
Федерации.
Определенные
вопросы находятся в совместном
ведении Федерации и ее субъектов.
В их числе:
- координация
действий участников ВЭД;
- выполнение
договоров РФ с зарубежными странами (если
их выполнение касается интересов регионов);
- разработка
и выполнение межрегиональных и региональных
программ ВЭД;
- регулирование
приграничной торговли;
- информационное
обеспечение ВЭД.
1.3. Органы, регулирующие
ВЭД в России
Президент
РФ, в соответствии с законодательством,
наделен следующими функциями:
- осуществлять
общее руководство государственной внешнеэкономической
политикой (в частности, подписывать законы
и издавать указы по ключевым ее направлениям);
- подписывать
международные соглашения, представлять
Россию на соответствующих международных
форумах;
регулировать
военно-техническое сотрудничество;
- определять
условия экспорта драгоценных камней,
металлов, расщепляющихся материалов.
Государственная
Дума и Совет Федерации разрабатывают
и принимают законы, регламентирующие
ВЭД, через соответствующие комитеты и
комиссии участвуют в руководстве ВЭД
на государственном уровне, заслушивают
отчеты руководителей ведомств.
Правительство
РФ выполняет следующие функции:
- проводит
в стране единую внешнеэкономическую
политику, осуществляет разработку соответствующих
программ;
- участвует
в организации и проведении международных
переговоров;
- участвует
в формировании экспортного и импортного
режимов;
- осуществляет
управление федеральной российской собственностью
за рубежом;
- регулирует
величины ставок таможенного тарифа;
- принимает
конкретные меры по защите внутреннего
рынка от массированного импорта;
- разрабатывает
и осуществляет мероприятия по реализации
указов Президента РФ.
Специальным
государственным органом регулирования
ВЭД является Министерство внешних
экономических связей (МВЭС) РФ. В
его функции входят:
- государственное
регулирование ВЭД (разработка рекомендаций
по совершенствованию нормативно-правовой
базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование
деятельности участников ВЭД; защита внутреннего
рынка и интересов отечественных экспортеров;
участие в валютном и экспортном контроле
РФ; организация импортных поставок для
федеральных государственных нужд; контроль
за обеспечением государственных интересов.);
- координация
действий российских участников ВЭД (разработка
мер по совершенствованию внешнеэкономической
политики; координация действий федеральных
властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование
институциональной организационной структуры
управления ВЭД; координация действий
российских экспортеров и.);
- оценка перспектив
и текущего состояния внешнеэкономических
связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической
конъюнктуры; участие в разработке платежного
баланса, ведение внешнеэкономической
статистики; анализ эффективности ВЭД
и разработка мер по повышению ее уровня);
- кадровое
и информационное обеспечение ВЭД (подготовка
и повышение квалификации специалистов
по ВЭД; формирование единой информационной
системы, выпуск соответствующих специальных
изданий; консультирование участников
ВЭД; содействие проведению выставок,
ярмарок, презентаций);
- создание
благоприятного режима внешнеэкономического
сотрудничества с иностранными государствами
(подписание двусторонних межправительственных
договоров и протоколов; участие в деятельности
соответствующих международных организаций;
борьба против дискриминации российских
экспортеров, обеспечение равноправной
интеграции РФ в мировое хозяйство, участие
в разрешении спорных ситуаций на межправительственном
уровне и.);
- участие в
экспортно-импортных операциях по ряду
товарных групп через внешнеэкономические
объединения, входящие в систему МВЭС;
- руководство
деятельностью торговых представительств
РФ и аппаратов торгового советника при
посольствах РФ за рубежом, аппаратов
уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.
Министерство
экономики, помимо разработки и проведения
единой государственной социально-экономической
политики в целом, также играет важную
роль в управлении ВЭД России. Оно участвует
в разработке предложений по экономической
политике в сфере международного сотрудничества,
совершенствованию механизма государственного
регулирования внешнеэкономических связей,
осуществлению совместных проектов и
программ, участвует в составлении платежного
баланса страны. Министерством разрабатываются
и осуществляются меры по привлечению
иностранных инвестиций, размещению российского
капитала за рубежом. Оно координирует
взаимодействие с международными финансовыми
институтами. Этими вопросами заняты:
департаменты международного инвестиционного
сотрудничества; внешнеэкономической
деятельности; экономического сотрудничества,
инвестиционной политики.
Министерство
финансов регулирует кредитно-денежную
сферу, по соглашению с другими ведомствами
вносит в правительство предложения об
изменении ставок импортных и экспортных
таможенных пошлин. Оно регулирует систему
налогообложения, в том числе при осуществлении
ВЭД, определяет методические основы разработки
платежного баланса.
Центральный
банк России определяет совместно с
Министерством финансов условия
и порядок финансирования ВЭД, активно
участвует в совершенствовании
соответствующего законодательства, регулирует
валютные операции и курс рубля по
отношению к валютам другим государств,
вывоз российского капитала, выдает лицензии
коммерческим банкам на осуществление
валютных операций. Центральный банк участвует
в осуществлении валютного контроля по
экспорту и импорту.
Федеральная
таможенная служба (ФТС) непосредственно
подчинена Президенту РФ и выполняет следующие
функции:
- осуществляет
контроль за пересечением государственной
границы РФ гражданами и грузами, декларированием
соответствующих грузов и имущества;
- принимает
участие в изменениях ставок таможенных
пошлин и размеров таможенных сборов;
- участвует
в формировании доходной части федерального
бюджета РФ посредством взимания таможенных
пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов,
финансовых средств имущества граждан;
- осуществляет
защиту экономических и иных интересов
России через борьбу с незаконным вывозом
грузов, ценностей из России и путем предотвращения
незаконного ввоза в страну оружия, отходов;
- ведет таможенную
статистику;
- принимает
участие в валютном и экспортном контроле;
- принимает
участие в разработке таможенного законодательства
и таможенной политики РФ в обеспечении
реализации последней.
Таможенные
органы являются важными органами по
регулированию ВЭД. О них речь
пойдет в следующей главе.
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ
ВЭД
2.1.
Характеристика таможенных органов
Таможенный
орган - это государственный орган,
регулирующий правоотношения, возникающие,
изменяющиеся и прекращающиеся в
сфере таможенного дела. Таможенными
органами РФ являются государственные
органы, непосредственно осуществляющие
таможенное дело и занимают в системе
исполнительной власти специфическое
место. Эта специфика определяется выполняемыми
ими задачами и функциями. Выполнение
возложенных задач, в свою очередь, обуславливает
особенности исполнительной деятельности
таможенных органов.
Как
органы исполнительной власти таможенные
органы характеризуются следующими основными
чертами:
1.
Будучи самостоятельной составной
частью системы органов, исполнительной
власти РФ, таможенные органы исключительно
и непосредственно осуществляют таможенное
дело. Как и все другие органы исполнительной
власти в РФ, они действуют под общим руководством
Президента РФ и Правительства РФ.
2.
Таможенные органы обладают строго
определённой компетенцией в
области таможенного дела. Никакие
государственные органы кроме
Федерального Собрания, Президента РФ
и Правительства РФ, не вправе принимать
решения, затрагивающие компетенцию таможенных
органов РФ, выполнять без соответствующего
допуска или изменять их функции, возлагать
на них дополнительные задачи или иным
образом вмешиваться в их деятельность.
3.Деятельность
таможенных органов по своему
юридическому содержанию является
распорядительной. В целом таможенные
органы наделены широкими полномочиями
самостоятельного нормотворчества, правопременения
и правоохраны.
4.Таможенные
органы создаются, реорганизуются и ликвидируются
вышестоящими органами исполнительной
власти.
Финансирование
таможенных органов осуществляется
за счёт средств федерального бюджета,
направляемых на содержание федеральных
органов исполнительной власти РФ,
а также иных предусмотренных законодательством
РФ источников. Таможенные органы являются
юридическими лицами, т.е. обладают гражданской
правоспособностью, имеют печати с изображением
Государственного герба РФ и своим наименованием,
другие соответствующие печати и штампы,
счета (в том числе и валютные) в банках
и других кредитных учреждениях.