Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа
Актуальность темы объясняется тем, что на сегодняшний день складывается жесткая конкуренция при выборе транспортных услуг, эффективного вида транспорта для доставки внешнеторговых грузов. В связи с этим деятельность транспортных фирм, в том числе и автотранспортных, должна отвечать предъявляемым повышенным требованиям к качеству транспортного обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий. Исследование особенностей работы автотранспортных фирм на рынке международных перевозок может позволить разработать и обосновать предложения по совершенствованию деятельности не только конкретной транспортной организации, но и всей системы транспортного обеспечения международного товарообмена.
Глава 1. Транспортное обеспечение экспортных и импортных операций.
Основное содержание экспортных и импортных операций.
Виды транспорта по обеспечению экспортных и импортных операций
Автотранспорт и его роль в экспортных и импортных операциях
Глава 2. Анализ современного состояния транспортного обеспечения экспортных и импортных операций
2.1 Современное состояние автотранспорта по доставке экспортных и импортных операций
2.2 Перспективы развития автотранспорта по доставке товаров (на примере предприятия)
Глава 3. Совершенствование международных автотранспортных перевозок грузов при экспортных и импортных операциях.
3.1 Повышение требований перевозок опасных грузов, скоропортящиеся продукты и грузов, находящихся под таможенным контролем.
3.2 Повышение ответственности автомобильного перевозчика и заказчика автомобильных перевозок при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.
Глава 1. Транспортное обеспечение экспортных и импортных операций.
Глава 2. Анализ современного состояния транспортного обеспечения экспортных и импортных операций
2.1 Современное состояние
автотранспорта по доставке
2.2 Перспективы развития
автотранспорта по доставке
Глава 3. Совершенствование международных автотранспортных перевозок грузов при экспортных и импортных операциях.
3.1 Повышение требований перевозок опасных грузов, скоропортящиеся продукты и грузов, находящихся под таможенным контролем.
3.2 Повышение ответственности
автомобильного перевозчика и
заказчика автомобильных
Введение
В мировой экономике транспорту отведена особая роль, от его работы зависит эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей любой страны. Внешняя торговля самым тесным образом связана с транспортом. Транспорт осуществляет доставку товара от экспортера к импортеру. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по купле-продаже, коммерческий эффект внешнеторговой сделки. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера, делает неконкурентоспособными перевозимые товары. Транспорт является для государства важным дополнительным источником валютных поступлений.
Важной особенностью транспортного обслуживания внешней экономической деятельности (ВЭД) является влияние, оказываемое мировым рынком транспортных услуг и уровнем научно-технического прогресса на транспорте, современный этап которого характеризуется тенденцией к укрупнению и унификации грузовых единиц, специализацией транспортных средств, высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов, развития полного комплекса транспортных услуг по оптимальным маршрутам "от двери грузоотправителя до двери грузополучателя".
Главным условием проведения
внешнеэкономической операции является
ее эффективность. Логистические системы
являются жизненно важными компонентами
повышения эффективности
В течении длительного времени участие автомобильного транспорта в международных перевозках сводилось к подвозу груза к железным дорогам и доставке его с железнодорожных станций получателям. Начиная с середины 60-х годов автомобильный транспорт постепенно начал участвовать в международных перевозках, а в девяностых годов он занял ведущее положение в торговле с многими странами Западной Европы. Особенно это касается завоза в Россию импортных товаров.
В хозяйстве России автомобильный транспорт приобретает все большее значение, начиная в открытую конкурировать с железнодорожным, особенно когда речь идет о перевозках готовой продукции.
В России международные перевозки грузов осуществляются в основном специализированными автотранспортными предприятиями. Международные автомобильные перевозки осуществляются также многими экспедиторскими компаниями. Возможен выезд за рубеж собственного автотранспорта предприятий, компаний и фирм, которые зафиксировали в своих уставах подобную деятельность. В этом случае необходимо, чтобы подвижной состав отвечал установленным европейским стандартам, а сама перевозка была организована в соответствии с положениями международных конвенций. В организации и осуществлении международных автомобильных перевозок грузов внешней торговли России активно участвуют и иностранные автотранспортные и экспедиторские предприятия, а также автотранспорт иностранных компаний.
Актуальность темы объясняется
тем, что на сегодняшний день складывается
жесткая конкуренция при выборе
транспортных услуг, эффективного вида
транспорта для доставки внешнеторговых
грузов. В связи с этим деятельность
транспортных фирм, в том числе
и автотранспортных, должна отвечать
предъявляемым повышенным требованиям
к качеству транспортного обслуживания
внешнеэкономической
В связи с этим целью дипломной работы является исследование разработка комплекса предложений по повышению эффективности работы автотранспортной фирмы, основанных на применении логистического подхода к организации международной перевозки грузов и оптимизации эксплуатационных расходов, рассмотрение особенностей отдельных видов транспорта.
Для реализации заявленной
цели работы возникает необходимость
решения задачи проведение анализа
особенностей работы транспорта в сфере
международных перевозок и
Решение поставленной задачи основано на изучении правовых законодательных актов, учебных и методических пособий, материалов периодической печати, статистических данных.
Общая структура работы представлена таким образом, чтобы отразить основные проблемы и особенности, связанные с внешнеторговой транспортной спецификой и деятельностью транспортных фирм.
В качестве объекта дипломной
работы выступает транспортное обеспечение
международных товаропотоков в условиях
глобализации мировой экономики.
Предметом дипломной работы являются
международные экономические отношения,
складывающиеся между перевозчиками,
потребителями транспортных услуг, а также
иными экономическими агентами (государство,
ТНК, логистические компании и т.д.) в результате
осуществления пространственного перемещения
грузов.
Глава 1. Транспортное обеспечение экспортных и импортных операции.
Под экспортно-импортными операциями
понимается коммерческая деятельность,
связанная с куплей-продажей товаров,
имеющих материально-
В международной коммерческой практике
под экспортом и импортом понимаются обычно
только операции, осуществляемые на коммерческой
основе, а именно, на основе заключения
и исполнения международных торговых
сделок – контрактов купли-продажи. Поставки
в виде помощи, даров и другие, осуществляемые
на безвозмездной основе, в стоимость
экспортно-импортных операций, как правило,
не включаются, а учитываются отдельно.
Экспортно-импортные операции считаются
совершенными, если товар пропущен через
государственную границу страны контрагента,
что возможно после выполнения определенных
таможенных формальностей и процедур,
в числе которых предоставление сведений
для статистического учета. Таможенный
учет экспортно-импортных грузов – база
статистического учета международных
товарных потоков. Он кладется в основу
национальной внешнеторговой статистики
каждой страны и статистики международной
торговли в целом, которая ведется и публикуется
международными коммерческими организациями
системы ООН. Поэтому единообразию ведения
таможенного статистического учета, унификации
понятий, стандартизации внешнеторговой
документации придается чрезвычайно большое
значение как на международном, так и на
национальном уровнях.
Остановимся на некоторых определениях,
используемых в международной коммерческой
практике при совершении экспортно-импортных
операций.
Экспорт. Под
экспортом понимаются и статистически
учитываются:
• вывоз из страны товаров, произведенных,
выращенных или добытых в стране, а также
товаров, ранее ввезенных из-за границы
и подвергшихся переработке;
• вывоз товаров, ранее ввезенных, переработка
которых происходила под таможенным контролем;
• вывоз за границу ранее ввезенного товара,
не подвергшегося в, стране экспорта какой-либо
переработке. Такой экспорт называется реэкспортом.
Предметом реэкспорта чаще всего выступают
товары, реализуемые на международных
аукционах и товарных биржах; к реэкспортным
операциям относятся и операции, осуществляемые
без завоза товара в свою страну2. Такого рода операции, по сути,
не относятся к экспорту или импорту данной
страны, хотя и учитываются таможенной
статистикой. Они совершаются торговыми
фирмами в целях извлечения прибыли благодаря
разнице цен на один и тот же товар на разных
рынках. Реэкспортными операциями являются
также операции по вывозу товаров с территории
свободных зон и приписных складов. Они
учитываются таможенной статистикой как
экспортные операции3.
Импорт. Под импортом
понимаются и статистикой учитываются:
- ввоз в страну товаров иностранного происхождения
непосредственно из страны-производителя
или страны-посредника для личного потребления,
для промышленных, строительных, сельскохозяйственных
и других предприятий иди же для переработки
с целью потребления внутри страны, или
же с целью вывоза из нее;
- ввоз товаров из свободных зон или приписных
складов;
- ввоз из-за границы ранее вывезенных
отечественных товаров, не подвергшихся
там переработке. Такой импорт называется реимпортом.
К реимпорту относятся товары, не проданные
на аукционе, возвращенные с консигнационного
склада, забракованные покупателем и др.;
- ввоз товаров для переработки под таможенным
контролем. Сюда относятся такие товары,
которые ввозят в страну для переработки
с целью вывоза готовой продукции, содержащей
в себе данный товар в переработанном
или измененном виде. Например, ввоз оливкового
масла для производства на экспорт сардиновых
консервов. В этих случаях, как правило,
импортер освобождается от уплаты таможенной
пошлины при ввозе товара для переработки
его под таможенным контролем.
Важно иметь в виду, что в стоимость экспорта
и импорта таможенный учет включает также
все товары, поставляемые материнскими
компаниями транснациональных корпораций
(ТНК) своим дочерним компаниям, находящимся
на территории других стран. Практически
только таким образом учитывается внутрифирменный
обмен, осуществляемый в рамках ТНК, который
включается в международный товарообмен.
На основе данных таможенной статистики
можно определить долю ТНК в международной
торговле4.
Кроме того, в стоимость товарного экспорта
и импорта включаются:
- стоимость поставок комплектного оборудования
и материалов, включая стоимость технических
услуг;
- лицензионные отчисления;
- стоимость товаров, проданных или купленных
через торговых посредников на ярмарках
и выставках;
- стоимость товаров, предоставляемых
в аренду иностранному контрагенту и перемещаемых
через таможенную границу (учитывается
и публикуется отдельно).
Таможенная территория. Под
таможенной территорией понимается территория,
на которой контроль за ввозом и вывозом
товаров осуществляет единое таможенное
учреждение. Границы таможенной территории
могут не совпадать с государственной
границей страны: при таможенных союзах
двух или нескольких государств (например,
Бельгия и Люксембург), при наличии в стране
свободных зон, при выравнивании по соглашению
граничащих государств таможенных границ
(когда по географическим условиям установление
таможенного контроля на пограничной
территории не представляется возможным
или удобным). Границы таможенной территории
устанавливаются правительством каждой
страны и обычно публикуются в специальной
печати. Правительства решают также вопросы
о выделении из таможенной территории
страны приписных складов и свободных
зон, не подлежащих таможенному контролю5.
Транзитные операции.
Под прямым транзитом
товаров следует понимать перевозку
их из одной страны в другую через территорию
или воздушное пространство третьей страны.
Он не включается ни в экспорт, ни в импорт,
а учитывается по видам транспортных средств,
количеству перевезенных грузов, по странам
отправления и странам назначения Под косвенным транзитом
обычно понимают складирование товаров
в таможенные склады с целью их вывода
в переработанном виде в другую страну.
Операции на территории свободных зон.
Свободной зоной (зоной свободной торговли,
свободной экономической зоной) называется
территория порта, находящаяся вне таможенной
территории данной страны. Ввозимые на
территорию этих зон товары не облагаются
таможенными пошлинами и освобождаются
на время пребывания там и при ввозе для
реэкспорта от всяких пошлин, сборов и
налогов с импорта, обращения, потребления
или производства.
На складах, расположенных в свободной
зоне, товары хранятся до их перемещения
внутрь страны через таможенную границу
или до их реэкспорта. В первом случае
уплачивается соответствующая таможенная
пошлина, во втором – товары вывозятся
без соблюдения каких-либо таможенных
формальностей.
На территории свободных зон совершаются
операции: по очистке и сушке сырьевых
товаров, оклейке этикетками и снабжению
ключами консервных банок, расфасовке
и розливу напитков в розничную тару, подбору
товаров по ассортименту; по сортировке
и перегрузке товаров; по отбору товарных
образцов и ознакомлению с ними покупателей6.
В экономически развитых странах насчитывается
примерно 235 действующих свободных зон,
в том числе в США – 145, в странах Западной
Европы – 90, из них в Швейцарии – 26, Испании
– 22, Италии – 11, во Франции – 10, в Финляндии
– 7, в Германии – 6. В Канаде имеются 3 свободные
зоны, в Японии и Австралии – по 1 .
Страны, не имеющие выхода к морю, пользуются
свободными зонами близлежащих портов
на основе международных соглашений.
В использовании режима свободных зон
заинтересованы фирмы – как импортеры,
так и экспортеры товаров, поскольку это
может дать некоторую экономию на накладных
расходах. Так, импортер до совершения
сделки может произвести осмотр товара,
получить необходимые образцы, провести
испытания, переупаковать товар для розничной
продажи. Экспортер может изменить или
пере маркировать товар, отремонтировать
поврежденные изделия. Свободные зоны
используются также в целях отсрочки уплаты
таможенных пошлин на иностранные товары
до тех пор, пока они не поступят на рынок
страны. При реэкспорте таможенные пошлины
вообще не уплачиваются. Иностранные фирмы
при ввозе продукции, на которую в стране
установлены квоты, обычно пользуются
зонами для хранения товаров, ввезенных
с превышением установленных квот до начала
действия квоты следующего периода. Товары,
лимитируемые квотами, могут после поставки
в зоны быть использованы для изготовления
различных изделий, ввоз которых не ограничивается7.
Экспортно-импортные операции могут быть
как прямыми, так и косвенными, т.е. осуществляться
как самими владельцами товаров, так и
посредниками. В роли последних могут
выступать брокеры, дилеры, комиссионеры,
консигнаторы, оптовые покупатели, промышленные
агенты. Посредники берут на себя многочисленные
функции по реализации товаров. Например,
они могут осуществлять поиск иностранных,
партнеров, подготовку документов и совершение
сделки, транспортно-экспедиторские операции,
кредитно-финансовое обслуживание и страхование
товаров, послепродажное обслуживание,
изучение рынков сбыта, рекламирование,
выполнение таможенных формальностей
и другие действия. Помимо экспортно-импортных
операций в практике международных экономических
отношений для реализации товаров используются
и такие специальные формы внешней торговли,
как торги, аукционы и биржи8.
Разновидностью экспортно-импортных операций
являются:
-реэкспортные операции;
-реимпортные операции.
Реэкспорт - это
вывоз за границу ранее ввезенного в данную
страну товара, не подвергшегося в ней
какой-либо переработке. Реэкспортные
операции возможны в самых разных ситуациях.
Во-первых, реэкспорт возникает как естественное
продолжение торговой операции9. Продавец ввозит товар в страну
для реализации его на бирже или аукционе,
но он может быть продан покупателю из
третьей страны и вывезен. Во-вторых, реэкспорт
может появиться из-за перерыва нормального
хода реализации товара. Если продавец
отправил товар покупателю, но последний
по каким-либо мотивам не может его оплатить,
то он стремится перепродать товар другому
покупателю в этой стране или в третьей
стране. Уход товара в третью страну и
есть реэкспорт. Это вынужденный реэкспорт.
В-третьих, возможно также выполнение
реэкспортной операции без предварительного
завоза товаров из-за границы, так как
они могут быть отправлены новому покупателю,
минуя реэкспортную страну. Торговые фирмы
многих крупных стран часто прибегают
к операциям по перепродаже товаров, используя
с целью получения прибыли разницу в ценах
на один и тот же товар. Кроме фирм, занимающихся
чистым реэкспортом, выгоду получает и
страна от перевозки реэкспортируемых
товаров, осуществляемой при помощи ее
транспортных средств, от проведения страховых,
кредитных и иных посреднических операций.
И, наконец, в-четвертых, реэкспортные
операции возникают и при строительстве
крупных объектов с помощью иностранных
фирм. Практика показывает, что иностранный
поставщик часто закупает отдельные виды
материалов и оборудования в третьих странах
и отправляет их на стройку без завоза
в страну реэкспорта. Реэкспортные операции
без завоза в страну реэкспорта, по сути,
не являются экспортом данной страны,
но они учитываются таможенной статистикой
и потому относятся к классу реэкспортных
операций10.
Реэкспортируемые товары, как правило,
не подвергаются переработке. Однако могут
быть произведены незначительные работы,
которые не меняют наименования товара:
смена упаковки, нанесение специальной
маркировки, снабжение ключами консервных
банок и т.д. Но если стоимость дополнительных
действий по переработке товара превысила
половину его экспортной цены, то согласно
торговой практике товар меняет наименование
и более не считается реэкспортным, а операции
по его продаже превращаются в экспортные.
Что касается реимпортных операций,
то их существование связано с ввозом
из-за границы ранее экспортированных
отечественных товаров, не подвергшихся
там переработке. Ими могут быть изделия,
которые не удалось продать на аукционах,
возвращенные с консигнационного склада,
забракованные покупателем и другие.
1.2 Виды транспорта по обеспечению экспортных и импортных операций
В практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное сообщение и прямое сообщение.
Смешанное сообщение – это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например с одного автомобиля в другой). При этом, каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.
Прямое сообщение - это перевозка грузов по одному документу, выполняющему (функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках, документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки11.
Транспортная инфраструктура любого развитого государства немыслима без смешанных перевозок. Они активно используются на всех транспортных маршрутах. Ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов укрупненными грузовыми местами (в контейнерах и трейлерах) от изготовителя к потребителю по варианту «от двери до двери» привело к интегрированию транспортных систем. Подобные перевозки являются смешанными, а сам процесс доставки получил название «интермодальных» или «многомодальных» перевозок.
Международная смешанная перевозка означает перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки. Ниже указаны некоторые виды перевозок, используемых в международном смешанном сообщении 12.
а) Море - воздух. Эти перевозки
позволяют получать экономию за счет
относительно низких издержек морских
перевозок и благодаря скорости
воздушного транспорта. Эта комбинация
становится популярной на многих международных
торговых путях (Дальний Восток - Европа).
Экономия при такой перевозке
позволяет торговать
б) Воздух - дорога. В этом случае осуществляющие отгрузку товаров или его доставку по автомагистралям службы работают вместе с воздушными перевозчиками. Автотранспорт используется в Европе и США, а воздушный - для межконтинентального сообщения.
в) Железнодорожные перевозки - внутренние воды - море. Как правило, при перемещении из одной страны в другую задействовано несколько видов внутреннего транспорта. Такое сочетание является достаточно распространенным при континентальном сообщении.
г) Сухопутный мост (Лэндбридж). Этот вид перевозок рассматривается как часть маршрута: перевозка море - суша или перевозка море-суша-море. В этом случае железной дороге также выплачивается единая ставка со стороны морского перевозчика, который оформляет сквозной коносамент. Такая система действует на важных направлениях международных перевозок: Европа - Средний и Дальний Восток по Транссибирской контейнерной системе; Европа - Дальний Восток через Атлантическое и Тихоокеанское побережье США.
д) Мини-мост. Мини-мост подразумевает перевозку контейнеров по единому сквозному коносаменту, выданному морским перевозчиком из порта одной страны до порта другой страны, а оттуда по железной дороге до терминала железной дороги во втором порту последней страны, расположенном на другом побережье континента. При использовании такой перевозки грузоотправителю котируется сквозная ставка, включающая железнодорожную, а морской перевозчик выплачивает железной дороге единую ставку за каждый контейнер .
Железнодорожный транспорт России на современном этапе.
Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт -жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства. В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры13.
Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны он доставляет подавляющую часть товаров в/из российских портов для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом.
Авиатранспорт
Мировым авиационным перевозкам принадлежит важное место в системе товародвижения. Современный этап их развития характеризуется постоянным увеличением их объемов. На период до 2000 г. прирост международных воздушных перевозок предсказывается в пределах 5-6%, причем, практически, по всему земному шару. Подобный рост объясняется расширением международной торговли товарами высокой степени переработки и научной продукцией, на цены которых высокие авиационные тарифы не оказывают существенного влияния. Это связано также с повышением требований грузовладельцев к скорости транспортировки и сохранности груза в пути. Авиатранспорт активно используется при международных смешанных сообщениях с использованием современных технологий, в частности, при перевозках грузов в контейнерах.