Совершенствование международных автотранспортных перевозок грузов при экспортных и импортных операциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы объясняется тем, что на сегодняшний день складывается жесткая конкуренция при выборе транспортных услуг, эффективного вида транспорта для доставки внешнеторговых грузов. В связи с этим деятельность транспортных фирм, в том числе и автотранспортных, должна отвечать предъявляемым повышенным требованиям к качеству транспортного обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий. Исследование особенностей работы автотранспортных фирм на рынке международных перевозок может позволить разработать и обосновать предложения по совершенствованию деятельности не только конкретной транспортной организации, но и всей системы транспортного обеспечения международного товарообмена.

Содержание

Глава 1. Транспортное обеспечение экспортных и импортных операций.
Основное содержание экспортных и импортных операций.
Виды транспорта по обеспечению экспортных и импортных операций
Автотранспорт и его роль в экспортных и импортных операциях
Глава 2. Анализ современного состояния транспортного обеспечения экспортных и импортных операций
2.1 Современное состояние автотранспорта по доставке экспортных и импортных операций
2.2 Перспективы развития автотранспорта по доставке товаров (на примере предприятия)
Глава 3. Совершенствование международных автотранспортных перевозок грузов при экспортных и импортных операциях.
3.1 Повышение требований перевозок опасных грузов, скоропортящиеся продукты и грузов, находящихся под таможенным контролем.
3.2 Повышение ответственности автомобильного перевозчика и заказчика автомобильных перевозок при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

практически готовый диплом 53))))).docx

— 107.12 Кб (Скачать файл)

В отличие от магистральных видов  транспорта, согласно действующему законодательству, автомобильный не отнесен не только к компетенции федеральных властей, но и к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, а подлежит правовому регулированию органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Разработанные и принятые федеральные  законы о безопасности дорожного  движения, о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и другие, в определенной степени, являются предметом совместного ведения (регулирования) Федерального уровня и субъектов Федерации. Однако отсутствие комплексного законодательства по правовому регулированию вопросов автотранспортной деятельности как элемента всей транспортной системы, приводит к неоднозначным принимаемым управленческим решениям на различных уровнях. Это касается проведения конкурсного отбора частных перевозчиков, заключения обязательных договоров с заказчиками, к проблемам квотирования и другим вопросам.

Не четкое определение Федеральным  законодательством конкретных полномочий и прав региональных и муниципальных  органов по вопросам автотранспортной деятельности приводит к тому, что  принимаемые решения по отдельным вопросам в одних регионах признаются незаконными, а в других правомочными.

Одна из проблем решаемая логистикой на автомобильном транспорте в настоящее время - какой вид (или виды) транспорта использовать для перевозок грузов потребителям и кому должны принадлежать транспортные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ современного состояния транспортного обеспечения экспортных и импортных операций

2.1 Современное  состояние автотранспорта по  доставке экспортных и импортных  операций

В сфере транспорта в России в последние годы была проведена  необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.  
 Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.  
 Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2010 года составляла 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 102 тыс. км внутренних водных путей, 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными25.  
 Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза26.  
 На росте объемов перевозок грузов и пассажиров отразились позитивные изменения в социально-экономическом положении страны в последние годы.

  В ряду основных недостатков российского транспорта особо выделяются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы.  
 Интеграция в мировой и региональные рынки транспортных услуг будет означать усиление конкуренции, расширение доступа на российский рынок зарубежных перевозчиков, снятие административных и тарифных барьеров и приведет к осложнению положения отечественных транспортных компаний.  
 Анализ мировых тенденций развития транспорта показывает, что ни одна страна не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций27.  
    Мировые тенденции в развитии транспорта свидетельствуют, что:  
    закончен период протекции по отношению к видам транспорта и перевозчикам. Усилия большинства стран направлены на повышение конкурентоспособности национального транспорта и отказ от системы квот, а также от тарифных и других ограничений. Их заменяет гармонизация транспортного законодательства;  
    рынок транспортных услуг стал усложняться, все сегменты транспортного процесса и логистики стали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа - транспортно-складским и товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия;  
    транспортные центры стали управляющими элементами системы, что позволило оптимизировать "сквозные" тарифы. Это привело к переходу точки прибыльности из процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось. Из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов, которые постепенно приобрели функции управления тарифной политикой;  
    качество транспортных услуг и конкурентоспособность достигли высокого уровня развития. В сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг. Оно гарантировано. Борьба носит ценовой характер. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Отсюда стремление поддерживать приемлемую долю транспортной составляющей в цене конечной продукции при соблюдении жестких норм по экологии и безопасности.  
 Для российской транспортной системы эти уровни развития пока не достижимы. Необходимо стимулирование поэтапного повышения качества транспортных услуг, интеграции технологий транспортного обслуживания, повышения конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов. Вслед за этим можно ожидать оптимизации ценовой доступности транспортных услуг28. В качестве ограничений должны выступать заданные уровни безопасности и экологичности транспорта29.  
 Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:  
    наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;  
    недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;  
    недостаточное качество транспортных услуг;  
    низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;  
    недостаточный уровень транспортной безопасности;  
    усиление негативного влияния транспорта на экологию.  
 Таким образом, в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Необходима новая долгосрочная транспортная стратегия, которая определяет основные стратегические направления и целевые ориентиры развития транспортной системы на период до 2030 года30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Перспективы  развития автотранспорта по доставке  товаров (на примере предприятия)

 

Транспорт не должен стоять на месте. Он должен постоянно развиваться  вместе с другим отраслями экономики  и даже опережать их так как то него много зависит. Один из путей развития  транспорта, как я говорил выше, является оснащение транспорта высококвалифицированными  трудовыми кадрами. Транспортному комплексу  нужны высоко квалифицированные трудовые  кадры. И не просто  квалифицированные водители,  автомеханики и др., а кадры связанные с экономическим планированием, распределением, обеспечением – логисты. До 1980 года ни в одной энциклопедии, ни в одном справочнике  не было этого понятия. А уже 1990 годы  этот термин  у всех  «не слуху». В настоящее время  уже со всей серьезностью стоит вопрос о подготовке кадров в области логистики. Логистика- это новая отрасль науки, которая посвящена изучению  перемещения товаров от производителя до получателя и участию в нем транспортных систем. Поэтому все транспортные системы являются логистическими31. Все процессы, которые сопровождают перемещения товаров: складские, финансовые, трудовые и т.д. – тоже являются логистическими.  
  В Московском автомобильно-дорожном  университете  созданы все условия  для развития логистики  и подготовки специалистов  в этой новой области знаний.  Московский университет стал первенцем по подготовке логистов в России. И  можно сказать, что логистика в России началась именно с этого университета. Используя колоссальный научный потенциал, создав современные учебные программы в области транспортной политики, законодательства, инженерной защиты окружающей среды, сервиса, сертификации услуги, имея серьезную базу, МАДИ  ТУ  создал весь комплекс  программ  по подготовке специалистов-логистов. В настоящее время планируется  ввести подготовку специалистов по логистике трех квалификаций32
 Первый уровень - высшее образование с присвоением квалификации менеджер-логист и параллельно  с этим , с учетом  специализации – менеджер-транспортный  экспедитор.    
 Второй уровень- послевузовская переподготовка кадров с высшим образованием для транспортного комплекса с присвоением квалификации – менеджер интермодальных  перевозок. 
 Третий уровень – подготовка технического персонала с присвоением квалификации  -  оператор   интермодальных перевозок. 
 Главное не упустить время   по организации интенсивной работы  в части подготовки  специалистов по логистике, иначе  можно очень сильно отстать  в этом вопросе  от  развитых стран. Сейчас, когда наша страна интегрируется в мировой рынок, это особенно важно. Логист – это элитарная специальность. Она имеет четвертое место на рынке  специалистов  различных профессий. Логистика стала той сферой деятельности, которая  позволит нашей стране и, в частности транспортной отрасли совершить рывок в рынок.  Очень важно, чтобы  транспорт общественного пользования не остался от этого в стороне. 
 Оживление  экономики  вызвало рост спроса на транспортные услуги.  Как и во всем мире, развитие рынка сопровождается значительным ростом  автомобильных перевозок. Их объемы вырос на 6% . На 18% повысился грузооборот  морских портов, на 13% -объемы  деятельности   промышленного транспорта. Впервые  за последние годы  отмечен рост и объемов грузооборота автомобильного транспорта, который составил около 3%. Если в предыдущие годы отрасль заканчивала с убытком, то уже с 1999г. Получено около 7млрд. руб. и эта  цифра растет. Число же убыточных предприятий сократилось. Индексы внутренних транспортных тарифов   в течении года были ниже, чем инфляция33. Это говорит о том, что автотранспорт развивается, хоть и медленно, но развивается.  Например, значительно возросли перевозки грузов на Монголию- на 63%, на Китай-30%. Более чем в 3 раза возросло количество перевозок на Турцию. Предполагается увеличение спроса на перевозки грузов  в Иран и Сирию.  
 Перевозки пассажиров  автобусами в международном сообщении  выросло на 24%, а в российском транспортом – на 29%. Доля российских пассажирских перевозчиков возросла на  46.2%, 87% международных пассажирских перевозок осуществляется  в страны СНГ, Прибалтику, а также в Китай, Финляндию и Польшу. Между Россией и 18-ю странами  работают 440  регулярных автобусных линий, из них 126 между  Россией и Украиной.  
Протяженность увеличилась  автодорог увеличилась на 7тыс.км., что на 27%  больше , чем в 2000. На дорожной сети появился ряд уникальных сооружений, таких как  новые мосты через Обь в Сургуте, через Волгу у Саратова34
 

 

 

Глава 3. Совершенствование  международных автотранспортных перевозок  грузов при экспортных и импортных  операциях.

3.1 Повышение требований  перевозок опасных грузов, скоропортящиеся  продукты и грузов, находящихся  под таможенным контролем.

Требования к  транспортным средствам, перевозящим 
грузы под таможенным контролем 
 
Требования к подвижному составу, перевозящему грузы под таможенными печатями и пломбами, регламентированы Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Суть технических требований, изложенных в данной конвенции, сводится к тому, что конструкция грузового отсека должна исключать возможность изъятия груза из него без оставления видимых следов. В частности, регламентируются способы соединения брезента, устройство петель для наложения таможенных пломб, способы заклёпки наконечников троса и т.д. Соответствие транспортного средства этим требованиям подтверждается выдачей региональными таможенными органами Свидетельства о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами35
 
Требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы 
 
Основным документом, регламентирующим условия международной перевозки опасных грузов, является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).  
Данное соглашение предусматривает следующие типы транспортных средств, предназначенных для таких перевозок: 
 
 - «транспортное средство EX/II» или «транспортное средство EX/III» – транспортные средства, предназначенные для перевозки взрывчатых веществ и изделий (класс 1);  
 
 - «транспортное средство FL» – транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 61 °С или легковоспламеняющихся газов в контейнерах-цистернах, переносимых цистернах или МЭГК вместимостью более 3 куб. м, во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 куб. м, либо транспортное средство – батарею вместимостью более 1 куб. м, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов36;  
 
- «транспортное средство OX» – транспортное средство, предназначенное для перевозки стабилизированного пероксида водорода или стабилизированного водного раствора пероксида водорода, содержащего более 60 % пероксида водорода, в контейнерах-цистернах или переносных цистернах вместимостью более 3 куб. м, во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 куб. м;  
 
«транспортное средство АТ» – транспортные средства, кроме транспортных средств FL или OX, предназначенные для перевозки опасных грузов в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК вместимостью более 3 куб. м, во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 куб. м, либо транспортное средство-батарею вместимостью более 1 куб. м, кроме транспортных средств FL.  
 
Соответствие транспортных средств EX/II, EX/III, FL, OX и AT требованиям подтверждается Свидетельством о допущении транспортных средств к перевозке определённых опасных грузов, выдаваемым ГИБДД на каждое транспортное средство, успешно прошедшее технический осмотр. 
 
Требования к транспортным средствам, перевозящим 
скоропортящиеся пищевые продукты 
 
Перевозка скоропортящихся пищевых продуктов регламентируется Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) от 1 сентября 1970 года. 
Перевозки скоропортящихся пищевых продуктов осуществляются «изотермическими транспортными средствами», «ледниками», «рефрижераторами» и «отапливаемыми» транспортными средствами. 
 
Изотермическое транспортное средство – это транспортное средство, кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и крышу, позволяющих ограничивать теплообмен между внутренней и наружной поверхностью кузова37
 
Рефрижератор – это изотермическое транспортное средство, имеющее холодильную установку (механический компрессорный агрегат, абсорбционная установка и т. д.), которая позволяет при средней наружной температуре в  +30 °С понижать температуру внутри порожнего кузова и затем постоянно поддерживать ее.  
 
Отапливаемое – это изотермическое транспортное средство, имеющее отопительную установку, позволяющую повышать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления тепла в течение, по меньшей мере, 12 часов на фактически постоянном уровне не ниже +12°C при следующей средней температуре для обоих классов. 
 
Контроль соответствия транспортных средств установленным требованиям должен производиться на специальных станциях по сдаче их в эксплуатацию и далее периодически, но не менее одного раза в 6 лет. Органы страны, где зарегистрированы транспортные средства, могут установить и иные сроки проведения контрольных испытаний38.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Ответственность  автомобильного перевозчика и  заказчика автомобильной перевозки  при выполнении международных  автомобильных перевозок грузов

 

Грузоотправитель при  выполнении международных автомобильных  перевозок несет ответственность  за:

- не предъявление к  автомобильной перевозке грузов  в установленных в соответствующем  договоре объеме, номенклатуре или  сроке;

- убытки автомобильного  перевозчика, возникшие вследствие  неверного заполнения товарно-транспортной  накладной, а также отсутствия  или неверного заполнения грузосопроводительных документов и сведений, необходимых для оформления таможенных и иных документов, которые должны быть оформлены до выдачи груза грузополучателю, за исключением случаев вины автомобильного перевозчика;

- ущерб, причиненный автомобильному  перевозчику в связи с дефектами  упаковки груза, за исключением  случаев, когда дефект был очевиден  или известен автомобильному  перевозчику в момент доставки  груза, а он не указал это  в товарно-транспортной накладной39.

Автомобильный перевозчик при  выполнении международных автомобильных  перевозок несет ответственность  за:

- утрату товарно-транспортной  накладной или приложенных к  ней документов;

- полную или частичную  утрату груза, а также за  его повреждение или просрочку  в доставке.

Автомобильный перевозчик, получивший разрешение на международную  перевозку грузов автомобильным  транспортом, несет ответственность  за правильное его использование, сохранность  и своевременную сдачу40.

Автомобильный перевозчик освобождается  от ответственности за утрату или  просрочку груза при доставке, если:

- утрата (порча) или просрочка  произошла по вине грузоотправителя (грузополучателя) либо из-за дефекта,  свойственного грузу, или обстоятельств  непреодолимой силы;

- грузовое транспортное  средство применялось без тента,  что было согласовано с грузоотправителем  и указано в товарно-транспортной  накладной (исключение составляют  случаи, когда недостача превышает  допустимую или если утрачено грузовое место);

- отсутствовала или повреждена  упаковка груза, что способствовало  его порче или повреждению;

- утрата произошла в  результате естественных свойств груза - коррозии, самопроизвольного гниения, усушки, усадки или воздействия паразитов и грызунов (если автомобильная перевозка осуществляется специализированным грузовым транспортным средством, оборудованным для предохранения груза от воздействия тепла, холода и влажности окружающего воздуха, автомобильный перевозчик не может ссылаться на положения настоящего абзаца);

Информация о работе Совершенствование международных автотранспортных перевозок грузов при экспортных и импортных операциях