Современное состояние системы таможенных платежей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные платежи в современных условиях остаются одним из важных источников пополнения государственной казны. При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства.
Таможенные платежи как важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических связей определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Обеспечение уплаты таможенных платежей на данном этапе развития российской экономики является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как следствие, стабильности всей финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………
Глава 1. Теоретические основы таможенного обложения в РФ
1.1 Таможенные платежи: понятие и принципы обложения
1.2 Виды таможенных платежей. Порядок и особенности их уплаты
Глава 2. Современное состояние системы таможенных платежей в РФ
2.1 Значение таможенных платежей в формировании бюджета РФ
2.2 Правительственный закон об индексации ставок акцизов на 2013-2015 годы
2.2.1 Акциз на бензин
2.2.2 Акцизы на спирт и алкоголь
2.2.3 Акцизы на табак
2.2.4 Акцизы на автомобили и моторные масла
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………

Глава 1. Теоретические основы таможенного обложения в РФ

1.1 Таможенные платежи:  понятие и принципы обложения

1.2 Виды таможенных платежей. Порядок и особенности их уплаты

Глава 2. Современное состояние  системы таможенных платежей в РФ

2.1 Значение таможенных  платежей в формировании бюджета  РФ

2.2 Правительственный закон  об индексации ставок акцизов  на 2013-2015 годы

2.2.1 Акциз на бензин

2.2.2 Акцизы на спирт  и алкоголь

2.2.3 Акцизы на табак

2.2.4 Акцизы на автомобили  и моторные масла

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Таможенные платежи в  современных условиях остаются одним  из важных источников пополнения государственной  казны. При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в  прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности  применяемых правовых средств, гарантирующих  своевременное и полное поступление  таможенных платежей в казну государства.

Таможенные платежи как  важный регулятор участия государства  в системе внешнеэкономических  связей определяют место страны в  международном разделении труда  и обеспечивают значительную часть  доходов государства.

Обеспечение уплаты таможенных платежей на данном этапе развития российской экономики является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как  следствие, стабильности всей финансовой системы государства.

По опыту развитых стран  известно, что эффективная система  таможенных платежей является важным фактором экономического развития и  необходимым условием существования  сильного государства.

Действующий ТК ТС детально регулирует порядок, условия предоставления и способы обеспечения уплаты таможенных платежей, однако, на практике реализация норм кодекса все же порождает  проблемы, требующие немедленного реагирования в виде внесения соответствующих  изменений и дополнений в таможенное законодательство.

Но в России до сих пор  не разработана научная концепция  места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при  определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой  облагаются сырьевые товары.

Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей наносит  дополнительный ущерб отечественным  товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным  импортерам.

Вышеизложенное можно определить как актуальность исследования темы данной курсовой работы.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы таможенного обложения в  РФ

1.1 Таможенные  платежи: понятие и принципы  обложения

Таможенные платежи в  большинстве стран мира являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих  их функций. Их уплата - одно из условий  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  Российской Федерации.

Основное направление  финансовой деятельности таможенных органов  РФ - аккумуляция в федеральном  бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей.

Платежи, взимаемые таможенными  органами, поступают в бюджет в  качестве налогов и неналоговых  поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным  бюджетом. Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут  быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное  предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими  обязательными платежами, являются необходимой экономической основой  существования и деятельности государства.

Итак, в самом общем  виде таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые  таможенными органами с лиц, участвующих  в процессе перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ.1 Правовой основой таможенных платежей выступает Таможенный кодекс ТС, в статье 70 которого установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ и Законом РФ "О таможенном тарифе".

Уплата таможенных платежей является одним из условий перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской Федерации. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов  влечет привлечение к юридической  ответственности и наложение  соответствующих санкций.

Таможенные платежи взимаются  с юридических, физических лиц, а  также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов  являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.2 При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т. ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Теоретические основы института  таможенных платежей требуют определения  общих принципов таможенного  обложения. К сожалению, Таможенным кодексом ТС эти принципы прямо не установлены, хотя нельзя не признать, что они так или иначе разбросаны по различным статьям данного  правового акта.

Выделим основные принципы обложения таможенными платежами:

1. Всеобщность. Данный  принцип развивает конституционную  норму, обязывающую каждого платить  законно установленные налоги  и сборы. Формулировка "налоги  и сборы" является обобщающим  понятием, включающим все обязательные  платежи, поступающие в государственную  или муниципальную казну.

2. Единство системы таможенных  платежей. Их виды унифицированы  для всей территории Таможенного  Союза и представляют единую, цельную, логически построенную  совокупность обязательных платежей, уплачиваемых при перемещении  товаров через таможенную границу  Российской Федерации.

3. Сочетание таможенных  и налоговых правовых основ.  Учитывая, что в систему таможенных  платежей включены косвенные  налоги (НДС и акцизы), к ним  применяются положения Налогового  кодекса РФ. Таможенное регулирование  в Таможенном союзе осуществляется  в соответствии с таможенным  законодательством Таможенного  союза, а в части, не урегулированной  таким законодательством, до установления  соответствующих правоотношений  на уровне таможенного законодательства  Таможенного союза, - в соответствии  с законодательством государств - членов Таможенного союза (Гл. 1 ст. 1 ТК ТС).

4. Равноправие. Все лица  на равных основаниях, как правило,  имеют право на перемещение  через таможенную границу Российской  Федерации товаров и транспортных  средств. Это означает, что они  пользуются равными правами и  обязанностями и при уплате  таможенных платежей.

5. Ответственность. Данное  начало предполагает установление  в таможенном законодательстве  лиц, ответственных за уплату  таможенных пошлин, налогов. В  качестве таковых могут выступать:  декларант, владелец склада временного  хранения, владелец таможенного  склада, перевозчик, а также лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Они могут быть принуждены к уплате таможенных платежей и привлечены к юридической ответственности.

7. Соразмерность таможенного  обложения. Этот принцип заключается  в наличии ограничения по общей  сумме ввозных таможенных пошлин, налогов. Она не должна превышать,  как правило, объема таможенных  платежей, подлежащих уплате, если  бы товары были выпушены для  свободного обращения на территорию  России.

8. Свобода выбора плательщика  таможенных платежей. Такое правило  весьма нетрадиционно для налогового  законодательства и означает  возможность любого лица уплатить  таможенные пошлины, налоги за  товары, перемещаемые через таможенную  границу Российской Федерация.

Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает3:

· при ввозе товаров - с  момента пересечения таможенной границы;

· при вывозе товаров - с  момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно  направленных на вывоз товаров с  таможенной территории Российской Федерации.

Законодательство предусматривает  основания освобождения от уплаты данной группы таможенных платежей. К ним  согласно ст. 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, если:

- при помещении товаров  под таможенные процедуры, не  предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей  таможенной процедуры;

- при ввозе товаров,  за исключением товаров для  личного пользования, в адрес  одного получателя от одного  отправителя по одному транспортному  (перевозочному) документу, общая  таможенная стоимость которых  не превышает суммы, эквивалентной  200 (двумстам) евро по курсу валют,  устанавливаемому в соответствии  с законодательством государства  - члена таможенного союза, таможенным  органом которого осуществляется  выпуск таких товаров, действующему  на момент возникновения обязанности  по уплате таможенных пошлин, налогов;

- при перемещении товаров  для личного пользования в  случаях, установленных международными  договорами государств - членов таможенного  союза;

- если в соответствии  с ТК ТС, законодательством и  (или) международными договорами  государств - членов таможенного  союза, товары освобождаются от  обложения таможенными пошлинами,  налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.

Таким образом, под таможенными  платежами следует понимать обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые  таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской Федерации.

 

1.2 Виды таможенных  платежей. Порядок и особенности  их уплаты

Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом ТС, в  соответствии с которым к ним  относятся:

- ввозная и вывозная  таможенные пошлины,

- налог на добавленную стоимость взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации,

- акцизы,

- таможенные сборы за  таможенные операции,

- таможенные сборы за  таможенное сопровождение;

- таможенные сборы за  хранение (ТК ТС п. 1 ст. 70) Таможенный  кодекс Таможенного Союза.

Представляется, что к  таможенным платежам относятся следующие  категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Такое многообразие обязательных платежей идет вразрез  с нормами налогового законодательства, которое использует две категории - "налог" и "сбор". Исключение таможенной пошлины из числа федеральных  налогов и сборов не способствовало завершению научного спора о его  финансово-правовой сущности. Термины "налог", "сбор", "пошлина" являются синонимами, а их употребление объясняется лишь устоявшейся практикой.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые  различаются как по юридической  природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенная пошлина, таможенные сборы).

Институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодательство прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования.

Контроль за уплатой таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы. Необходимость контроля за соблюдением таможенного законодательства в части уплаты и взимания таможенных платежей также обуславливает внедрение и развитие системы управления рисками в этой области. Целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Информация о работе Современное состояние системы таможенных платежей в РФ