Современное состояние системы таможенных платежей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные платежи в современных условиях остаются одним из важных источников пополнения государственной казны. При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства.
Таможенные платежи как важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических связей определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.
Обеспечение уплаты таможенных платежей на данном этапе развития российской экономики является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как следствие, стабильности всей финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………
Глава 1. Теоретические основы таможенного обложения в РФ
1.1 Таможенные платежи: понятие и принципы обложения
1.2 Виды таможенных платежей. Порядок и особенности их уплаты
Глава 2. Современное состояние системы таможенных платежей в РФ
2.1 Значение таможенных платежей в формировании бюджета РФ
2.2 Правительственный закон об индексации ставок акцизов на 2013-2015 годы
2.2.1 Акциз на бензин
2.2.2 Акцизы на спирт и алкоголь
2.2.3 Акцизы на табак
2.2.4 Акцизы на автомобили и моторные масла
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

Условия возникновения обязательств по уплате пошлин определяются национальным законодательством. В ст. 80 ТК ТС определен  момент возникновения обязанности  по уплате таможенных платежей, а также  время прекращения такой обязанности.

Таможенные пошлины не уплачиваются в случае, если в соответствии с ТК ТС или иными законодательными актами товары не облагаются таможенными  пошлинами, либо, если в отношении  товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи  с которыми предоставлено такое  освобождение.

Объектом обложения таможенными  пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а точнее - их таможенная стоимость и (или) количество.

Сроки, установленные для  уплаты таможенных платежей, различаются  в зависимости от совершаемых  с товарами операций. При ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня  подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный  срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения  срока подачи таможенной декларации. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При предварительном декларировании ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При изменении таможенного  режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК ТС для завершения действия изменяемого  таможенного режима. При нарушении  требований и условий таможенных процедур, которые в соответствии с ТК ТС влекут обязанность уплаты таможенных платежей, сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения соответствующего нарушения. Если такой  день не установлен, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры. Допускается и досрочная уплата таможенных платежей.

В ст. 84 ТК ТС определен порядок  уплаты таможенных платежей. Согласно данной статье таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства. В случае перемещения товаров через таможенную границу для личного пользования, таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами в кассу таможенного органа или на счет Федерального казначейства в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.

В ст. 4 Закона "О таможенном тарифе" приводится классификация  ставок таможенных пошлин. По способу  определения (т.е. установленного количественного  параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) ставки делятся на:

- адвалорные

- специфические

- комбинированные.

Ставка адвалорных пошлин устанавливается в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров. Адвалорные пошлины более  удобны для регулирования импорта  товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью. Адвалорные ставки используются как в импортном  тарифе, так и при обложении  вывозными таможенными пошлинами.

Специфические пошлины взимают  с веса, объема, штуки товара. Специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен.

В мировой таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям указывается и адвалорная, и специфическая  ставка пошлины. В зависимости от содержащихся в таможенном тарифе специальных  указаний взимаются или обе пошлины  одновременно, или та, которая дает наибольшую величину таможенной пошлины. Ставки, сочетающие адвалорный и специфический  виды таможенного обложения, называются комбинированными.

По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на: ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается довольно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономического давления на определенные страны.

Для определения размера  таможенной пошлины немаловажное значение имеет таможенная стоимость товара. Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного  и справедливого налогообложения. Величина таможенной стоимости зависит  от компонентов, подлежащих включению  в структуру таможенной стоимости, и метода ее определения.4

Выбор ставки ввозной таможенной пошлины зависит также от страны происхождения товаров. Сведения о  стране происхождения заявляются при декларировании товаров таможенным органам.

В целях защиты экономических  интересов Российской Федерации  к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах могут временно применяться  особые пошлины: 1) специальная пошлина; 2) антидемпинговая пошлина; 3) компенсационная  пошлина.

Данные виды пошлин вводятся только после расследования, проводимого  в целях установления наличия  возросшего импорта на таможенную территорию России и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики  или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а  также в целях установления наличия  демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального  ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Полномочия по проведению расследования возложены на Минэкономразвития  России. Порядок проведения расследования  и введения данных видов пошлин определен  Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров". Специальные защитные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины взимаются  таможенными органами независимо от взимания ввозных таможенных пошлин.

Антидемпинговая пошлина - применяется  при введении меры по противодействию  демпинговому импорту.

Компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается  таможенными органами Российской Федерации  независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической  субсидии иностранного государства (союза  иностранных государств) на отрасль  российской экономики, применяемая  по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том  числе предварительной компенсационной  пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных  государств) или экспортером.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается  таможенными органами Российской Федерации  независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта  на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется  по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной  пошлины, в том числе предварительной  специальной пошлины5.

При этом в целом ставки таможенных пошлин являются едиными. Это  означает, что, во-первых, ставки едины  на всей таможенной территории Российской Федерации, а во-вторых, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и  других факторов. Однако допускаются  исключения из закрепленного правила. Речь идет о тарифных льготах (тарифных преференциях). Среди разновидностей тарифных льгот - снижение ставки пошлины  и беспошлинный ввоз.

Тарифные преференции - это  льготы по таможенному тарифу при  осуществлении торговых отношений  РФ с иностранными государствами - предоставляются  в виде освобождения от уплаты ввозных  таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в  отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система РФ, определяется равным образом  как для наименее развитых (с полным освобождением от таможенной пошлины), так и для развивающихся (со снижением  ставки пошлины) стран. Преференциями пользуются также страны СНГ, заключившие с РФ Соглашения о свободной торговле.

Система тарифных преференций  основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией  и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных  или глубоко переработанных в  таких странах, предоставляются  в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Исследование системы  таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования, а именно: связан с  уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и  ограничений, установленных законодательством  РФ о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  состояние системы таможенных платежей в РФ

2.1 Значение таможенных  платежей в формировании бюджета  РФ

Приоритет финансовых целей  предопределяет установленный ст. 34 НК РФ статус таможенных органов, которые  пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Система учета и собираемости таможенных платежей от внешнеторговых операций более надежна и существенно менее сложна по сравнению с системой внутреннего налогообложения.

Таможенные платежи, взимаемые  таможенными органами, формируя казну  государства, выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается  в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства  через таможенно-тарифное регулирование  и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность  отечественного производства.6 Цель взимания таможенной пошлины, как и других таможенных платежей (косвенных налогов и сборов), заключается в "мобилизации финансовых ресурсов для материального обеспечения государственной деятельности.

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов  в федеральный бюджет, но и стимулирует  развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

В случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности активно осуществляет внешнеторговые операции, для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма  оплаты таможенных платежей. Доходы государства  от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Фискальные платежи предполагают «удовлетворение  публичных интересов за счет принудительного  изъятия государством денежных средств, находящихся в частной собственности  у физических лиц и организаций  либо на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления у государственных  юридических лиц. Фискальные платежи  включаются в состав фискальных доходов. Следовательно, финансовые ресурсы, образующиеся в результате деятельности системы  таможенных органов и направляемые в бюджет государства для удовлетворения публичных интересов, следует считать таможенными фискальными доходами.

Следует отметить, что все  таможенные платежи являются фискальными  доходами федерального бюджета и  не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает  публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с  другими обязательными платежами, являются необходимой экономической  основой существования и деятельности государства.

Таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и  неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства. Следовательно, таможенные платежи  являются неотъемлемой частью системы  обязательных платежей, а их применение возможно в силу самого факта перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу.

Примечательно, что в таможенное регулирование включены нормы административного, налогового, финансового, гражданского и уголовного законодательства. Это  означает определенный приоритет источников налогового права, следовательно, институт таможенных платежей регламентируется как нормами налогового, так и  нормами таможенного законодательства. Институт таможенных платежей включает исчисление платежей, их уплату и взимание. Плательщик самостоятельно определяет сумму таможенных платежей при перемещении  товара через таможенную границу. Исключение составляют случаи перемещения товаров  в международных почтовых отправлениях, а также выставление требования о внесении таможенных платежей. В  таких ситуациях таможенный орган  исчисляет и определяет размер таможенных платежей самостоятельно.

Информация о работе Современное состояние системы таможенных платежей в РФ