Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение процесса таможенной службы Республики Беларусь.
Задачи настоящей курсовой работы:
изучение предпосылок создания таможенной службы Республики Беларусь;
изучение особенностей становления и создания таможенной службы Республики Беларусь;
определение характерных черт ее деятельности на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4
1 История становления таможенной службы на территории РБ……..…5-11
1.1 Предпосылки возникновения таможенного обложения и организации сбора таможенных пошлин в ВКЛ. Становление таможенной службы………………………………………………………………………5-6
1.2 Таможенная служба на белорусских землях в составе Речи Посполитой и Российской империи……………………………………………………….6-8
1.3 История таможенной службы в БССР……………………………………8-11
2 Таможенная служба РБ в 1991-2001 гг………..………………………12-17
2.1 Становление таможенной службы Республики Беларусь в 1991-1995 гг ……………………………………………………………………………….12-15
2.2 Направления деятельности таможенной службы Республики Беларусь в 1995-2001 гг…………………………………………………………………15-17
3 Деятельность таможенных органов РБ на современном этапе (2001-2010)…………………………………………………………………………18-28
3.1 Таможенная служба Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………..18-22
3.2 Международное сотрудничество таможенной службы Беларуси……22-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………30-31
31 декабря 1992 г. принято постановление СМ РБ «О дополнительных мерах по организации таможенного контроля в Республике Беларусь», в котором, в целях защиты экономических интересов и совершенствования таможенной политики, ГТК совместно с Главным управлением пограничных войск при Совете Министров и МВД предусматривалось развернуть на таможенной границе с Россией и Украиной пункты таможенного оформления (ПТО) по временной схеме. Во исполнение этого Приказом председателя комитета от 22 марта 1993 г. были образованы Витебская, Мозырская, Полоцкая, Кричевская, Оршанская, Пинская таможни, авиатаможня «Минск-2», а приказом от 4 мая 1993 г. - Гомельская и Могилевская таможни.
Всего на май 1993 г. в Беларуси имелось 20 таможен. Кроме вышеуказанных на территории страны уже действовали: Браславская, Брестская, Верхнедвинская, Вороновская, ГРТ, «Западный Буг», MPT, МЦТ, Островецкая, Ошмянская, Поставская. Существовали проекты открытия таможен в Барановичах и Волковыске. Это было наибольшее количество таможен за весь новейший период истории Беларуси.
22 марта 1993 г. издан приказ ГТК РБ № 72-ОД «О создании таможенных организаций», и таможенные посты МРТ стали преобразовываться в таможни. Новые таможенные структуры интенсивно развивались. Если на Новополоцком таможенном посту работало 20 человек, то уже в Полоцкой таможне штатная численность достигала 172 человека.
Происходило совершенствование структуры и разворачивание некоторых отделов в управлении центрального аппарата. Так, в 1993 г. были созданы: управление по борьбе с контрабандой и АТП, инспекция по личному составу, управление кадров и профподготовки и др.
Принес ряд существенных изменений и 1994 г., когда Президент Республики Беларусь впервые утвердил «Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», определив его главные задачи, структуру и правоохранительный статус.
6
января 1995г. стало началом
В рамках реализации соглашения была проведена реорганизация Оршанской, Гомельской, Витебской, Полоцкой и Верхнедвинской таможен. Было упразднено 18 ПТО на белорусско-российской границе. В январе 1996г. ликвидирована Кричевская таможня, а в августе на восточной таможенной границе дополнительно было снято еще 7 ПТО. Началась работа по унификации таможенного законодательства в рамках Таможенного союза.
21
февраля 1995г. в Минске
Деятельность Представительства, созданного 11 мая 1995г. приказом председателя ГТК России, осуществлялась в основном в соответствии с Соглашением от 21 февраля 1995г. Важнейшими его функциями стали - обеспечение реализации Соглашения о единстве управления таможенными службами, согласование решений таможенных служб двух государств по развитию таможенной инфраструктуры, повышение эффективности таможенного контроля, организация обмена информацией по всему спектру вопросов таможенного дела, выработка предложений по унификации законодательств в сфере таможенного дела, совместное участие с таможенными органами Беларуси в реализации мер, направленных на пресечение таможенных правонарушений, незаконного оборота наркотических и психотропных средств, ядовитых и взрывчатых веществ, оружия и культурных ценностей через внешнюю границу Таможенного союза в пределах Республики Беларусь.
Учитывая важность теснейших контактов и непосредственного присутствия специалистов Представительства на белорусском участке внешней границы союзного государства со странами — кандидатами в члены ЕС: Польшей, Литвой и Латвией, в качестве советников при начальниках Брестской таможни, таможни «Западный Буг», Гродненской региональной и Ошмянской таможен было направлено по одному сотруднику. 14 сентября 1995 г. были образованы Гродненское и Брестское региональные направления Представительства. Их главной задачей стало содействие белорусским таможенникам в проведении таможенного контроля и таможенного оформления товаров российского направления. Кроме того, региональные секторы Представительства действовали до конца 1996 г. в Полоцке, в 1995 - 1997 гг. - Пинске, в Гомеле - 1995 - 1997 и 2000 - 2002 гг.
После
подписания 8 декабря 1999 г. Договора о создании
Союзного государства Беларуси и России
в рамках союзного Таможенного комитета
продолжилась разработка единых нормативных
актов о таможенном деле, единых мер тарифного
и нетарифного регулирования внешней
торговли.
2.2.
Направления деятельности
таможенной службы
Республики Беларусь
в 1995-2001 гг.
На ноябрь 1997 г. на территории РБ находилось 18 таможен: «Западный Буг», Брестская, Пинская, Поставская, Браславская, Верхнедвинская, Полоцкая, Витебская, Оршанская, Мозырская, Гомельская, Ошмянская, Вороновская, Гродненская региональная, Минская региональная таможни, «Минск-2», Минская центральная таможня и Могилевская. В связи с активизацией международной торговли назрела необходимость срочной трансформации приграничной и внутренней таможенной инфраструктуры в соответствии с возросшими нагрузками и европейскими стандартами. В 1997 г. была разработана «Концепция развития приграничной инфраструктуры на границе Республики Беларусь», а в начале 1999 г. на ее основе была создана «Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь». В результате, в основном за счет средств Союзного государства, а также Программы ТАСИС, обустроены приграничные пункты пропуска «Варшавский мост», «Козловичи», входящие в состав таможни «Западный Буг», «Новая Гута» Гомельской и «Каменный Лог» Ошмянской таможни.
В 1997 г. в ГТК была утверждена «Концепция создания Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Республики Беларусь», что позволило ускорить получение информации, необходимой для принятия решений при осуществлении операций таможенного оформления и контроля.
В этот период таможенное ведомство активно действовало в трех основных направлениях:
1) таможенный контроль, направленный на полноту взимания таможенных платежей и не создающий искусственных препятствий участникам ВЭД;
2) борьба с таможенными правонарушениями;
3) проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, участвующих во внешнеторговых операциях.
Доля средств, поступающих от деятельности таможенной службы в республиканский бюджет в это время постоянно росла: 1994 г. - 4,3 %; 1995г.- 10,6 %; 1996 г. - 19,7 %; 1997 г. - 29,4 %.; 1998 г. - 24,9 %; 1999 г. – 25, 4 %; 2000 г. - 24 %, 2001 г. - 28,6 %. В валюте она была еще больше, например, в 1999 г. - 65,6 %.
К 2001г. ГТК РБ были подчинены 18 таможен, 200 ПТО, из которых 51 пункт являлся пограничным. Но не все из таможен работали достаточно эффективно. Так, в 1999 г. лишь 6 - МРТ, ГРТ, Гомельская, Могилевская, Брестская и таможня «Западный Буг» внесли 80 % от общей суммы платежей.
Таким образом, во второй половине 1990-х гг. белорусская таможенная служба окончательно сформировалась.
Национальная
таможенная система в этот период
развивалась и
Успехи
были по достоинству оценены
В апреле 1996 г. вышел первый номер специализированного ежемесячного журнала ГТК «Таможенный вестник», а вскоре - и ежегодник «Таможенная статистика по внешней торговле Республики Беларусь».
В белорусских таможенных органах сохраняются традиции предшественников - ветеранов службы. 17 апреля 2000 г. председатель ГТК издал приказ «О подготовке к празднованию 10-летия таможенной службы Республики Беларусь». Под девизом достойной встречи юбилея прошли 2000 - 2001 гг. Была значительно усилена воспитательная работа среди сотрудников, основанная на знании исторических традиций, во многих таможнях началось создание музейных экспозиций. В мае 2000 г. была основана «Белорусская общественная организация ветеранов таможенных органов» (БООТ). Активизировалась культурная и спортивная жизнь таможенников.
В 2001 г. был широко отмечен 10-летний юбилей таможенной службы Беларуси. В рамках празднования 10-летия таможенной службы Беларуси
филиал
«Белтаможиздат» РУП «
III. Деятельность таможенных
органов РБ на современном
этапе (2001-2010 гг.)
3.1.Таможенная
служба Республики
Беларусь на современном
этапе
В сентябре 2001 г. таможенное ведомство Беларуси возглавил государственный советник таможенной службы III-го ранга А.Ф. Шпилевский. В настоящее время идут активные процессы модернизации белорусской таможенной службы, превращения ее в современную, отвечающую всем мировым стандартам, европейскую таможенную службу. Оптимизируется количество таможенных учреждений. С 1 сентября 2002 г. произошла значительная реорганизация таможенной системы Беларуси, в результате которой было ликвидировано 5 таможен: Оршанская, Верхнедвинская, Браславская, Вороновская и Поставская. В 2005 г. планируется доведение числа таможен до 6.
Основа модернизации службы - Целевая программа развития таможенной службы Республики Беларусь на 2002 - 2005 гг. Одной из важнейших задач в этой области является упрощение процедур таможенного оформления и сокращения их по времени. Так, в декабре 2004 г. в пункте пропуска «Козловичи» был открыт экспериментальный коридор для белорусских экспортных товаров. Процедура таможенного контроля сократилась до15 минут, что позволило уменьшить очереди и ускорить процесс пересечения границы. Подобные коридоры планируется открыть в пунктах пропуска «Каменный Лог», «Новая Гута», «Брузги» и «Берестовица».
Таможенная служба стала инициатором введения электронного декларирования товаров и электронной подписи, что планируется поэтапно вводить с 2005 г. В ноябре 2004 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК и Госкомпогранвойск Республики Беларусь на 2004 - 2005 гг., главной целью которой является совершенствование технологий организации пропуска через государственную границу Республики Беларусь физических лиц, товаров и транспортных средств, их учета, усиление борьбы с организованной преступностью.
Значительные изменения претерпела приграничная таможенная инфраструктура. В 2004 г. был введен в эксплуатацию реконструированный международный автодорожный пункт пропуска на белорусско -польском участке границы «Варшавский мост», пропускная способность которого составляет 2700 автомобилей в сутки, проходящих по 20 каналам. Началось строительство приграничного грузового терминала «Козловичи-2» с пропускной способностью 4000 грузовых автомобилей.
В начале 2002 г. по инициативе ГТК был создан Общественный совет по совершенствованию таможенной политики страны в составе представителей ГТК и шести предпринимательских союзов. Совет вносит предложения в весь спектр нормативных документов, касающихся таможенной политики. В результате было разработано Положение о «добросовестном участнике внешнеэкономической деятельности», а к 2005 г. специалистами из ГТК и таможен завершена работа над проектом новой редакции Таможенного кодекса.
Итогом планомерной модернизации службы является постоянный рост результатов работы таможенников. Так, в 2003 г. таможни почти на 40 % наполнили доходную часть бюджета. По итогам 2004 г. в казну перечислено около 2,5 трл. рублей. План был выполнен на 102,2 %, что на 600 млрд. больше, чем в 2003 г., что в 2 раза превышает результаты 2002 г. и почти в 4 раза 2001 г. В общей сумме доходов республиканского бюджета таможенные доходы составляют 36,3%. Доведенное плановое задание выполнено всеми таможнями. Лучший результат показала МРТ, ее доля в общем доходе составила 50,2 %. У Гомельской таможни - 9,1 %, Гродненской региональной - 6,9 %, Полоцкой - 6,3 %, Мозырской - 5,4 %. На 2005 г. Правительство установило плановое задание для таможенных органов: собрать 2,9 трл. рублей.
Благодаря активной работе правоохранительного блока таможенных органов сформирована система мер противодействия таким видам преступности, как транзит наркотиков, алкоголя и сигарет, торговля украденными автомобилями, незаконный вывоз валюты и культурно-исторических ценностей. Только с начала 2003 г. было пресечено13640 преступлений и правонарушений. По итогам года лучшей была признана Могилевская таможня. При подведении итогов за 2004 г. руководство ГТК отметило лучшие подразделения правоохранительного блока. Среди лучших отделов борьбы с контрабандой и АТП 1-е место заняла таможня «Западный Буг», 2-е – МРТ, 3-е - Ошмянская. Среди отделов расследования 1-е место заняла Гомельская таможня, 2-е - МРТ, 3-е - Полоцкая таможня. Среди отделов таможенных инспекций: 1-е место - МРТ, 2-е - Брестская, 3-е - Мозырская.
Активно участвуют в реализации задач ГТК предприятия республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис», где трудилось на конец 2004 г. 1214 чел. Предприятия «Белтаможсервиса» оказывают своим клиентам свыше 50 видов самых различных услуг, в первую очередь - таможенного агента. В 2005 г. долю «Белтаможсервиса» на этом рынке планируется довести до 80 %.
Успешное функционирование современной таможенной службы немыслимо без отлично подготовленных, сознательно относящихся к своему делу кадров. Нужно отметить, что белорусская таможенная служба на январь 2001 г. имела в своих рядах 5,5 тыс. сотрудников (71,9 % мужчин и 28,1% женщин). Высшее образование имели 78,9%. В таможенных органах 27 % служащих - до 30 лет, 43 % - до 40 лет, 23 % - до 50 лет, 7 % - старше 50 лет. Менее 2 лет стажа имели 13,5 %, до 5 лет - 40,7 %, до 10 лет - 50,6 %, до 15 лет - 5,3 %, свыше 15 лет - 3,4 % работников.
Информация о работе Создание таможенной службы Республики Беларусь