Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение процесса таможенной службы Республики Беларусь.
Задачи настоящей курсовой работы:
изучение предпосылок создания таможенной службы Республики Беларусь;
изучение особенностей становления и создания таможенной службы Республики Беларусь;
определение характерных черт ее деятельности на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4
1 История становления таможенной службы на территории РБ……..…5-11
1.1 Предпосылки возникновения таможенного обложения и организации сбора таможенных пошлин в ВКЛ. Становление таможенной службы………………………………………………………………………5-6
1.2 Таможенная служба на белорусских землях в составе Речи Посполитой и Российской империи……………………………………………………….6-8
1.3 История таможенной службы в БССР……………………………………8-11
2 Таможенная служба РБ в 1991-2001 гг………..………………………12-17
2.1 Становление таможенной службы Республики Беларусь в 1991-1995 гг ……………………………………………………………………………….12-15
2.2 Направления деятельности таможенной службы Республики Беларусь в 1995-2001 гг…………………………………………………………………15-17
3 Деятельность таможенных органов РБ на современном этапе (2001-2010)…………………………………………………………………………18-28
3.1 Таможенная служба Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………..18-22
3.2 Международное сотрудничество таможенной службы Беларуси……22-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………30-31
В этот период руководство таможенной службы стало обращать серьезное внимание на кадровое обеспечение, т. к. модернизация таможенной службы невозможна без коренного улучшения системы профподготовки. В 1996 г. Могилевская таможня первой в Беларуси открыла учебный центр и начала первоначальную подготовку и переподготовку должностных лиц таможенных органов. Впоследствии открыт также учебный центр в Минской региональной таможне, позднее переведенный в Минскую центральную таможню, и в Брестской таможне. Все учебные центры имеют свою специализацию.
Кроме учебных центров таможенные кадры обучались на таможенном отделении в Институте национальной безопасности Республики Беларусь. Академии управления при Президенте Республики Беларусь (2002 – 2005 гг.). Таможенному делу обучают в Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете и Белорусском государственном экономическом университете. Учатся белорусы и в Российской таможенной академии. В 2005 г. планируется завершить создание 4 ступенчатой системы подготовки кадров: школа - ВУЗ - учебные центры - Институт национальной безопасности.
В апреле 2001г. на базе таможни «Западный Буг» состоялся I республиканский конкурс профессионального мастерства таможенников, в котором большинство призовых мест заняли представители Брестской таможни и таможни «Западный Буг».
27 августа 2002 г. был утвержден Кодекс профессиональной этики таможенника - свод нравственных норм и принципов поведения сотрудника таможенной службы Беларуси. Необходимо отметить, что в белорусском таможенном ведомстве идет жестокая и бескомпромиссная борьба с коррупцией. Так, с 2001 г. из рядов таможенной службы было уволено 1075 сотрудников, не удовлетворяющих высокому званию стража экономической безопасности страны.
Приказом председателя ГТК №416 от 17 декабря 2003 г. были утверждены основные направления идеологической работы в таможенных органах Республики Беларусь. Начала создаваться система идеологической работы, прошедшая в 2004 г. под девизом «Достойную встречу 60-летней годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». 6 мая 2004г. состоялась встреча руководства ГТК с ветеранами Великой Отечественной войны - бывшими сотрудниками Брестской, Гродненской и 11 и Пинской таможен.
27 сентября 2004 г. произошло знаменательное событие в истории белорусской таможенной службы - Указом Президента Республики Беларусь была утверждена Присяга должностных лиц таможенных органов. Первыми ее приняли в октябре того же года руководство и сотрудники ГТК РБ, а также сотрудники таможен.
В
августе 2003 г. вышел первый номер
научно-практического журнала
Новейшим примером может стать открытие в январе 2005 г. официального интернет-сайта ГТК Республики Беларусь, занявшего вскоре первое место на минской выставке TIBO-2005 среди сайтов органов государственного управления.
Широко разворачивается в таможенных органах спортивно-массовая работа. Среди таможенников есть не только физкультурники, но и именитые спортсмены. Председатель ГТК Республики Беларусь возглавляет Белорусский тяжелоатлетический союз. Поэтому таможенники не только активно проводят соревнования по этому виду спорта, но и оказывают всяческое содействие его развитию, помогая тяжелоатлетическим оборудованием и инвентарем детско-юношеским секциям. В Гродно в 2004 г. прошел юношеский турнир по тяжелой атлетике, посвященный памяти ветерана таможенной службы Ф. Н. Горина, и в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Таможенники активно участвуют в соревнованиях по мини-футболу, стрельбе, лыжам. В декабре 2003 г. прошел турнир по мини-футболу среди силовых ведомств республики, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Славится своим ансамблем песни «Зорны россып» Ошмянская таможня. Решением коллегии Министерства культуры Республики Беларусь в 2003 г. ему присвоено звание «Народного самодеятельного коллектива».
В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, которая согласно ст.2. Таможенного кодекса является составной частью внутренней и внешней политики государства.
Проводимая государством политика в области внешней торговли напрямую определяет характер таможенных отношений. В свою очередь характер и принципы осуществления таможенного дела в стране оказывают решающее влияние на направление развития внешнеэкономических связей, прежде всего торговых, с иными странами. Таможня по своей сущности является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством, а таможенная политика соответственно как ядро таможенного дела, представляет собой систему мер, определяющих приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров и транспортных средств. При этом таможенная политика должна содей обеспечению экономической безопасности страны.
Целями
современной белорусской
Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются: 1) установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования; 2) осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь; 3) участие Республики Беларусь в таможенных союзах в иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.
Таможенная
политика Беларуси прошла пятнадцатилетний
путь становления и развития и на сегодняшний
день является достаточно гармоничной
политикой, проводимой на основе принципов
здорового протекционизма и фритрейда.
3.2.
Международное сотрудничество
таможенной службы
Беларуси
Признание суверенитета Республики Беларусь международным сообществом, увеличение объемов и расширение географии внешней торговли вызвало необходимость выхода таможенной службы на международную арену и активизации внешних связей на самых различных уровнях и направлениях.
Национально-правовая база международного сотрудничества Беларуси в таможенной сфере основывается на международных договоренностях и обязательствах Республики Беларусь, принятых ею как до, так и после обретения независимости. Международная деятельность ГТК регламентируется в действующем Таможенном кодексе. Это статьи: 2 «Таможенная политика РБ»; 4 «Таможенное дело и международная экономическая интеграция»; 6 «Действие международных договоров при осуществлении таможенного дела»; 10 «Основные функции таможенных органов Республики Беларусь» п.16; 218 «Дополнительные полномочия ГТК Республики Беларусь в области ТН ВЭД» и 221 «Контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ».
Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 39 от 2 февраля 2000 г. «Положение о ГТК» на таможенное ведомство возлагается выполнение следующих функций: обеспечение выполнения международных договоров в части, касающейся таможенного дела; подготовка предложений в Правительство Республики Беларусь о заключении международных договоров; подготовка международных договоров; проведение переговоров; осуществление сотрудничества с таможенными и иными организациями иностранных государств; участие в работе международных организаций; взаимодействие в пределах компетенции с иностранными организациями. Председатель ГТК имеет право заключать международные договоры. Кроме того, существует ряд специальных приказов ГТК: № 51-ОД от 26.02 1997 г. «О вопросах реализации международных договоров», № 24-ОД от 19.01.1999 г. «Памятка об обеспечении участия РБ в деятельности международных организаций» (издание МИД РБ), № 54-ОД от 20.01 2001 г. «О некоторых вопросах командирования сотрудников таможенных органов» (за рубеж), № 202-ОД от 11.06.2002 г. «О порядке осуществления внешних контактов».
Особенно важным документом стал приказ ГТК № 245 - ОД от (30.05.2001 г. «О повышении эффективности международного сотрудничества». На уровне зам. начальников управлений ГТК и зам. начальников таможен были назначены должностные лица, ответственные за вопросы международного сотрудничества, чего ранее не было. В целом же по таможенному ведомству непосредственно международные связи обеспечивают отдел международного права и сотрудничества и отдел по делам таможенного союза и связям со странами СНГ Договорно-правового управления ГТК.
Ключевым и приоритетным направлением международных связей белорусской таможенной службы является взаимодействие с Федеральной таможенной службой России на основе Соглашения о таможенном союзе 1995 г., к которому впоследствии присоединились Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. За прошедшие годы между Беларусью и Россией в некоторых областях практически на 99% унифицировано таможенное законодательство. Созданы Таможенный комитет Союзного государства и его коллегия, рассматривающая широкий круг вопросов в таможенной сфере, в который включены и вопросы организации борьбы с таможенными правонарушениями. В целях обеспечения единства управления таможенными службами подписано соответствующее Соглашение между РФ и РБ 21 февраля 1995 г. Создан Таможенный комитет Союзного государства. На последней его коллегии 24 декабря 2004 г. были обсуждены вопросы таможенного законодательства, разработки и внедрения новой технологии информационного обмена электронной информацией по Калининградскому транзиту и др. вопросы. В соответствии с данным соглашением в Беларуси с 1995 г. создано и функционирует Представительство таможенной службы РФ при таможенной службе РБ. Все годы пребывания Представительство принимало непосредственное участие в таких программах Союзного государства, как: «Программа создания Единой автоматизированной системы Таможенного комитета Союзного государства на 2003 - 2005 гг.», «Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002 - 2005 гг.» и др.
В 1996 г. Советом Министров Союза Беларуси и России на период 1997 - 2001 гг. для западной и северной границ союза была утверждена российско - белорусская Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных ПТО на территории Республики Беларусь Государственным заказчиком-координатором выступил ГТК РФ, а госзаказчиком - головным исполнителем - ГТК РБ.
Белорусские таможенники сотрудничают с российскими коллегами по различным направлениям. Важнейшие среди них: создание и совершенствование нормативной базы; проведение совместных организационно - практических мероприятий в правоохранительной сфере; информационное, научное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.
15
июня 1999 г. в г. Минске в рамках
межправительственных
Вопросы сотрудничества в таможенной сфере получили дальнейшее развитие после подписания Договоров об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г., об образовании Союза Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. и создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г.
Активно осуществляется дву- и многостороннее сотрудничество в таможенной сфере с другими странами СНГ.
14 декабря 1995 г. между правительствами Беларуси и Украины подписано соглашение об организации совместного контроля на пограничных пунктах пропуска. 26 февраля 1999 г. руководители государств - участников Таможенного союза подписали Договор о Едином экономическом пространстве, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм. Существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В рамках Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана заключён ряд соглашений, направленных на унификацию национальных законодательств государств-участников, что оказывает существенное влияние на таможенное законодательство Республики Беларусь.
10 октября 2000 г. президенты государств - участников Таможенного Союза подписали Договор об учреждении ЕврАзЭС. 28 апреля 2003 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС были приняты приоритетные направления развития Сообщества на 2003 - 2006 гг., обсуждены формы взаимодействия стран-участниц по вступлению в ВТО. Несколько ранее, 23 февраля 2003 г., лидеры России, Казахстана, Украины и Беларуси решили создать организацию региональной интеграции (ОРИ).
Важным рабочим органом является Совет руководителей таможенные служб (СРТС) государств - участников СНГ. СРТС СНГ осуществляет многочисленные контакты с международными организациями. В основу деятельности совета положены принципы Киотской конвенции по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления (1999 г.).
Информация о работе Создание таможенной службы Республики Беларусь