Создание таможенной службы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение процесса таможенной службы Республики Беларусь.
Задачи настоящей курсовой работы:
изучение предпосылок создания таможенной службы Республики Беларусь;
изучение особенностей становления и создания таможенной службы Республики Беларусь;
определение характерных черт ее деятельности на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4
1 История становления таможенной службы на территории РБ……..…5-11
1.1 Предпосылки возникновения таможенного обложения и организации сбора таможенных пошлин в ВКЛ. Становление таможенной службы………………………………………………………………………5-6
1.2 Таможенная служба на белорусских землях в составе Речи Посполитой и Российской империи……………………………………………………….6-8
1.3 История таможенной службы в БССР……………………………………8-11
2 Таможенная служба РБ в 1991-2001 гг………..………………………12-17
2.1 Становление таможенной службы Республики Беларусь в 1991-1995 гг ……………………………………………………………………………….12-15
2.2 Направления деятельности таможенной службы Республики Беларусь в 1995-2001 гг…………………………………………………………………15-17
3 Деятельность таможенных органов РБ на современном этапе (2001-2010)…………………………………………………………………………18-28
3.1 Таможенная служба Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………..18-22
3.2 Международное сотрудничество таможенной службы Беларуси……22-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………30-31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

     В рамках СРТС СНГ созданы временные и постоянно действующие рабочие группы по направлениям деятельности: ведение ТН ВЭД СНГ; определение таможенной стоимости товаров; разработка порядка заполнения и применения единой пассажирской таможенной декларации; разработки автоматизированных систем таможенного оформления товаров для типовых центров таможенного оформления; разработка автоматизированных систем контроля за доставкой товаров, взаимного обмена информацией по вопросам безопасности таможенных органов и борьбы с коррупцией.

     В рамках СРТС работа сконцентрирована по следующим направлениям:

1) сближение и гармонизация таможенных законодательств, формирование действенных механизмов тарифного и нетарифного регулирования;

2) координация практического взаимодействия таможенных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств СНГ по основным аспектам таможенной политики;

3) организация обмена данными таможенной статистики внешней торговли;

4) разработка стратегических программ обеспечения таможенных органов стран СНГ техническими средствами;

5) координация взаимодействия таможенных служб по обустройству таможенных границ и т. д.

     На  сегодняшний день в числе заслуг СРТС СНГ является принятие ряда договоров: «Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах» от 15 апреля 1994 г.; «Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых культурных ценностей» от 15 апреля 1994г.; «Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах СНГ» от 15 апреля 1994 г.; «Решение о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников СНГ» от 9 декабря 1994 г.; «Соглашение о Единой ТН ВЭД СНГ» от 10 февраля 1995 г.; «Протокол о порядке взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ при перевозках специальных грузов и продукции военного назначения» от 8 октября 1999 г. и ряд других документов. В 2001 г. Совет Министров Республики Беларусь постановил присоединиться к «Соглашению между таможенными службами государств - участников СНГ о сохранении конфиденциальной информации в области технического оснащения таможенных органов». С 2002 г. в рамках СНГ действует соглашение «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

     Кроме этого, существуют межгосударственные программы совместных мер борьбы с преступностью, проводятся совместные специальные операции «Рубеж», «Канал», «Трафик», «Граница - заслон».

     Взаимодействует Республика Беларусь со странами дальнего зарубежья и международными организациями, действующими в таможенной сфере. На сегодняшний день заключены договоры, содержащие нормы, регулирующие таможенные правоотношения со странами ЕС, США, Литвой, Латвией, Финляндией, Чехией, Норвегией, Словакией, Сирией, Израилем, Турцией, Болгарией, Македонией, Швейцарией, Эстонией, Ливией. 16 декабря 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах между правительствами Беларуси и Польши, в 1996 г. - Беларуси и Литвы. На 2004 г. ГТК подписал около 20 соглашений с различными странами, а с Италией, Чехией, Словакией, Польшей, Украиной и странами Балтии достигнуты договоренности и эффективно действуют соглашения об обоюдном обмене оперативной информацией. Заключены межведомственные соглашения с таможенными службами Латвии, Литвы, Польши, Казахстана, Армении, Германии и Ливии.

     Особенностью внешнеэкономической политики Беларуси на современном этапе является расширение ее наступательного характера. Расширение внешнеторговых связей Беларуси, экспортная ориентированность национальной экономики, повышение транзитной привлекательности страны, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, развитие въездного туризма – все это потребовало не только коренного пересмотра национального таможенного законодательства, но и активизации международного сотрудничества в сфере таможенного дела.

     Крупнейшей  международной межправительственной организацией в таможенной сфере  является Всемирная таможенная организация (ВТО), которая является правопреемницей Совета таможенного сотрудничества. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о Совете таможенного сотрудничества 16 декабря 1993 г.

     Членство  Беларуси в ВТО положительно влияет на развитие таможенного дела: страна принимает активное участие в разработке проектов международных договоров, иных важных документов по вопросам таможенного регулирования. Наибольший интерес для таможенных органов Беларуси представляет участие в борьбе с таможенными правонарушениями, Комитета по гармонизированной системе, Постоянного технического комитета и рабочей группы по обучению.[7, стр.38-39]

     С 1992 г. Евросоюз оказывает содействие Республике Беларусь в рамках специальной программы ТАСИС по развитию приграничной инфраструктуры. Проведены семинары и консультации с участием европейских специалистов по таможенной стоимости, стране происхождения товара, борьбе с контрабандой и т.д. Белорусские таможенники с целью изучения опыта работы посетили таможенные службы Франции, Германии, Великобритании, Финляндии. В программе содействия таможенной службе Беларуси на 1993 – 1994 гг. был и блок «содействия созданию подразделений по борьбе с контрабандой». Эту помощь оказала Германия. Сотрудничество ТАСИС с нашей страной продолжается и в настоящее время. Убедительными примерами этого являются открытие в апреле 2004 г. международного автодорожного пункта-пропуска «Варшавский мост», в котором приняли участие руководители таможенных служб Беларуси, России и Польши.

     Белорусские таможенники участвуют в проектах ООН «Программа «БУМАД» (Беларусь, Украина, Молдова против наркотиков) и МАГАТЭ, в двустороннем сотрудничестве с  таможенными органами государств ближнего и дальнего зарубежья, в результате которого модернизируется и развивается таможенная инфраструктура, совершенствуется правовая база и профессионализм белорусских таможенников. В правоохранительной области налажены тесные контакты таможенной службы с Интерполом.

     Таким образом, белорусское таможенное ведомство  уверенно вступило в XXI век, и, опираясь более чем на тысячелетние традиции и накопленный опыт, успешно развивается и трансформируется в современную технически оснащенную, с отлично подготовленным персоналом европейскую таможенную службу[3, стр.128-136].

     27 ноября 2009 года в Минске было  подписано Соглашение о создании  тройственного Таможенного союза,  участниками которого являются  Беларусь, Казахстан, Россия, и который начинает функционировать с 1-го января 2010 года. Тогда же вступает в силу единый таможенный тариф . Однако в течение переходного периода для каждой из стран останутся т.н. «чувствительные позиции», по которым она сохранит свой особый порядок ввоза до момента окончания переходного периода.

     С 1 июля 2010 года в силу должен вступить Таможенный кодекс. Одновременно с этим должны будут исчезнуть таможни между Россией и Беларусью. К 1 июля 2011 года таможни должны исчезнуть между Россией и Казахстаном. На союзном уровне создана комиссия (комиссия Таможенного союза), в которой 57% принадлежит российской стороне и по 21,5% - Беларуси и Казахстану. Можно предположить, что у Минска, равно как и у Астаны, будет немного возможностей влиять на таможенную политику, поскольку центр принятия решений будет находиться в Москве.

     К моменту подписания Соглашения о  создании Таможенного союза Казахстан, Беларусь и Россия согласовали тарифы по более чем 11 тысячам товаров. В 90% случаев за основу взяли пошлины, действующие в России. Однако на декабрь 2009 года существовало около 400 проблемных позиций, по которым стороны не могут договориться.

     Создание  Таможенного союза в целом для экономик трех стран — это выгодное решение, и оно будет способствовать тому, что товарооборот внутри трех государств, а также с внешним миром значительно будет увеличен в ближайшие годы.

     По  расчетам Российского института  народнохозяйственного прогнозирования, в денежном выражении к 2015 году прибыль России от создания Таможенного союза оценивается в 400 млрд. долларов, а Беларуси и Казахстана - по 16 млрд. долларов.

     Причины создания таможенного союза:

  • подготовка для создания единого экономического пространства;
  • упрощение вступление в ВТО стран – участниц.[15]

     В настоящее время формирование Таможенного  союза идет согласно принятому плану. Несмотря на уже проделанную работу, остаются множество моментов, которые необходимо согласовать и доработать. Продолжает обсуждаться механизм распределения пошлин в государствах Таможенного союза. [16]

     Таможенные  законодательства государств - участников Таможенного союза сильно различаются. Очевидно, что пока все механизмы работы в рамках Таможенного союза не будут окончательно определены, заинтересованным сторонам придется приложить максимум усилий. Несмотря на кажущиеся сложности, стимул для этого есть. Как утверждает генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров, устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле Беларуси, России и Казахстана будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году дополнительный прирост ВВП государств - участников Таможенного союза до 20%. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В ходе работы был проанализирован, разделен на этапы и систематизирован процесс формирования таможенных органов Республики Беларусь.

     Предпосылки появления таможенной службы Республики Беларусь появились еще в средние века. Формирование нового белорусского государства и системы исполнительной власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы.

     В настоящее время в Республике Беларусь идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике нашего государства переходного периода.

     Таможенные  органы Республики Беларусь являются примером для подражания в области внедрения инновационных технологий, новых форм и методов работы.

     Благодаря высокому профессионализму, дисциплине, преданности делу работников таможенной службы Республики Беларусь, созданы  необходимые условия для упрочения  финансового потенциала государства  и обеспечения его экономической  безопасности. Таможенная служба стала эффективным инструментом формирования бюджета страны и надежным барьером для нарушителей таможенного законодательства. Международное таможенное сотрудничество Республики Беларусь развивается в духе добрососедских отношений, тесного профессионального взаимодействия, нахождения и выработки компромиссных решений. Все это свидетельствует об углублении международной экономической интеграции.

     Проведенные за последние годы преобразования таможенной службы позволили сформировать потенциал, необходимый для реализации таможенной политики страны. 
 

 

Список использованных источников:

1.Таможенный  кодекс Республики Беларусь. –  Минск: Белтаможсервис, 2007. – 344 с.

2.Государственная таможенная служба Республики Беларусь. История и современность / Под общ. ред. А.Ф. Шпилевского. – Минск: Белтаможсервис, 2006. – 248 с.

3.Основы таможенного  дела: Учебник / В.А. Гошин, А.Н.  Сиротский, Н.А. Дубинский и др.; Под ред. А.Н. Сиротского, В.А. Гошина. – Мн.: БГУ, 2003. – 475 с.

3.Острога, В.А.  История таможенного дела и  таможенного права Беларуси: учеб. Пособие / В.А. Острога. – Мн.: ООО «БИП – С Плюс», 2005. – 193 с.

4. На страже культурного наследия : Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой культурных ценностей / В.П.Шостак [и др.]; под общ. ред. А.Ф.Шпилевского. – Минск: Белтаможсервис, 2007. – 256 с.: ил.

5.Таможенная  служба. В 2 кн. Кн 2. Борьба с контрабандой / В.Ю. Саяпин. – Гродно: Гродн.  тип., 2005. – 616 с., [32] л.ил.: ил.- С.136-151

6.Таможенное право Республики Беларусь. Общая часть. Таможенные органы Республики Беларусь: учебно-методическое пособие / В.А. Острога, А.А. Чепик. – Минск: «БИП – С Плюс», 2007. – 75 с.

7.Адерейко, А.  Таможенная служба Республики  Беларусь: вопросы международного сотрудничества / А. Адерейко // Таможня и ВЭД. – 2008. - № 1.

8.Халикова, Е. По стандартам ВТО / Е. Халикова // Таможня и ВЭД. – 2008. - №7.

9.Халикова, Е.  В сфере борьбы с таможенными  правонарушениями / Е. Халикова // Таможня и ВЭД. – 2008. - №7.

10.Острога, В.  «Зеленая» граница. Контрабанда  в БССР. 1920-е гг. / В. Острога // Таможня и ВЭД. – 2006. - №8.

11.Кардашина,  Т. Создать условия для субъектов  ВЭД / Т Кардашина // Таможня и ВЭД. – 2008.- №4.

12.Чижевская,  И. Комментарий к Таможенному  кодексу РБ 2007 г. / И. Чижевская // Таможенное агентство «ОЛЬФОГРУП» [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://tamagent.biz/INFO/Documents/Comment_TK_2007.htm. - Дата доступа: 29.03.2010.

13.Таможня.РУ – 2004 – 2010. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tamognia.ru/sng/belarus.html - Дата доступа: 28.03.2010.

Информация о работе Создание таможенной службы Республики Беларусь