Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования - изучить основные цели, функций и задачи специальной таможенной статистики таможенных правонарушений в сфере таможенного дела.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами таможенных правонарушений;
- привести статистику таможенных правонарушений;
- провести корреляционный анализ.
Введение 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 7
1.1. Понятие и виды таможенных правонарушений 7
1.2. Сущность статистики таможенных правонарушений 10
1.3 Структура и принципы системы управления рисками 16
2. СТАТИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 19
2.1. Статистика правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации 19
2.2. Корреляционный анализ 27
Заключение 32
Библиографический список 33
18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ);
19. Несоблюдение таможенной процедуры (ст. 16.19 КоАП РФ);
20. Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП РФ);
21. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (ст. 16.21 КоАП РФ);
22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП РФ);
23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоАП РФ);
24. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами (ст. 16.24 КоАП РФ) [1].
Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов, предназначенных для оптимизации их деятельности. Статистика таможенных правонарушений является разделом специальной таможенной статистики. Роль статистики таможенных правонарушений в системе специальной таможенной статистики определяется тем, что она призвана способствовать:
- организации управления и контроля за расследованием дел о нарушениях таможенных правил, уголовных дел, возбужденных таможенными органами, и дел об административных правонарушениях, посягающих на нормативную деятельность таможенных органов;
- разработке и формированию унифицированного правового механизма по регулированию на нарушения таможенного законодательства, а также обобщению и использованию положительного опыта поисковой, оперативно-розыскной работы;
- на основе законодательной базы РФ по таможенному делу, нормативно-правовых актов Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России) определяются функции статистики таможенных правонарушений;
- разработка и утверждение форм отчетности на текущий год, регламента их составления и доведения до вышестоящих таможенных органов, составление методических рекомендаций по их заполнению;
- работа по заполнению отчетных форм в каждом из таможенных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, доведение их до вышестоящих таможенных органов;
- получение сводных данных за соответствующие периоды;
- сверка данных путем логического контроля и вычисления конкретных сумм;
- анализ сводных данных и подготовка отчетных материалов к докладу руководства ФТС России, таможенных органов на местах и для сведения территориальных подразделений.
Организация ведения специальной таможенной статистики таможенных правонарушений должна отвечать следующим требованиям:
1. Оперативность сбора, обработки, хранения данных по делам о таможенных правонарушениях;
2. Возможность автоматизации процессов создания и ведения как основных, так и дополнительных баз данных для осуществления информационной поддержки правоохранительной работы;
3. Оперативность использования всего объёма данных специальной таможенной статистики, а также иных информационных ресурсов в работе подразделений правоохранительного блока таможенных органов;
4. Пользования данными в масштабе времени, близком к реальному.
Основной целью ведения
специальной таможенной статистики
таможенных правонарушений является обеспечение
руководства таможенного органа
и вышестоящих таможенных органов
информацией о состоянии
В соответствии с определенной целью к основным задачам специальной таможенной статистики таможенных правонарушений относятся:
1. Накопление, обработка, систематизация, обобщение и последующий анализ данных о правоохранительной деятельности таможенных органов;
2. Изучение динамики проявления противоправных деяний;
3. Изучение связи показателей таможенных правонарушений и внешнеторговой деятельности, выявление предпосылок совершения правонарушений участниками ВЭД;
4. Развитие методологии и практики применения данных статистики таможенных правонарушений в оперативно-служебной деятельности;
5. Информационное обеспечение подготовки эффективных управленческих решений по борьбе с таможенными правонарушениями;
6. Формирование системы обобщающих статистических показателей правоохранительной деятельности;
7. Оценка деятельности таможенных органов по правоохранительным вопросам.
Объектами изучения статистики таможенных правонарушений являются:
- преступления в сфере таможенного дела;
- нарушения таможенных правил;
- административные правонарушения.
Система признаков и показателей в специальной таможенной статистике таможенных правонарушений включает в себя атрибутивные признаки и количественные показатели.
Атрибутивные признаки определяют наличие некоторого качественного свойства у единицы учета.
Укрупненный перечень атрибутивных признаков основной единицы учета включает следующие признаки правонарушений:
1. Квалификация дел о нарушениях таможенных правил;
2. Сумма санкций материального характера;
3. Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризует особенности правонарушений и эффективности борьбы с ними в сфере ВЭД. Например, сумма материальных взысканий на одно дело по нарушению таможенных правил; количество дел о нарушениях таможенных правил на одного сотрудника правоохранительной направленности.
В статистических исследованиях специальной таможенной статистики таможенных правонарушений выделяют три основных этапа:
1. Статистическое наблюдение (сбор исходной статистической информации);
2. Первичная обработка исходной информации;
3. Анализ статистической информации.
На первом этапе решается
задача получения и регистрации
значения количественных показателей
и качественных признаков правонарушений.
Для решения этой задачи применяется
метод массового наблюдения. Обусловленность
выбора указанного метода определяется
тем, что в сводных статистических
характеристиках наблюдается
На втором этапе решается задача сводки и группировки исходных данных, а также представление их в удобной и наглядной форме - в виде таблиц и графиков.
На третьем этапе решается комплекс аналитических задач. При этом могут использоваться те же методы и приемы, что и в других статистических дисциплинах - сводка и группировка, метод средних, ряды распределения, индексы и другие методы и приемы. Однако в настоящее время лишь немногие из перечисленных методов используются для обобщения и анализа.
Наводнение внутреннего
рынка дешевыми, часто контрафактными
товарами, которые ввозятся с нарушением
таможенного законодательства, то есть
не облагаются или не полностью облагаются
таможенными пошлинами и не проходят
должного контроля качества, создает
серьезные препятствия для
Один из возможных подходов к оценке и анализу теневой составляющей внешней торговли состоит в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран – торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен СИФ/ФОБ и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт/экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы (в натуре) и цены.
Существует 3 схемы, по которым осуществляется импорт в Россию:
1.«Белая» - абсолютно легально, соответствуя требованиям ФТС России;
2. «Черная» - нелегально (контрабанда): в большинстве случаев это ввоз товаров без декларирования, без таможенного оформления и без выплат в государственный бюджет. Уголовно-правовая окраска и высокая рискованность такого бизнеса компенсируется практически полной экономией на разнообразных сборах, пошлинах и налогах. Единственная расходная статья при этом виде бизнеса - взятки и поборы криминальных группировок. Очевидно, что черные схемы весьма уязвимы, поэтому очень немногие участники внешнеэкономической деятельности строят свой бизнес на такой основе.
3.«Серая» - (полулегально)
условное название большого
«Серые» схемы чрезвычайно
многообразны, оперативно изменяются,
приспосабливаясь к новациям
таможенного контроля. Их суть
– искажение таможенных
В осуществлении как «серых»,
так и «черных» схем, как правило,
задействуются следующие
1. Продавец товара - это
чаще всего крупная зарубежная
компания, которая может и не
знать, что сделка
2.Российский банк, обеспечивающий перевод необходимой суммы для закупки товара;
3.Компания, закупающая товар и зарегистрированная, кК правило, в оффшоре;
4.«Черный брокер», имеющий «окно» на таможенном посту;
5.Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.
Вся эта цепочка по закону несёт ответственность за нарушение таможенного режима [7].
Система управления рисками (СУР) основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
- Принцип целевой
- Принцип целостности,
заключающийся в разработке и
использовании структурными
- Принцип информационного
единства, заключающийся в совместимости
информационных источников и
единых подходов к процедурам
их обработки и анализа, а
также взаимосвязи информации, как
по вертикали, так и по
- Принцип законности, заключающийся
в соответствии принимаемых
- Принцип единства управления
рисками, заключающийся в
Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности.
Принципами управления являются:
1. Стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;
2. Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.
3. Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.
Основными элементами системы управления рисками являются:
1) Сбор и обработка
информации о товарах и
2) Выявление и анализ рисков.
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
- таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
- объектов анализа;
- критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);