Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования - изучить основные цели, функций и задачи специальной таможенной статистики таможенных правонарушений в сфере таможенного дела.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами таможенных правонарушений;
- привести статистику таможенных правонарушений;
- провести корреляционный анализ.
Введение 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 7
1.1. Понятие и виды таможенных правонарушений 7
1.2. Сущность статистики таможенных правонарушений 10
1.3 Структура и принципы системы управления рисками 16
2. СТАТИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 19
2.1. Статистика правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации 19
2.2. Корреляционный анализ 27
Заключение 32
Библиографический список 33
- индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
- оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.
3) Разработка и реализация мер по управлению рисками.
При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
- прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
- анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
4) Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.
Таким образом, использование СУР таможенными органами обеспечивает возможность таможенным постам не проверять все партии товаров, а сосредоточиться только на рисковых партиях. Автоматизированное выявление профилей риска – одна из самых важных задач автоматизации СУР. Если до применения СУР из всех проверенных парий товара лишь каждый трехсотый досмотр выявлял нарушения, то теперь эффективность СУР при ввозе составляет 8% , то есть результат дает в среднем каждый 13-й досмотр. Однако, несмотря на очевидные преимущества автоматизированной СУР, ее значительные возможности в борьбе с таможенными нарушениями, она не лишена недостатков. Основные недостатки: несовершенство применяемых программных средств; необходимость высокой квалификации специалистов для работы с автоматизированной СУР [7].
Правоохранительная
Таможенные органы РФ являются органами дознания по делам:
1. О контрабанде;
2. Уклонение от уплаты таможенных платежей;
3. Незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела;
4. Иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ.
Таможенные органы РФ ведут оперативно-розыскную деятельность.
Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Дознание осуществляется
с целью обнаружения
Таможенные органы, обнаружив признаки преступления, возбуждают уголовное дело и проводят следующие неотложные следственные действия: осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых и свидетелей. Органу дознания отводится 10 дней для осуществления неотложных действий, затем выносится постановление о передаче дела в прокуратуру. Только после принятия следователем дела к своему производству, таможенный орган может проводить по нему следственные и розыскные мероприятия, руководствуясь поручением следователя.
Дознание по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, осуществляют отделы дознания таможен и отделы организации дознания региональных таможенных управлений. Непосредственно же дознание проводят должностные лица этих подразделений.
Оперативно-розыскная
Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц подготавливающих, совершающих, или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ. Также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.
Оперативно-розыскная
По итогам работы за январь - декабрь 2012 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 612 уголовных дел, в том числе в отношении конкретных лиц - 814 уголовных дел. Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального (673), Северо-Западного (206), Сибирского (190), Дальневосточного (141) таможенных управлений.
В 2012 году таможенными органами Российской Федерации по статьям 226.1 и 229.1 УК РФ возбуждено 1179 уголовных дел. Их доля от общего количества возбужденных уголовных дел составила 73 %.
По статье 194 УК РФ возбуждено 228 уголовных дел (в 2011 году – 79 дел), их доля от общего количества возбужденных таможенными органами уголовных дел составила 14,1%.
По статье 193 УК РФ возбуждено 197 уголовных дел (в 2011 году – 300 дел).
По статье 189 УК РФ возбуждено 8 уголовных дел.
Стоимость товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, составила 120 млн. рублей (в 2011 году - 19 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей – 1,48 млрд. рублей (в 2011 году – 725,6 млн. рублей). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 88,3 млрд. рублей (в 2011 году - 92,3 млрд. рублей).
Из незаконного оборота изъято 148 килограмм наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (в 2011 году – 408,9 кг), более 104 килограмм сильнодействующих веществ (в 2011 году – 38,4 кг).
Предметами преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, автотранспортные средства, товары народного потребления (одежда и обувь), продукты питания.
В январе - декабре 2012 года по подозрению в совершении преступления задержано 301 лицо (в 2011 году - 348 лиц).
Из них 229 подозреваемых заключено судом под стражу, в том числе по ходатайству таможенных органов – 97 (в 2011 году – 258 и 110, соответственно).
В 2012 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 79 170 дел об административных правонарушениях, что превышает аналогичный показатель 2011 года на 9% (72 591).
Без проведения административного расследования возбуждено 47 603 дела об административных правонарушениях (в 2011 году – 40 924), из них составлено 30 683 протокола об административных правонарушениях (в 2011 году – 30 285), вынесено 524 постановления прокурора (в 2011 году – 377), 1 712 постановлений без составления протокола с назначением наказания в виде предупреждения (в 2011 году – 2 120) и 14 684 постановления без составления протокола с назначением наказания в виде штрафа (в 2011 году – 8 142).
С проведением административного расследования возбуждено 31 567 дел об административных правонарушениях (в 2011 году – 31 667), из них вынесено 30 926 определений о возбуждении дела об административных правонарушениях (в 2011 году – 30 901) и 641 постановление прокурора (в 2011 году – 766).
Из общего количества дел, возбужденных в период с января по декабрь 2012 года, 56% приходится на физических лиц, 38% – на юридических лиц, 5% – на должностных лиц, 1% - на неустановленных лиц.
Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (27% от общего количества возбужденных), в связи с нарушением валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (13%), несоблюдения запретов или ограничений (11%), а также недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты (8%).
Предметами правонарушений чаще всего являлись валюта, автотранспортные средства, табак, текстильные материалы и изделия из них, алкогольная и мясная продукция, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее.
В 2012 году по делам об административных правонарушениях принято 79 972 решения (в 2011 году – 70 453), из них должностными лицами таможенных органов 50 051 решение (в 2011 году – 40 387), судом или уполномоченным органом 29 921 решение (в 2011 году – 30 066). В том числе в отношении:
- юридических лиц – 30 711 решений (в 2011 году – 31 397);
- физических лиц – 45 241 решение (в 2011 году – 34 965);
- должностных лиц – 3 979 решений (в 2011 году – 4 020).
Назначено наказаний по 75 820 делам об административных правонарушениях на сумму 140,2 млрд. рублей (в 2011 году – по 65 440 делам на сумму 93,5 млрд. рублей), из которых:
- должностными лицами таможенных органов – по 48 186 делам об административных правонарушениях на сумму 1,5 млрд. рублей (в 2011 году – по 38 479 делам на сумму 1,5 млрд. рублей);
- судом или уполномоченным органом – по 27 634 делам об административных правонарушениях на сумму 138,7 млрд. рублей (в 2011 году – по 26 961 делу на сумму 92 млрд. рублей).
Виды назначенных наказаний:
- предупреждения – по 6 370 делам (в 2011 году – по 5 095);
- административные штрафы – по 55 068 делам на сумму 138,9 млрд. рублей (в 2011 году – по 48 160 делам на сумму 92,1 млрд. рублей);
- конфискация орудий совершения и/или предметов административного правонарушения – по 12 638 делам на сумму 1 млрд. рублей (в 2011 году – по 10 686 делам на сумму 773 млн. рублей);
- административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов административного правонарушения – по 1 733 делам на сумму около 300 млн. рублей (в 2011 году – по 1 476 делам на сумму 573 млн. рублей);
- административный арест – по 11 делам (в 2011 году – по 23).
В 2012 году сохранена положительная динамика сокращения количества прекращенных дел об административных правонарушениях. Их доля от общего количества возбужденных дел в 2012 году составила 5,2% и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 1,7% [6].
Преобразуем итоги правоохранительной деятельности таможенных органов с января по декабрь 2012 года, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, в графический вид:
Таблица 1
Динамика возбуждения дел
Показатель |
2011 год |
2012 год |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях |
72 591 |
79 170 |
Количество возбужденных уголовных дел |
4539 |
1 612 |
Рисунок 1. Структура возбуждаемых дел по субъектам правонарушений в период с января по декабрь 2012 года
Одним из важных элементов
таможенного регулирования
Работа по противодействию
коррупции в таможенных органах
осуществляется в соответствии с
Национальной стратегией и Национальным
планом противодействия коррупции,
утвержденными Указами
В соответствии с Федеральным
законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» одним
из направлений деятельности государственных
органов по повышению эффективности
противодействия коррупции
Приоритетные направления работы данных подразделений:
- защита экономического суверенитета и экономической безопасности России, организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в таможенных органах;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы в таможенных органах.