Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:20, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы рассмотреть понятие и деятельность субъектов таможенного права в Российской Федерации; Задачи: рассмотреть понятие и общую характеристику субъектов таможенного права; дать характеристику таможенных органов как субъекта таможенного права; дать характеристику юридическим лицам как субъекты таможенного права; рассмотреть деятельность физических лиц и международных организаций как субъектов таможенного права.
Содержание
Введение 1. Понятие и общая характеристика субъектов таможенного права 2. Таможенные органы как субъекта таможенного права 2.1 Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации и система таможенных органов 2.2 Полномочия и деятельность таможенных органов 3. Юридические лица как субъекты таможенного права 3.1 Понятие и правоспособность юридических лиц 3.2 Перевозчик и таможенный брокер как профессиональные субъекты таможенного права 4. Физические лица и международные организации как субъекты таможенного права 4.1 Физические лица как субъекты таможенного права 4.2 Международные организации как субъекты таможенного права Заключение Список литературы
1. Понятие
и общая характеристика субъектов
таможенного права
2. Таможенные
органы как субъекта таможенного
права
2.1 Таможенные
органы и их место в системе
государственных органов Российской
Федерации и система таможенных
органов
2.2 Полномочия
и деятельность таможенных органов
3. Юридические
лица как субъекты таможенного
права
3.1 Понятие
и правоспособность юридических
лиц
3.2 Перевозчик
и таможенный брокер как профессиональные
субъекты таможенного права
4. Физические
лица и международные организации
как субъекты таможенного права
4.1 Физические
лица как субъекты таможенного
права
4.2 Международные
организации как субъекты таможенного
права
Заключение
Список литературы
Введение
Последнее десятилетие убедило
всех в том, что таможенное законодательство
касается не какой-то ограниченной прослойки
общества, не какого-то отдельного сектора
экономики, а непосредственно затрагивает
интересы большей части российского общества.
Таможенный кодекс регламентирует интересы
бизнес-сообщества и граждан, пересекающих
таможенную границу с самыми разными целями
(туризм, гуманитарные контакты, деловые
поездки и т.д.). Он касается даже тех, кто
не планирует отправляться за границу:
регламентируя порядок уплаты таможенных
платежей, таможенное законодательство
затрагивает интересы многомиллионной
армии покупателей иностранных товаров.
Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые
товары, будучи косвенными налогами, включаются
в цену товара и тем самым касаются практически
каждого семейного и иного бюджета. Наконец,
следует помнить о том, что доходы, собираемые
таможенными органами, составляют около
трети всех налоговых поступлений в федеральный
бюджет. Все эти причины в их совокупности
обуславливают актуальность выбранной
темы.
Таким образом, субъекты таможенного
права весьма многочисленны и разнообразны.
Цель работы рассмотреть понятие
и деятельность субъектов таможенного
права в Российской Федерации;
Задачи:
рассмотреть понятие и общую
характеристику субъектов таможенного
права;
дать характеристику таможенных
органов как субъекта таможенного права;
дать характеристику юридическим
лицам как субъекты таможенного права;
рассмотреть деятельность физических
лиц и международных организаций как субъектов
таможенного права.
1. Понятие и общая характеристика
субъектов таможенного права
Субъектом таможенного права
признаётся тот, кто наделяется правами
и обязанностями в таможенной сфере.
Субъектами таможенного права
являются:
- Таможенные органы;
- Государственные служащие
таможенных органов и служащие
таможенных организаций;
- Юридические лица;
- Физические лица;
- Международные организации.
Эти субъекты могут быть разделены
на две группы: специальные и иные субъекты.
Специального субъекта таможенного
права - таможенные органы и государственные
служащие таможенных органов. Их специфика
определяется установленной таможенным
правом компетенцией таможенных органов,
совокупностью возложенных на них задач
и функций, а также объемом конкретных
прав и обязанностей.
Иные субъекты - «лица» и «российские
лица» двоякого рода: юридические лица
- предприятия, учреждения и организации
и физические лица, вступающие в различные
правоотношения с таможенными органами,
кроме того, к иным субъектам относятся
также международные организации, имеющие
отношение к таможенному делу.
Таможенное право предоставляет
всем юридическим и физическим лицам равные
права. Они на равных основаниях вступают
в таможенные правоотношения: ввозят в
РФ и вывозят из неё товары и транспортные
средства, в том числе при осуществлении
внешнеэкономической деятельности. Монополии
государства на внешнеэкономическую деятельность
в РФ не существует.
Все лица на равных основаниях
имеют право на перемещение товаров и
транспортных средств через таможенную
границу в порядке, установленном настоящим
Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Кодексом, иными федеральными
законами и международными договорами
Российской Федерации (ст. 12 ТК РФ).
2. Таможенные органы как
субъекта таможенного права
2.1 Таможенные органы и
их место в системе государственных
органов Российской Федерации
и система таможенных органов
Для реализации всего комплекса
мероприятий, составляющих таможенное
дело (взимание таможенных платежей, таможенное
оформление, таможенный контроль и т.д.),
создаются таможенные органы, составляющие
единую систему, в которую входят:
- ГТК России;
- региональные таможенные
управления;
- таможни;
- таможенные посты.
Таможенные органы составляют
единую централизованную систему.
Единство системы таможенных
органов обусловлено единством цели и
задач таможенных органов (ст. 1 ТК РФ),
единством таможенной территории (п. 1
ст. 2 ТК РФ), а также единством выполняемых
функций (ст. 403 ТК РФ).
Система таможенных органов
представляет собою совокупность государственных
органов, построенную иерархически в соответствии
с их компетенцией. Возглавляет систему
таможенных органов, объединяет и направляет
их деятельность Государственный таможенный
комитет (ГТК России).
Нижестоящие таможенные органы
подчиняются вышестоящим. В свою очередь,
вышестоящие таможенные органы направляют
и контролируют деятельность нижестоящих.
Решения вышестоящих таможенных органов
обязательны для нижестоящих. При этом
единое централизованное руководство
в системе таможенных органов не должно
подавлять инициативу нижестоящих таможенных
органов, которые, в свою очередь, ответственны
за выполнение возложенных на них задач
на подведомственных территориях.
Все четыре звена системы таможенных
органов являются федеральными органами.
Они предназначены для реализации полномочий
федеральной власти в сфере таможенного
регулирования и финансируются за счет
средств федерального бюджета. Органы
государственной власти субъектов Федерации,
органы местного самоуправления, а также
общественные объединения не вправе вмешиваться
в деятельность таможенных органов при
осуществлении ими своих функций (п. 2 ст.
401 ТК РФ).
Таможенные органы являются
правоохранительными органами. ТК РФ 2003
г. в отличие ТК РФ 1993 г. не содержит такой
нормы. Однако правоохранительный характер
деятельности таможенных органов вытекает
из выполняемых ими функций (в соответствии
с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы ведут
борьбу с контрабандой и иными преступлениями,
административными правонарушениями
в сфере таможенного дела, пресекают незаконный
оборот через таможенную границу наркотических
средств, оружия, культурных ценностей,
радиоактивных веществ, других товаров
и предметов, кроме того, оказывают содействие
в борьбе с международным терроризмом
и пресечении незаконного вмешательства
в аэропортах РФ в деятельность международной
гражданской авиации), а также из закрепляемых
за ними полномочий (право должностных
лиц таможенных органов применять физическую
силу, специальные средства и оружие).
Законодательство РФ, к сожалению,
не содержит исчерпывающего определения
правоохранительных органов. В юридической
науке под правоохранительными органами
понимаются "такие государственные
органы и общественные организации, которые
всей своей деятельностью на основе закона,
в соответствующих формах и на демократических
принципах призваны обеспечить законность
и правопорядок, защиту прав и интересов
граждан, трудовых коллективов, общества
и государства, предупреждать и пресекать
правонарушения, применять государственное
принуждение или общественное воздействие
к лицам, нарушившим законность и правопорядок".
Деятельность правоохранительных
органов характеризуется рядом отличительных
черт.
1. Правоохранительные органы
осуществляют свою деятельность
в строгом соответствии с законом,
который в ряде случаев предусматривает
для этого определенную процессуальную
форму.
2. Правоохранительная деятельность
может осуществляться только
лицами, состоящими на службе
в правоохранительных органах.
3. Результаты правоохранительной
деятельности достигаются реализацией
следующих функций: конституционного
контроля, отправления правосудия,
прокурорского надзора, расследования
преступлений, оперативно-розыскной
деятельности, исполнения судебных
решений, оказания юридической помощи
и защиты по уголовным делам,
предупреждения преступлений и
иных правонарушений. Перечисленные
функции выполняются правоохранительными
органами в соответствии с
основополагающими принципами разделения
властей. При этом одноименные
функции выполняются различными
правоохранительными органами при
разграничении их подведомственности,
подследственности или подсудности.
4. Решения правоохранительных
органов представляют собой меры
юридического воздействия, принимаемые
на основе закона и с учетом
конкретных обстоятельств, в связи
с которыми было осуществлено
вмешательство правоохранительных
органов.
5. Правоохранительные органы
действуют только при наличии
конкретного повода - факта правонарушения
или необходимости предупреждения
его совершения.
6. Законные решения и
обоснованные требования правоохранительных
органов подлежат обязательному
выполнению всеми гражданами
и должностными лицами.
7. Решения правоохранительных
органов, затрагивающие права и
интересы граждан, а также интересы
государства, различных организаций
(государственных, частных, общественных),
могут быть обжалованы в установленном
порядке.
Таможенные органы, составляя
единую систему, представляют собой подсистему
общей системы органов исполнительной
власти. Координацию и взаимодействие
таможенных органов и иных органов исполнительной
власти в целях эффективного таможенного
регулирования обеспечивает Правительство
РФ, осуществляющее общее руководство
таможенным делом в РФ (п. 3 ст. 1 ТК РФ).
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области
таможенного дела;
2) региональные таможенные
управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация
региональных таможенных управлений,
таможен и таможенных постов осуществляются
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного
дела.
Компетенция конкретных таможенных
органов по осуществлению конкретных
функций, совершению определенных таможенных
операций, а также регион деятельности
таможенных органов определяются федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным
в области таможенного дела. Федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, вправе создавать
специализированные таможенные органы,
компетенция которых ограничивается отдельными
правомочиями для выполнения некоторых
функций, возложенных на таможенные органы,
либо для совершения таможенных операций
в отношении определенных видов товаров.
Региональные таможенные управления,
таможни и таможенные посты действуют
на основании положений, утверждаемых
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного
дела. Таможенные посты могут не обладать
статусом юридического лица.
В систему таможенных органов
также входят не являющиеся правоохранительными
органами учреждения, которые учреждаются
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного
дела, для обеспечения деятельности таможенных
органов.
2.2 Полномочия и деятельность
таможенных органов
Одновременно с мерами, направленными
на упрощение и ускорение таможенных процедур,
ограничение правотворческого произвола
ГТК, ТК РФ расширяет полномочия таможенных
органов в области таможенного контроля.
В частности, ТК РФ вводит новую
форму таможенного контроля - таможенная
ревизия (ст.376). Под таможенной ревизией
понимается проверка факта выпуска товаров,
а также достоверности сведений, указанных
в таможенной декларации и иных документах,
представляемых при таможенном оформлении.
В порядке таможенной ревизии таможенные
органы вправе знакомиться с данными бухгалтерского
учета и отчетности, со счетами, с любой
другой производственной, коммерческой,
банковской информацией декларантов и
иных лиц, осматривать помещения, проводить
инвентаризацию товаров, изымать их и
накладывать на них арест.
Кодекс сохраняет фискальные
и контрольно-надзирательные функции
таможенной службы, в том числе валютный
контроль.
Кроме того, таможенные органы
выполняют правоохранительные функции
(оперативно-розыскная деятельность, проведение
следственных мероприятий и дознания)
в силу КоАП РФ и по ряду составов преступлений,
предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Кодексом предусматривается,
что таможенный орган обязан выпустить
в свободное обращение товар не позднее
трех рабочих дней со дня принятия таможенной
декларации, представления иных необходимых
документов и сведений, а также со дня
предъявления товаров таможенным органам
(п.1 ст.152 ТК РФ). Сейчас таможенное законодательство
устанавливает для этой процедуры срок
10 дней.
При этом в целях выпуска для
свободного обращения ввезенных на таможенную
территорию РФ товаров таможенные органы
не вправе требовать подтверждение поступления
сумм таможенных пошлин и налогов на счета
таможенных органов (п.2 ст.149 ТК РФ). Это
не значит, что указанные суммы уплачивать
не обязательно, однако освобождение импортеров
от обязанности подтвердить поступление
налогов на счета таможенных органов значительно
ускоряет процедуру таможенного оформления.
Ускорению таможенного оформления
может способствовать и широкое внедрение
информационных технологий. Электронная
форма декларирования допускается и действующим
Таможенным кодексом РФ (ст.169), однако
в новом Кодексе нормы о представлении
документов в электронном виде представлены
более широко (п.8 ст.63, п.3 ст.72, п.7 ст.81, п.4
ст.102, п.1 ст.124 и другие). Кроме того, информационным
технологиям в таможенном деле посвящена
отдельная глава Кодекса.