Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:20, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы рассмотреть понятие и деятельность субъектов таможенного права в Российской Федерации; Задачи: рассмотреть понятие и общую характеристику субъектов таможенного права; дать характеристику таможенных органов как субъекта таможенного права; дать характеристику юридическим лицам как субъекты таможенного права; рассмотреть деятельность физических лиц и международных организаций как субъектов таможенного права.
Содержание
Введение 1. Понятие и общая характеристика субъектов таможенного права 2. Таможенные органы как субъекта таможенного права 2.1 Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации и система таможенных органов 2.2 Полномочия и деятельность таможенных органов 3. Юридические лица как субъекты таможенного права 3.1 Понятие и правоспособность юридических лиц 3.2 Перевозчик и таможенный брокер как профессиональные субъекты таможенного права 4. Физические лица и международные организации как субъекты таможенного права 4.1 Физические лица как субъекты таможенного права 4.2 Международные организации как субъекты таможенного права Заключение Список литературы
b)Физические лица (Иностранный
гражданин, Постоянно проживающий
на территории РФ иностранный
гражданин, Временно проживающий
на территории РФ иностранный
гражданин)
Глава 2. Таможенные органы как
субъекты таможенного права
.1 Таможенные органы и
их место в системе государственных
органов Российской Федерации
и система таможенных органов
Таможенные органы РФ являются
обязательными участниками таможенных
правоотношений. Они составляют федеральную
централизованную систему. В систему таможенных
органов входят:
) Федеральная таможенная
служба РФ (ФТС России);
) Региональные таможенные
управления (РТУ);
) таможни;
) таможенные посты.
В систему таможенных органов
также входят не являющиеся правоохранительными
органами учреждения, которые находятся
в ведении ФТС России, для обеспечения
деятельности таможенных органов (так
называемые таможенные учреждения - научно-исследовательские,
издательские, экспертные, образовательные,
медицинские и иные учреждения системы
ФТС России).
ФТС России - федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в области
таможенного дела, функции агента валютного
контроля и специальные функции по борьбе
с контрабандой, иными преступлениями
и административными правонарушениями
в области таможенного дела. ФТС России
возглавляет единую федеральную централизованную
систему таможенных органов РФ и в своей
деятельности подчинена Правительству
РФ. Правовой статус ФТС России определен
Положением о ФТС, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 26 июля 2006 года № 459.
В отличие от других федеральных служб
ФТС России может осуществлять нормативное
правовое регулирование.
РТУ - таможенный орган, входящий
в единую федеральную централизованную
систему таможенных органов и обеспечивающий
реализацию задач и функций ФТС России
на территории подведомственного региона.
Регион деятельности РТУ определяется
ФТС России по согласованию с Министерством
экономического развития и торговли РФ.
Таможня - таможенный орган,
входящий в единую федеральную централизованную
систему таможенных органов и осуществляющий
таможенное оформление и таможенный контроль
за товарами и транспортными средствами,
перемещаемыми через таможенную границу
на территории подведомственного региона.
Регион деятельности таможни определяется
ФТС России по согласованию с Министерством
экономического развития и торговли РФ.
Таможенный пост - таможенный
орган, входящий в единую федеральную
централизованную систему таможенных
органов и уполномоченный проводить таможенное
оформление и таможенный контроль за товарами
и транспортными средствами, перемещаемыми
через таможенную границу в определенном
пункте или на определенной территории.
Регион деятельности таможенного поста
определяется ФТС России по согласованию
с Министерством экономического развития
и торговли РФ.
ФТС России по согласованию
с Министерством экономического развития
и торговли РФ вправе создавать специализированные
таможенные органы, компетенция которых
ограничивается отдельными правомочиями
для выполнения некоторых функций, возложенных
на таможенные органы, либо для совершения
таможенных операций в отношении определенных
видов товаров.
Глава 3. Юридические и физические
лица как субъекты таможенного права
Юридическим
лицом признаётся организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и иные личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Юридические лица имеют самостоятельный
баланс или смету.
Для осуществления юридическим
лицом той или иной деятельности существенное
значение имеет его правоспособность. Правоспособность означает способность
юридического лица иметь гражданские
права, соответствующие целям его деятельности,
предусмотренным в его учредительных
документах, и нести связанные с этой деятельностью
обязанности.
Различается правоспособность
специальная и общая.
Специальная
правоспособность означает, что юридическое лицо обладает
только теми гражданскими правами и несёт
только те обязанности, которые предусмотрены
в его учредительных документах и соответствуют
цели создания юридического лица. В уставе
в этом случае указываются виды деятельности,
которыми оно вправе заниматься. Требования
специальной правоспособности распространяются
на учреждения и иные некоммерческие организации,
а также на унитарные государственные
и муниципальные и некоторые другие прямо
указанные в законе коммерческие организации.
Следовательно, если специальная
правоспособность юридического лица не
включает в себя внешнеэкономическую
деятельность, то заниматься ею лицо не
вправе.
Подавляющее большинство юридических
лиц, отнесённых к коммерческим организациям,
обладаетобщей правоспособностью. Они
могут иметь гражданские права и нести
гражданские обязанности, необходимые
для осуществления любых видов деятельности,
не запрещённых законом и учредительными
документами, в том числе и внешнеэкономической.
Определённые ограничения внешнеэкономической
деятельности юридических лиц могут устанавливаться
путём лицензирования. Под лицензированием
понимается выдача уполномоченными на
то органами специального разрешения
на ведение соответствующей деятельности.
В области таможенного дела
наметилась тенденция к расширению сфер
деятельности физических и юридических
лиц, занимающихся профессиональным посредничеством.
Посреднические функции в этой области
осуществляются таможенными брокерами.
Брокеры являются субъектами таможенных
правоотношений. Таможенным брокером
(посредником) может созданное в соответствии
с законодательством РФ предприятие, обладающее
правами юридического лица и получившее
лицензию ФТС России на осуществление
деятельности в качестве таможенного
брокера.
Таможенный брокер - посредническая
организация, совершающая таможенные
операции от имени и по поручению декларанта
или иного лица, на которого возложена
обязанность или которому предоставлено
право совершать таможенные операции
в соответствии с ТК РФ. Им может быть только
российское юридическое лицо, включенное
в Реестр таможенных брокеров (представителей).
Правовой статус таможенного брокера
определен ст.ст. 139 - 145 ТК РФ.
Таможенный перевозчик - транспортная
организация, осуществляющая перевозку
товаров, находящихся под таможенным контролем,
в случаях и на условиях, предусмотренных
ТК РФ. Им может быть только российское
юридическое лицо, включенное в Реестр
таможенных перевозчиков. Правовой статус
таможенного перевозчика определен ст.ст.
93 - 98 ТК РФ.
Владелец склада временного
хранения - складская организация, осуществляющая
хранение товаров, находящихся под таможенным
контролем, в случаях и на условиях, предусмотренных
ТК РФ. Им может быть российское юридическое
лицо, включенное в Реестр владельцев
складов временного хранения, или таможенный
орган. Правовое положение владельца частного
склада временного хранения закреплено
ст.ст. 108 - 114 ТК РФ.
Владелец таможенного склада
- складская организация, осуществляющая
хранение товаров, помещенных под таможенный
режим таможенного склада. Им может быть
российское юридическое лицо, включенное
в Реестр владельцев таможенных складов,
или таможенный орган. Правовой статус
владельца таможенного склада определен
ст.ст. 226 - 232 ТК РФ.
Владелец магазина беспошлинной
торговли - торговая организация, осуществляющая
розничную продажу товаров физическим
лицам, выезжающим за пределы таможенной
территории РФ, в случаях и на условиях,
предусмотренных ТК РФ. Им может быть только
российское юридическое лицо, имеющее
право на розничную продажу товаров и
открытое с соблюдением правил, предусмотренных
ст. 261 ТК РФ. Правовое положение владельца
магазина беспошлинной торговли определено
ст.ст. 259 - 263 ТК РФ.
Физические лица - это граждане РФ, иностранные граждане
и лица без гражданства.
Правовое положение граждан
характеризуется понятием правоспособности
и дееспособности.Правоспособность -
это способность гражданина иметь права
и обязанности, т.е. быть субъектом этих
прав и обязанностей.
Для того чтобы своими действиями
приобретать т осуществлять гражданские
права, то своего имени создавать для себя
обязанности и исполнять их, гражданин
должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности
и дееспособности граждан урегулированы
ГК РФ.
ГК РФ закрепил равную для всех
граждан правоспособность. Иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются
в РФ гражданской правоспособностью наравне
с российскими гражданами. Они имеют в
таможенной сфере те же права, что и российские
граждане. Они несут ответственность за
нарушение таможенных правил на общих
основаниях с российскими гражданами
(ст. 233 ТК РФ).
Физические лица пользуются
теми же правами по перемещению товаров
и транспортных средств через таможенную
границу, что и юридические лица. Однако
при перемещении товаров и транспортных
средств через таможенную границу физическими
лицами имеют значение цели перемещения,
которые и необходимо установить: для
личного использования или для коммерческих
целей. Товары, предназначенные не для
коммерческих целей, подлежат декларированию,
таможенному оформлению и таможенному
контролю в упрощённом порядке.
В области таможенного дела
наметилась тенденция к расширению сфер
деятельности физических и юридических
лиц, занимающихся профессиональным посредничеством.
Посреднические функции в этой области
осуществляются таможенными брокерами.
Брокеры являются субъектами таможенных
правоотношений. Согласно ч. 1 ст. 157. ТК
РФ, таможенным брокером (посредником)
может созданное в соответствии с законодательством
РФ предприятие, обладающее правами юридического
лица и получившее лицензию ГТК России
на осуществление деятельности в качестве
таможенного брокера.
Взаимные права и обязанности
таможенных органов и иных субъектов таможенных
правоотношений детально регламентируются
ТК РФ. Любое лицо имеет право обжаловать
решения (в том числе нормативные акты),
действия или бездействие таможенных
органов РФ и их должностных лиц, если
упомянутые решения, действия или бездействие
затрагивают это лицо непосредственно
и индивидуально. Причём участник таможенных
правоотношений, считающий, что его права
нарушены, должен сначала обратиться в
таможенные органы, и лишь потом, если
спор не разрешён, то в суд (разд. XІІІ ТК
РФ).
Декларант - лицо, которое декларирует
товары или от имени которого декларируются
товары. Правовой статус декларанта закреплен
ст.ст. 126 и 127 ТК РФ.
Специалист по таможенному оформлению
- физическое лицо, обладающее специальными
познаниями в области таможенного оформления
товаров и включенное в штат сотрудников
таможенного брокера.
Квалификация и специальные
познания специалиста по таможенному
оформлению должны быть подтверждены
квалификационным аттестатом специалиста
по таможенному оформлению, выданным ФТС
России. Программа квалификационного
экзамена для специалистов по таможенному
оформлению утверждается Министерством
экономического развития и торговли РФ.
Правовой статус специалиста
по таможенному оформлению установлен
ст.ст. 146 - 148 ТК РФ.
Иностранные граждане и лица
без гражданства пользуются в РФ гражданской
правоспособностью наравне с российскими
гражданами. Они имеют в таможенной сфере
те же права, что и российские граждане.
Они несут ответственность за нарушение
таможенных правил на общих основаниях
с
Глава 4. Международные организации
как субъекты таможенного права
В числе международных организаций
- субъектов таможенного права может быть
назван, например, Совет таможенного сотрудничества,
созданный в 1953 г. в Брюсселе. Россия как
правопреемница СССР является членом
этого совета.
Высшим органом Таможенного
союза стран - членов СНГ является Таможенный
Совет.
Его цели:
Обеспечение функционирования
Таможенного союза;
Выработка и проведение единой
таможенной политики;
Противодействие монополизму,
а также дискриминационным акциям иностранных
государств и их союзов;
Пресечение недобросовестной
конкуренции при осуществлении экспортно-импортных
операций;
Унификация таможенного законодательства
и таможенных процедур и др. (Положение
о Таможенном совете, подписанное странами
СНГ в Москве 13 марта 1992 г.).
Всемирная торговая организация
(ВТО) создана в 1994 г. в ходе Уругвайского
раунда ГАТТ (Генеральное соглашение по
тарифам и торговле), на котором было решено
преобразовать ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою
деятельность с 1 января 1995 г. Она исходит
из того, что мировая торговля должна развиваться
по экономическим законам, никакие административные
и дискриминационные методы регулирования
недопустимы.
Заключение
Таможенные органы составляют
единую централизованную систему.
Единство системы таможенных
органов обусловлено единством цели и
задач таможенных органов (ст. 1 ТК РФ),
единством таможенной территории (п. 1
ст. 2 ТК РФ), а также единством выполняемых
функций (ст. 403 ТК РФ).
Система таможенных органов
представляет собою совокупность государственных
органов, построенную иерархически в соответствии
с их компетенцией. Возглавляет систему
таможенных органов, объединяет и направляет
их деятельность Государственный таможенный
комитет (ГТК России).
Нижестоящие таможенные органы
подчиняются вышестоящим. В свою очередь,
вышестоящие таможенные органы направляют
и контролируют деятельность нижестоящих.
Решения вышестоящих таможенных органов
обязательны для нижестоящих. При этом
единое централизованное руководство
в системе таможенных органов не должно
подавлять инициативу нижестоящих таможенных
органов, которые, в свою очередь, ответственны
за выполнение возложенных на них задач
на подведомственных территориях.
Все четыре звена системы таможенных
органов являются федеральными органами.
Они предназначены для реализации полномочий
федеральной власти в сфере таможенного
регулирования и финансируются за счет
средств федерального бюджета. Органы
государственной власти субъектов Федерации,
органы местного самоуправления, а также
общественные объединения не вправе вмешиваться
в деятельность таможенных органов при
осуществлении ими своих функций (п. 2 ст.
401 ТК РФ).